Вскрыть вены. Почему вредно стоять перед царями
Движущаяся по венам кровь (с вариациями на тему цвета и температуры сей животворной жидкости) - один из самых устойчивых литературных образов. В разное время у разных авторов он символизировал то волю к жизни, то юношескую пылкость, то пламенную страсть, то жажду действия. А также благородство и преемственность поколений. Почему именно по венам, а не по артериям, наверняка не ответит никто. Но нельзя исключить, что слова "кровь" и "вены" стали практически неразрывными по медицинским причинам. Ведь варикозное расширение вен (или попросту варикоз - от латинского varix, вздутие) - едва ли не самое распространенное заболевание в мире. По данным ряда исследователей, среди жителей развитых стран его признаки имеют до 66% мужчин и до 89% женщин. Ну а среди болезней сердечно-сосудистой системы оно вообще лидирует с недосягаемым отрывом.
Варикозная болезнь как предмет истории
К огромному сожалению историков, подавляющее большинство артефактов, появившихся задолго до нашей эры, не имеет точной датировки. Потому не всегда удается установить, когда, где, кем и в каком именно порядке совершались первые открытия, объясняющие устройство и функции органов человеческого тела.
Так, например, доподлинно установлено, что варикозная болезнь была известна как минимум за тысячу лет до нашей эры. В частности, ее признаки имеет одна из хорошо изученных древнеегипетских мумий. Более того: на ней же обнаружены следы успешно залеченных трофических язв. Кроме того, упоминания об этом недуге встречаются в Ветхом Завете. Но первые описания строения сосудов человеческого тела, как и их разделение на артерии и вены, встречаются лишь в трудах Диогена из Апполонии и Эврифона и датируются V-IV в до н.э. Обладали ли подобными знаниями древние египтяне, некогда занимавшиеся лечением будущей мумии, остается только догадываться.
О том, что болезни вен не считаются со статусом и регалиями, люди впервые узнали благодаря древнегреческому философу Плутарху. В своем труде "Жизнеописания" он повествует об известном римском тиране по имени Кай Мариус (155 - 86 гг. до н.э.), который так страдал от вздутия варикозно измененных вен ("опухолей голени"), что даже решился допустить к себе хирурга. Однако вмешательство оказалось столь мучительным, что на операцию второй ноги этот храбрый и жестокий полководец не решился.
Первые же системные советы по лечению варикозной болезни были оформлены во II веке нашей эры. Их автором стал знаменитый врач Гален, который первым разработал как инструмент для удаления вен (специальный тупой крючок), так и методику обработки трофических язв - с помощью крепкого вина в качестве антисептика. Еще глубже проблему поражения вен постиг Авиценна (он же Ибн Сина, 980 г-1037 г), описавший свои наблюдения в книге "Канон врачебной науки". Так, например, он подметил, что варикозная болезнь в первую очередь наблюдается у тех, кто много времени проводит на ногах: "...у ходоков, у носильщиков, у постоянно стоящих перед царями". И первым сформулировал необходимость соблюдения щадящего режима, рекомендуя "...избегать всего сгущающего, всяких утомительных движений и долгого стояния". Ему же принадлежит идея особой техники бинтования ног с больными венами: снизу вверх, от пальцев стопы к колену и бедру. Сегодня эти и многие другие выводы великого ученого полностью подтверждены.
Всеобъемлющее и глубокое изучение анатомии человека вообще и строения сосудов в частности началось в эпоху Возрождения. "Первой ласточкой" на этом пути стал изданный в 1543 году труд Везалия "О строении человеческого тела". Ровно через 10 лет появилась первая книга, посвященная исключительно сосудам: в ней испанский врач и теолог Мигель Сервет впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Концепция же большого круга кровообращения, опубликованная английским врачом Уильямом Гарвеем (основоположником физиологии и эмбриологии), увидела свет в 1628 году. Спустя еще 33 года, в 1661-м, один из самых известных итальянских ученых Марчелло Мальпиги открыл капиллярную связь между артериями и венами.
При этом вопросы непосредственного "устройства" самих вен долгое время уходили от внимания исследователей. Например, в период с 1547 по 1574 несколько авторов приводили описания венозных клапанов, но не смогли разгадать функции этих странных образований. На понимание сути их работы и установление взаимосвязи варикозной болезни и патологии клапанного аппарата понадобилось более 200 лет. Первая серьезная работа, описывающая эту зависимость, была опубликована немецким хирургом Августом Рихтером в 1799 году. А еще через 118 лет, в 1917-м, бостонский хирург Джон Хоманс пришел к выводу, что клапанная недостаточность, возникающая вследствие тромбоза вен (посттромботической болезни), прямо связана с образованием язв. Следующие 100 лет вплоть до нынешнего времени ученые посвятили поиску способов восстановления здоровья самих вен и тканей, пострадавших от осложнений варикозной болезни.
Анатомия для любознательных: о сути варикоза на пальцах
"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". Эта присказка точно передает суть трехтысячелетнего изучения варикозной болезни. Сегодня смысл приобретенных за это время фундаментальных анатомо-физиологических знаний можно передать буквально в нескольких абзацах.
Итак, известно, что у вен имеются сосуды-антиподы - артерии. Они несут кровь от сердца во все "закоулки" тела, тогда как вены доставляют ее в обратном направлении. При этом артерии и вены работают в совершенно разных условиях гемодинамики. Если для первых характерны высокое давление и скорость кровотока, то во вторых эти показатели, наоборот, понижены. Соответственно, стенки этих сосудов тоже имеют разное строение. По сравнению с артериальной, венозная стенка обладает меньшей толщиной, эластичностью и не имеет собственных мышц.
Вроде бы при таких данных невозможно постоянно поддерживать ток крови в правильном направлении, особенно снизу вверх, как в ногах. Но вены приспособились. Во-первых, они "научились" дренажному самомассажу за счет сокращения окружающих скелетных мышц (вот почему длительное сохранение одного положения - злейший враг вен). А, во-вторых, обзавелись удивительным приспособлением - венозными клапанами. При детальном изучении последние больше всего напоминают развешанные по внутренней поверхности сосуда кармашки, которые плотно к ней прилегают, пока кровь течет куда положено. И немедленно оттопыриваются при ее попытке изменить направление движения, тем самым надежно блокируя саму возможность обратного кровотока.
Одно огорчение: без сбоев этот механизм работает только в здоровых венах. Когда же они заболевают, то под давлением накапливающейся в "кармашке" крови стенка вены истончается и выпячивается. То есть происходит ее варикозное расширение. При этом просвет сосуда настолько увеличивается, что даже максимально отведенный венозный клапан теряет возможность перекрыть патологический кровоток. Иначе говоря, возникает клапанная недостаточность. Из-за этого в болезненный процесс вовлекаются все новые участки вены, а давление на сосудистую стенку возрастает, приводя к критическому усилению деформации. Особенно часто встречается варикозная болезнь нижних конечностей.
Дополнительную сложность в этой ситуации представляет сама кровь, которая совершенно не приспособлена долго стоять на месте. Там, где это случается, в ней начинают образовываться специфические сгустки - тромбы. Застой в венах тоже не исключение. Увы, тромбообразование еще сильнее осложняет циркуляцию крови, что, в свою очередь, приводит к еще большему нарушению трофики тканей - то есть их питания и дыхания. Поэтому одним из наиболее частых осложнений варикозной болезни являются трофические язвы. Следовательно, все способы восстановления кровоснабжения улучшают ситуацию и оживляют "задыхающиеся" ткани.
Бережем себя сами
Невзирая на широкую распространенность варикозной болезни, самые тяжелые формы ее осложнений, к счастью, становятся все большей редкостью. Этому есть несколько причин. Во-первых, появление высокочувствительных средств диагностики, позволяющих распознать заболевание буквально на уровне начальных изменений гемодинамики - то есть на самой ранней стадии. Например, с помощью ультразвука, допплерографии и флебографии - особого рентгеновского исследования с контрастным веществом.
Во-вторых, принципиальное изменение подходов к оперативному лечению. Сегодня оно отнюдь не всегда предполагает удаление больной вены - во многих случаях оптимального эффекта удается добиться, просто "выключив" безнадежно поврежденный участок сосуда с помощью эндоскопического вмешательства (т. н. хирургии без разрезов) или используя специальные фармпрепараты. Кроме того, в арсенале современных сосудистых хирургов есть средства, позволяющие проводить сложнейшие реконструктивные операции - то есть буквально приводить "больное место" в рабочее состояние.
Впрочем, благодаря совершенствованию консервативных методов лечения варикоза, эта проблема в принципе все реже требует хирургической помощи. Ведь сегодня возможно комплексное применение средств, улучшающих состояние сосудистой стенки, препятствующих образованию тромбов и поддерживающих нормальную трофику тканей. В сочетании с грамотно подобранным физиотерапевтическим лечением и компрессионной терапией это дает исключительно положительный эффект.
А самое главное, мы сами постепенно учимся проявлять к себе должное внимание и вовремя обращаться к врачам. Так, поводом сходить на консультацию к хирургу или флебологу (специалисту по здоровью вен) является:
- регулярно ощущающаяся тяжесть в ногах;
- периодически возникающая боль в ногах;
- появление отеков;
- судороги икроножных мышц;
- сухость кожи и/или кожный зуд в области стоп и голеней.
Если же перечисленные признаки постоянно усиливаются после нагрузки и по вечерам, свидание с врачом лучше не откладывать.