Вуду, Древний Египет и коты. Как украинцы колдовали себе суженых и успех в бизнесе
Еще несколько веков назад колдовство становилось предметом серьезных судебных разбирательств
В Украине почти утеряна практика народной магии и колдовства. Из некогда богатого арсенала до наших дней сохранились разве что "выкатывание" яйцом да парочка мольфаров в Карпатах. Ну и соли под дверь предполагаемой ведьмы или могильной землицы особо навредившему ближнему подсыпать... Зато в избытке непонятные экстрасенсы, булавки от сглаза, красные нитки и "золотые пирамидки" от Гордона.
Благодаря творениям Голливуда, сегодня мы гораздо больше знаем об обрядах вуду, чем об украинской народной магии, по богатству ничем не уступающей афро-заокеанской экзотике. Вуду - это гремучая смесь из африканских анимистических культов (веры в духов) и христианства. Украинская религиозность во многом похожа - здесь тоже тесно переплелись христианство и дохристианские верования. Это и прыжки через костер на Ивана Купала, и рождественский призыв древнего языческого Мороза на вечерю. Да глянуть хотя бы на пасхальные пасочки, представляющие собой не что иное, как древний фаллический символ - воплощение плодородия и начала новой жизни. Пасочки, заметим, всегда идут в комплекте с яйцами.
Шарлатаны от магии
Еще лет двести назад "украинское вуду" процветало почти так же, как на Гаити и в южных штатах США. Тем более что специалистов должной квалификации хватало в каждом селе или местечке, и, в отличие от нынешних златозубых "ворожей", "целительниц" и "исправительниц кармы", это были те еще знатоки своего дела.
Об украинской магии XVIII - начала XIX вв. сохранилось немало свидетельств. В основном это не какие-то там мемуары и записки очевидцев, а довольно солидные документы, чаще всего - архивы судебных разбирательств. Дело в том, что колдовство в те времена являлось довольно тяжелым преступлением, поэтому такие дела расследовались особенно тщательно и скрупулезно. Впрочем, откровенных жуликов хватало и тогда. В том числе по части приворотов.
К примеру, известно, что в 1716 г. в доме войта Каменца Павла Святовича (возглавлявшего орган самоуправления соответствующей общины) арестовали некую "нищую Марину", у которой изъяли узелок с весьма подозрительным содержанием - дорожной пылью, обломками костей и человеческим зубом (явно от мертвеца, а как иначе?). В ходе разбирательств подсудимая созналась, что когда она ночевала в доме войта, некая девушка, скорее всего, из прислуги, попросила помочь ей с замужеством - странствующих нищенок в те времена наделяли разными чудесными способностями. Сварганив из подручного мусора "верное средство", гостья уже собиралась продать чудо-узелок озабоченной девице, но была поймана - нищенку заподозрили в попытке околдовать дом гостеприимного войта. Оправданиям горе-колдуньи суд не внял и отправил ее на пытки к палачу, дабы тот дыбой и каленым железом выяснил истинное предназначение "набора". Продолжение истории скрыто во мраке веков.
В 1749 г. в городском суде все того же Каменца рассматривалось дело о незаконном сожительстве некоего парубка Андрея с шляхтичкой Ружковской. Парубок связь признал, но виноватым себя не счел. Мол, невиноватый я, - меня приворожили. Якобы несметное число раз хотел сбежать, но похотливая панянка колдовством возвращала его в сексуальное рабство. Колдовала Евдокия - кормилица любвеобильной аристократки. В процессе обряда приворота та голышом бегала вокруг дома, прикрываясь только горшком с горящими углями, и сотрясала плетень.
Считалось, что колдовство помогало не только в любви, но и в бизнесе. Например, окуривание средств производства отрезком колокольной веревки. Кусок такой веревки следовало поджечь и, приговаривая определенные слова, окурить дымом инструменты, мастерскую, кузню или лавку. Средство было верное - если же не помогало, то или веревка была недостаточно старой, или наговор неправильный. Такое колдовство считалось безобидным и не содержащим зла, а в судебные документы попадало только в случае, когда воришек ловили на колокольнях в процессе срезания чудодейственных веревок. Как и в классическом вуду, здесь налицо эталонный синтез колдовства и христианских артефактов.
А вот использование для увеличения прибыли веревок, на которых палач вешал преступников, считалось уже проявлением недобросовестной конкуренции и строго наказывалось.
Особо же наказуемым было колдовство, направленное во вред ближнему - для порчи имущества или нанесения вреда здоровью. Пожалуй, самый забавный случай такого "колдовства" зафиксировали в 1700 г. в магистрате Ковеля. В центре скандала тогда оказался кастрированный кот (имя хвостатого для истории не сохранилось). Некая еврейка Пейся поймала на улице кота и занесла его в дом соплеменника Абрама Иршовича, где несчастное животное лишили мужского достоинства. Владелец кота, мещанин Федор Андриевич, счел это коварным колдовским обрядом, направленным против его, Андриевича, жизни и здоровья, и подал иск в магистратский суд Ковеля. На судебном разбирательстве Иршович божился, что никаких козней ни против Андриевича конкретно, ни против добрых христиан в целом не строил. Кошачьи "бубенчики" ему понадобились исключительно в личных целях - для приготовления некоего снадобья. (Следует заметить, что семенные железы животных и сегодня широко используются в восточной медицине.)
Учитывая незапятнанную репутацию Иршовича, магистрат приговорил его к очистительной клятве: в синагоге при двух свидетелях он должен был присягнуть Торе, что кастрировал кота не из злобы к христианам, а исключительно для лечения собственной болезни. Кроме того, предписывалось отрезанный фрагмент кота немедленно предоставить в магистрат, дабы судьи убедились, что этот самый фрагмент не стал вредительским колдовским ингредиентом.
Столь мягкий приговор был вынесен по той причине, что большинство прекрасно понимало: кастрация кота никакого вреда жизни и здоровью его хозяина принести не могла. Куда больше страху на людей нагоняли подброшенная жаба или змеиный выползок - шкура, сошедшая с рептилии после линьки. Этих самых выползков в селах опасаются и поныне: бытует мнение, что прикасаться к таким - себе дороже.
Вуду по-нашему
Голливуд не только разрекламировал вуду, но и оклеветал. Сегодня этот культ плотно ассоциируется со втыканием иголок, превращением людей в зомби и прочими ужасами. На самом деле обычно жрецы вуду озабочены решением самых обычных житейских проблем, связанных со здоровьем, семейным благополучием, успехами в карьере и бизнесе. Собственно, тем же, чем испокон веков занимались наши родные ведьмы, ворожки, знахарки и мольфары.
И, кстати, продолжают заниматься. В поселке Сатанов на Хмельнитчине еще в XVI в. разбили еврейское кладбище. Не так давно здесь возле одной очень почитаемой могилы обнаружили скрученную из травы куклу, подвешенную на ниточке. "Руки" и "ноги" травяного человечка были крепко связаны. Это пример классической, находящейся вне религиозных доктрин и прошедшей сквозь тысячелетия народно-бытовой магии.
Почти идентичный колдовской атрибут можно увидеть в Лувре - он родом из Египта и датируется III-IV вв. Античный комплект состоит из глиняной фигурки женщины с воткнутыми в нее бронзовыми иглами, а также свинцовой пластинки с процарапанными магическими формулами. Как и у современной сатановской куклы, у античной барышни крепко связаны конечности - это лишало воплощенный в фигурке объект возможности сопротивляться магическому воздействию. Фигурку и заклинания нашли в погребении юноши. Это был не традиционный погребальный инвентарь - предметы явно подбросили в могилу. Из текста на табличке следовало, что кукла предназначалась для приворота некой девушки. Иглы были вставлены в места, связанные с чувствами и желанием, а также в глаза, уши, рот, ладони и ступни, чтобы жертва заговора ни смотреть, ни ходить, ни делать ничего не могла иначе, как думая о затеявшем колдовство молодом человеке.
Возможно, в современном Сатанове совершили идентичный обряд. Правда, проводником для колдовства здесь выступил не безымянный покойник, а живший в XVIII в. очень уважаемый раввин, проповедник и чудотворец Иосеф бен-Авраам Блох, прославившийся как автор книги Ginze Joseph, изданной во Львове в 1792-м, уже после смерти автора.
Если в античном Египте колдовал молодой человек, то в Сатанове, скорее всего, речь идет о представительнице противоположного пола - фигурка связанной жертвы неразделенной любви явно мужская. Исходя из того, что ритуал проводился на надгробии раввина, изначально было выдвинуто предположение, что колдовала еврейка. Но может быть верным и иное предположение - травяную куклу повесили не паломники, а кто-то из местных жителей. Дело в том, что в народе издревле бытует мнение, мол, влияние или молитва "иного" (как образа чужого, непонятного, колдовского) более действенны и эффективны. Поэтому и в старину, и сегодня популярны визиты христиан к цадикам, а также в синагогу.
Сатановская кукла, кстати, несмотря на визиты многочисленных туристов, провисела у могилы больше месяца - трогать магический артефакт люди остерегались. Интересно было бы выяснить у "колдуньи" - помогло ли?..