Выживут не все. Смогут ли украинцы спасти больницы и поликлиники
На днях Министерство здравоохранения отрапортовало об успехах в реформировании первичного звена медпомощи и рассказало об изменениях, которые ожидают отечественное здравоохранение уже с нового года.
Что ждет больницы?
В начале следующего года должен стартовать очередной этап медицинской реформы, которая должна перевести на новую систему работы вторичный уровень медицинского обслуживания - узких специалистов и больницы. В МОЗ говорят, что одновременно провести реформу не могли - изменения на вторичке требуют больших усилий и затянутся они минимум на несколько лет.
По словам заместителя министра здравоохранения Павла Ковтонюка, в идеале схема должна работать следующим образом: пациент идет к семейному врачу, получает направление, по которому идет в больницу или поликлинику к узкопрофильному специалисту. С этого момента начинается самое интересное. Для того, чтобы получить услугу бесплатно, необходимо поинтересоваться, заключила ли конкретная больница договор с Национальной службой здоровья Украины (именно она отвечает за финансирование медуслуг). Полный список таких медучреждений обещают опубликовать на сайте службы, информировать пациентов о возможности получить услугу бесплатно намерены также при помощи специальных наклеек при входе.
Если у медучреждения есть такой договор, пациент сможет получить бесплатно ряд услуг. Так называемую Программу медгарантий разрабатывают в Нацслужбе здоровья, но представлять общественности не спешат. В Минздраве обещают, что окончательно ее сформируют вместе с бюджетом на следующий год.
Замглавы МОЗ Павел Ковтонюк утверждает, что уже с нового года украинцам не придется платить за услуги, от которых напрямую зависит их жизнь. В приоритете, к примеру, - роды, помощь новорожденным и детям, помощь при сердечнососудистых заболеваниях (инфаркты и инсульты сегодня держат первенство среди причин смерти), а также онкология, где особое внимание будет уделяться диагностике и раннему вмешательству. Лечение пациентов с другими заболеваниями пока останется в руках самих пациентов. Пока точно известно, что государство не будет платить за плановую стоматологию для взрослых.
С кем НСЗУ будет заключать договора?
Принцип "деньги идут за пациентом" предусматривает, что медучреждения перестанут финансировать исходя из количества коек - деньги они получат за конкретный пролеченный случай, причем выбирать больницу пациент сможет по своему усмотрению. Замминистра здравоохранения Павел Ковтонюк говорит, что зачастую украинские больницы только изображают из себя таковые. Так, в одной из областей проанализировали работу всех хирургических отделений и оказалось, что в операциях нуждалось лишь 40% пациентов - остальным больным в этих отделениях операций не делают. А деньги государство на это выделяет.
Теперь же средства больница должна получать только за пролеченный случай. В Минздраве не скрывают, что такой подход неизменно повлечет за собой сокращение персонала. Впрочем, там говорят не о сокращении, а о перераспределении - мол, врачи, которых в избытке, смогут найти себе работу в другом месте, где их не хватает, а уровень зарплат по всей стране будет примерно одинаковым. Насколько это стимулирует врачей переезжать в поисках работы - вопрос риторический.
Кроме того, Нацслужба здоровья будет подписывать договора лишь с теми медучреждениями, которые отвечают определенным требованиям. В частности, это касается наличия медоборудования. К примеру, сегодня в больнице лечат инсульты, но компьютерного томографа в ней нет. А по протоколу лечения проведение КТ требуется. Значит, Нацслужба здоровья подписывать договор с больницей, в которой томографа нет, не будет - пациентам с инсультом придется лечиться в ней за свой счет. Таким образом инициаторы реформы собираются создать конкуренцию: чтобы пациент пришел и больница получила за его лечение деньги, нужно не только стены покрасить, но и закупить оборудование, необходимое для диагностики и лечения.
В больших городах это особой проблемы составить не должно, а вот как быть, к примеру, в районных больницах? В Минздраве считают, что эту проблему должны решать местные власти, а чтобы процесс шел эффективнее, требовать оснащения больниц должны сами жители. К тому же, уже с нового года все медучреждения, которые намерены получать деньги от государства, должны стать коммунальными неприбыльными предприятиями - это позволит им распоряжаться полученными средствами по собственному усмотрению. Впрочем, в МОЗ ничего не говорят о том, не возникнет ли ситуаций, когда врачей попросят посидеть месяц без зарплаты, чтобы купить, к примеру, несколько кувезов для новорожденных. Решать эти проблемы придется руководству больниц при помощи местных властей. Кстати, оплачивать коммуналку, да и вообще отвечать за капитальные расходы медучреждений, обязаны те же местные власти.
Получить медицинскую помощь в рамках Программы медгарантий украинцы смогут не только по направлению от врача - бесплатной будет и экстренная помощь. Пока здесь только готовятся к заключению договоров с Нацслужбой здоровья. Замминистра здравоохранения Павел Ковтонюк утверждает: экстренную помощь будут финансировать на 100%, поскольку предугадать, на какие случаи она будет выезжать и как часто - невозможно. Так что "неотложку" обеспечат всем необходимым.
Но и тут вопросов пока больше, чем ответов. Ведь концепция реформирования предусматривает, что "скорая" должна не лечить больного, а оказать первую помощь и быстро доставить пациента в больницу, где им займутся квалифицированные специалисты. Будут ли эти специалисты, к примеру, в районной больнице, где и отделения "скорой" пока не всегда есть? В МОЗ говорят, что реформу только начинают, так что паниковать раньше времени не стоит. Впрочем, и тут кивают на сознательность самих украинцев - чтобы "неотложка" вовремя доехала к больному, нужны, к примеру, хорошие дороги, а это - зона ответственности местных властей, на которые опять же должны давить сами местные жители. В одном из интервью замминистра здравоохранения Ковтонюк заявил: "Добро пожаловать в реальный мир". Это будет неприятно, но полезно для нашей медицины".
А будет ли реформа?
Продолжит ли страна внедрять медреформу в ее нынешнем виде - пока что большой вопрос. По словам и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, за 28 лет Независимости в Украине было 22 министра здравоохранения, ни один из них не мог эффективно наладить работу ведомства. Так что если команда Супрун уйдет, то ответственность за продолжение медицинской реформы ляжет на плечи нынешнего правительства и парламента. Между тем, в команде нового президента уже заявляют о том, что руководство Минздрава нужно менять, а саму медреформу следует подвергнуть тщательной ревизии.