Ядерное оружие, НАТО и ислам. Как разобраться в геополитике на примере "Игры престолов"
Седьмой сезон "Игры престолов" в очередной раз доказал, что это - самое пиратское шоу в мире, а значит, и самое популярное. Чаще всех других звучал призыв: "Поскорее слейте новую серию!", а каждый свежий эпизод сопровождался очередными мемами и вопросами.
Главным стал: где белые ходоки взяли цепь, чтобы поднять мертвого дракона из воды? Перебрав множество вариантов, публика все-таки пришла к выводу, что они убили человечью цепь и традиционно оживили. Касаемо умения бороздить подводные просторы, то здесь все сошлись на том, что ходоки имеют особые спортивные таланты - дайвинг, метание копья. То ли еще будет...
Второй важный для зрителя момент - это взаимоотношения героев. Сериал начинался как антагонист "Властелина колец", героизм и благородство вознаграждались здесь мучениями и смертью. И это было понятно: в основу романа Джорджа Р. Р. Мартина "Песнь льда и огня" легла история Англии XV в., формирование географии британских островов - то есть алчущее крови Средневековье.
В начальных сезонах симпатии были в основном на стороне Маленького Мука - "выродка" из рода Ланнистеров карлика Тириона. Теперь в сердцах зрителей он уступил место Джону Сноу и Дейенерис. В "Игре престолов" положительные герои отличаются от отрицательных тем, что не убивают ради забавы, а действуют боле конструктивно. Понятно, что мы не могли не полюбить блондинку с Юга с ее неизменным "преклоните колено, иначе мои драконы зажарят вас заживо". Эмо Джона Сноу мы любим за то, что он не такой скандальный как, например, сестры Старк.
В седьмом сезоне отношения девушек такие же теплые, как и сестриц в классическом триллере Олдрича "Что случилось с Бэби Джейн?" Зрители уже успели сравнить Арью с родственником, который откинулся, вернулся с зоны и теперь кошмарит всю семью. Но дело обстоит еще хуже - младшая Старк обладает теми же умениями, что и Терминатор из одноименного фильма: превращаться в кого угодно и убивать.
Авторы, конечно, отдают дань феминизму. От насилия над женщинами сериал скользнул в колею, где дамы превращаются в полноценных соперников и героев, а "яжемать" Серсея со своими интригами и коварством выглядит неполноценной истеричкой.
Больше, чем сериал
Главной амбицией "Игры престолов", кроме завоевания премий "Эмми" и привлечения огромной аудитории, всегда было расширение понятия о том, что такое телевидение. До недавнего времени сериал предлагал нам пытки и секс, но седьмой сезон - это зрелищные битвы, достойные кинотеатров IMAX.
Режиссер Алан Тейлор признается, что первые сезоны "Игры" имели сжатый бюджет. Например, сцену, когда 20 тыс. человек выезжают из лесу, снимали с 20 статистами. Поучаствовав в производстве других телепродуктов и вернувшись делать седьмой сезон, Тейлор удивился, насколько масштабным стал сериал - НВО явно не скупится на вложения. "Игра престолов" как никакая другая художественная работа смыла разницу между режиссерами и актерами широких экранов и телевидения.
Кроме того, кровь, кишки и политические интриги сериала не первый год используются в Гаварде для привлечения студентов к разным областям науки. Например, лингвистике.
Джон Рональд Руэл Толкин упражнялся в изобретении новых наречий для мифических народов в своем "Властелине колец". Отдельный язык создавался специально для персонажей франшизы "Гадкий Я" и героев "Заводного апельсина".
Магистр лингвистики Дэвид Дж. Петерсон был в свое время нанят как создатель языка для воинов-дотракийцев. Петерсон придумал более 3 тыс. слов, зашифровав в самые ласковые из них имена своей жены и любимой кошки. Кроме того, он придумал язык для валирийцев - аналог латыни. В Гавард его пригласили прочесть трехуровневый курс "Лингвистика "Игры престолов" и искусство языкового изобретения".
До этого там же читался курс киноведения, основанный на сериале "Игра престолов". А на изучение средневековой истории студентов зазывают мелодией Рамина Джавади. На курсе "Реальная Игра престолов: от современных мифов до средневековых моделей" обсуждается набор архетипических персонажей сериала и аналоги героев в средневековой истории, религии и литературе. В то время как интерес к этой области науки у студентов падает, одержимость сериалом растет каждый день. Почему бы не использовать увлечение телешоу?
Не отстает от Гаварда и компания IKEA. В Лос-Анджелесе на мероприятии Getty Museum дизайнер-постановщик костюмов к "Игре престолов" Мишель Клэптон продемонстрировал, что накидки, которые носит Ночной дозор, на самом деле овчинные ковры из IKEA за $79. "Мы берем все, что можем, режем, бреем, а затем добавляем кожаные ремни", - заявил он. После чего IKEA выпустила инструкции, как превратить коврик из овчины в плащ.
Белые ходоки и огнедышащие драконы
Проблема белых ходоков похожа на проблему международной координации в области изменения климата. Ни одно из государств не может предотвратить глобальное потепление самостоятельно, и почти все страны - эмитенты парниковых газов.
Известно, что выбросы CO2 резко возросли за последние 100 лет с потенциально катастрофическими последствиями для человеческой расы. Но одновременно присутствуют скептические настроения по отношению к этой проблеме. Многие страны гораздо больше, чем экологией, интересуются внутренними и внешними политическими проблемами. Так же и благородные семейства из "Игры престолов" ориентированы на краткосрочные интересы, блокируя основную задачу - остановить белых зомби.
Ну а драконов рассматривают как ядерный сдерживающий фактор. Но Мартин не считает, что ядерной оружие, так же как и драконы, может помочь в достижении конкретных геополитических целей. Вспомним войну Америки во Вьетнаме или Ираке, Советского Союза в Афганистане. Затяжная партизанская компания не позволила этим ядерным державам стать победителями, как и Дейенерис, несмотря на наличие драконов, не всегда может завоевать противника. Ей нужны единомышленники - так же CША ищет союзников в НАТО. Троица драконов напоминает нам ядерную триаду Америки: системы доставки, которые базируются в воздухе, воде и суше.
Но в седьмом сезоне у Дейенерис остается всего два дракона. Между тем некоторые американские аналитики давно говорили об экономии путем модернизации - ликвидировать атомные подводные лодки, вооружённые соответствующими баллистическими ракетами, т. е. морскую составляющую. Неудивительно, что убитый дракон оказывается именно в воде.
Хотя для нас актуальнее сравнить его с ядерными вооружением, которое Россия позаимствовала у Украины с самыми плохими намерениями. Белые ходоки лишили своих врагов дракона, после чего реанимировали его.
Не забудем и о стратегических решениях, основанных на принципах веры Красной жрицы. Узкие рамки фундаментализма этой дамы эквивалентны Исламской Республики Иран.
Ну и одичалые. Мартин сравнивает их с сирийскими беженцами. И считает такими же жертвами, как и тех, кто пострадал от террористических актов в Европе.
Политика и дипломатия
С самых первых эпизодов "Игру престолов" рассматривают в политическом аспекте. И "Карточный домик", который изначально был ориентирован на подобные ассоциации, зачастую уступал место саге Мартина. Демократы считали, что белые ходоки - это сторонники Трампа, а республиканцы, что это сторонники Хилари. Нынешнего президента США успели обозвать Джефри, а провалившуюся кандидатку - Серсеей.
Однако клан Ланнистеров зачастую сравнивают именно с семейством Трампа. Во-первых, из-за денежных проблем. Финансовые аналитики доказывают, что на самом деле Трамп имеет лишь половину, а то и треть тех доходов, которыми он хвастает. Так же и политический энтузиазм преступной семейки из "Игры престолов" вырос, как только выяснилось, что у них не все гладко с деньгами в Железном Банке. Администрация Трампа не считает потепление глобальной проблемой, а Ланнистеры настолько заняты собой, что долгое время просто не верили в существование белых ходоков. А тут еще и обвинение в инцесте... Впрочем, у критиков Трампа нет никаких доказательств, кроме косвенных: как-то он публично похвалил фигуру своей дочери и сказал, что если бы не был ее отцом, с удовольствием отправился бы с ней на свидание.
В тоже время в Дейенерис мы видим самого популистского из лидеров сериала. "Я здесь не для убийства" - это лишь иллюзия выбора. С другой стороны, быть положительным героем непросто, когда за каждый твой добрый поступок расплатой будут проблемы в экономике: она хотела запретить работорговлю и выяснила, что рабы - самый выгодный товар.
Аналитики в области экономики и политики уже давно назвали главную ошибку всех лидеров "Игры престолов": стремясь завоевать кого-либо, правители почти не используют мощный фактор, который присутствует всегда, - недовольство народа правящим классом.
Тактики и стратегии героев романа "Песнь льда и огня" вызывает интерес специалистов в области истории, дипломатии и финансов. Белокурую Дейнерис они определяют как представителя прогрессивизма, но в то же время мы видим, что ее геополитические ходы выдают империалиста - наличие ядерного вооружения (драконы) и завоевание новых земель.
Серсея - устаревший политик с патриархальными взглядами и без внешних союзников. Эксперты по международной политики видят в ней неоконсерватора. Ее выигрышным методом могла бы стать диверсионная война. И как политики в наше время используют ее для прикрытия террористические организации, так бы и ей неплохо использовать факт существования белых ходоков.
Джон Сноу - либертарианец. Его сравнивали с Обамой из-за умения видеть игру в перспективе и отсутствие внятной реакции на актуальные конфликты. Сильной экономической стороной Джона мог бы стать эгалитаризм - создание общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов.
Дипломатические недостатки Сансы Старк - такие же, как у Сноу. Она не умеет вести короткие политические игры. Хотя умеет выживать. Пока что Санса только пытается стать значимой фигурой в схватке претендентов на престолы и перейти из ранга потерпевших на более высокую ступень.
В Тирионе Ланнистере историки нашли интересное противоречие: этот вроде бы положительный герой придерживается тех же взглядов, какие высказывал итальянский теоретик Никколо Макиавелли. Аналитики видят в нем как важного стратегического советника главнокомандующего, так и претендента на роль монарха или президента Семи королевств.
Внутренние проблемы, как правило, теряют свою актуальность в тот момент, когда внешняя экзистенциальная угроза становится очевидной. Аналитики утверждают, что сага на самом деле повествует о возникновении современного демократического государства. Но пока уже более полувека эта территория находится в сильном упадке, под игом незаконных и некомпетентных правителей. И выход из кризиса один: полный крах королевства для образования нового начала.