Война, село и контрабанда. Есть ли чем гордиться нашим киношникам в этом году
Итоги уходящего года наводят на мысль, что украинский кинематограф наконец-то утвердился как полноценное художественное явление, игнорировать которое уже не удастся. До последнего времени поверить в это было невозможно. Причина - полтора десятка лет коматозного состояния, вызванного:
- сменой поколений в режиссуре - советские ветераны не могли произвести новых идей и работали по старинке, а молодая генерация авторов еще только училась;
- бедственным положением той же творческой молодежи, вынужденной выживать, а не заниматься саморазвитием;
- хроническим недофинансированием - в 1990-е (бывало, на экраны выходил один полный метр раз в три года);
- острым дефицитом качественных сценариев - их авторы просто не могли никак выработать свой язык и понимание того, как реагировать на новые украинские реалии;
- нехваткой киношных (не театральных и не телесериальных) актеров.
В общем, гора проблем казалось монолитной и непреодолимой. Но время шло. Росли новые таланты, а, главное, до государства где-то в районе 2012-2013 гг. начало доходить, что если оно не будет финансировать национальные фильмы, не создаст благоприятные условия для частных инвесторов в кино, то оно, это государство, станет никому не нужным.
Результаты стали заметны в этом году. Первый, крайне важный итог: произошел количественный прорыв. В 2017-м в прокат вышло более 30 украинских полнометражных фильмов; иногда проходило по две-три премьеры в месяц.
В этом году установлен рекорд для украинского фильма по кассовым сборам. "Киборги" Ахтема Сеитаблаева за первый уик-энд собрали более 8 млн грн - такой суммы не достигали даже такие амбициозные проекты, как "Сторожевая застава" или "Дзидзьо контрабас", тоже вышедшие в этом году.
Но самое отрадное, что произошел не только количественный, но качественный скачок. Без него любая статистика не имеет значения. "ДС" составила список самых интересных украинских фильмов этого года.
Документалистика
"Главная роль" (Сергей Буковский, Украина)
Сергей Буковский (1960) - живой классик украинского неигрового кино, автор более полусотни картин; его "Знак тире", "Назови свое имя" и "Живые" вошли в золотой фонд нашей кинематографии. "Главную роль" Буковский снял о своей матери, актрисе Нине Антоновой. Локациями избрал привычное для нее пространство: квартиру, могилу мужа, съемочную площадку очередного сериала. Красота фильма в том, что мы до конца не можем быть уверены - играет ли героиня в данное мгновение в кадре или же она "такая, как есть" в жизни. Это виртуозное балансирование на грани между игрой и реальностью безоговорочно вовлекает зрителя в мир фильма, превращает "Главную роль" в настоящий шедевр.
"Дельта" (Александр Течинский, Украина-Германия)
Выходец из Днепра Александр Течинский - профессиональный фотограф, ставший известным в 2014 г., после того, как с двумя соавторами снял фильм о Майдане "Все пылает". Замысел "Дельты" он вынашивал несколько лет. Все съемки проходили осенью-зимой в городке Вилково, в дельте Дуная, в Одесской области. Герои живут, работают и умирают на воде. Яркие, колоритные характеры и завораживающая, прямо-таки живописная красота изображения выводят фильм из деления игровой/неигровой. Как следствие, "Дельта" получила весомый приз - специальное упоминание жюри на престижном 60-м фестивале документального и анимационного кино DOK Leipzig.
Dixie Land (режиссер - Роман Бондарчук, Украина-Латвия-Германия)
Этот фильм начинался с короткометражки "Полина" (2012) о девочке, которая учится музыке в детском джаз-оркестре в Херсоне. Через четыре года режиссер вырастил из этой новеллы целый кинороман с тремя главными героями: Полиной, юным трубачом Романом и новым дирижером, которого все панибратски зовут Лева, принявшим бразды после смерти основателя "Диксиленда" Семена Ривкина. С одной стороны, Dixie Land построен на традиционных приемах - цитатах из киноархивов, наложенной музыке, съемке-наблюдении, с другой - весь материал организован в очень поэтическом духе, так, что Dixie Land становится лирической повестью о детстве, музыке и взрослении.
"Школа №3" (Георг Жено и Елизавета Смит, Украина-Германия)
Это фильм о 13 учениках и ученицах школы №3 города Николаевка Донецкой области. Летом 2014-го Николаевка оказалась в зоне боевых действий. Несколько снарядов попали и в школу №3. Немцу Георгу Жено и украинке Елизавете Смит (у обоих это первый полный метр) удалось создать потрясающую историю взросления подростков, переживших войну. Фильм выстроен на их открытых монологах параллельно с реальной жизнью. Полнокровные характеры, берущая за душу искренность, четкий ритм фильма принесли "Школе №3" награду, о которой любой дебютант может только мечтать: Гран-при программы Generation 14+ на 67-м Берлинском кинофестивале.
Игровые
"Киборги" (Ахтем Сеитаблаев, Украина)
Об этом фильме сказано и написано уже очень много. При всех своих недостатках, при всех неровностях и шероховатостях "Киборги" стали важнейшим событием сезона. Динамика боев, эмоционально мощные сцены ближе к финалу, интонация, точно выбранная для завершения, безусловно, спасают фильм. Очевидно, "Киборги" зададут многие стандарты для тех режиссеров, которые возьмутся снимать о нашей войне в будущем.
"Межа" (Петер Бебьяк, Словакия-Украина)
"Межа" (словац. Čiara) - украинско-словацкий триллер о контрабанде на границе между Украиной и Словакией. Мировая премьера картины состоялась 3 июля на 52-м Международном кинофестивале в Карловых Варах, где она получила приз за лучшую режиссерскую работу. Бебьяк удачно соединил все необходимые жанровые элементы: лихо закрученный сюжет, эффектные и уместно жестокие сцены насилия, хорошие актерские работы (среди которых особенно приятно отметить наших Станислава Боклана и Римму Зюбину). Результатом стала зрелищное кино, установившее в Словакии национальный рекорд по прибыли в прокате.
"Прыпутни" (Аркадий Непиталюк, Украина)
Прыпутни - название села на Черниговщине. Туда в гости к бабе Зине едут шумная торговка Людка с дочерью Светланой. Там же по соседству живет старый Станиславович с агрессивным сыном Славиком. Мать и дочь везет таксист Юра, охваченный безответной любовью к нежинской учительнице Христе. Для 49-летнего Непиталюка этот фильм - полнометражный дебют. Первый блин вышел отнюдь не комом. "Прыпутни" - остроумная, меткая, очень смешная комедия характеров. Событие для нашего кино отнюдь нерядовое, поскольку хороших комедий у нас не снимали чуть ли не с советских времен.
"Стремглав" (Марина Степанская)
Эта история трех людей с очень разными судьбами - наркозависимого музыканта Антона (Андрей Селецкий), его сурового деда (Олег Мосийчук) и бывшей художницы Екатерины (Дарья Плахтий) - прежде всего радует сценарием и актерским составом. Все основные исполнители отлично справились со своими ролями. Степанской также удалось без заметных помарок вывести на экране образы украинских молодых людей, очутившихся на переломе эпох и ищущих себя в непростой обстановке. Эти нерядовые драмы разворачиваются на фоне впечатляющих городских декораций - австрийский оператор Себастьян Талер сумел придать улицам Киева особый визуальный смысл, как нельзя лучше соответствующий тому, что происходит в душах героев. Дарья Плахтий получила приз за лучшую женскую роль на фестивале в Рабате (Марокко).
"Уровень черного" (Валентин Васянович, Украина)
Главный герой "Уровня черного" - 50-летний гламурный фотограф. Он заботится о тяжелобольном отце, не ладит со своей девушкой и в целом переживает жизненный кризис. Фильм снят неподвижной камерой, диалоги опущены, из-за чего возникают параллели с легендарным "Племенем" Мирослава Слабошпицкого, где Васянович работал оператором. Визуальная выверенность стала аргументом, из-за которого украинский Оскаровский комитет отправил "Уровень черного" на соискание награды Американской киноакадемии (увы, безуспешно).
"Червоный" (Заза Буадзе, Украина-Латвия)
"Червоный" - экранизация одноименного романа Андрея Кокотюхи. Согласно сюжету в 1947-м в ГУЛАГ попадают двое украинцев. Главный герой - воин УПА Данило Червоный (Николай Береза). Другой украинец - Виктор Гуров (Олег Шульга), советский летчик из Чернигова, самолет которого был сбит над позициями немцев и оттого его считают дезертиром. Их судьбы, как в миниатюре, отражают историю всей Украины. "Червоный" интересен тем, что это наш первый более-менее достойный образчик остросюжетного исторического боевика. К работе выходца из Грузии Зазы Буадзе могут быть претензии - карикатурность некоторых образов, слишком литературная речь разных персонажей, нереалистичность отдельных ситуаций - но в целом у него получилось сделать убедительный фильм, в котором украинцы побеждают.
"Январь-Март" (Ugly, Юрий Речинский, Украина-Австрия)
"Январь-Март" построен на двух параллельных сюжетах. Молодые супруги попадают в дорожную аварию под Кривым Рогом. Муж Юрий (Дмитрий Богдан) дежурит в больнице возле своей жены, австрийки Ханны (Ангела Грегович), которая выздоравливает тяжело и медленно. В то же время в Вене мать Ханны Марта (звезда австрийского кино Мария Гофштеттер) мучается от болезни Альцгеймера. Не все характеры хорошо прорисованы, не все диалоги достаточно обоснованы. И все-таки работа выдающегося австрийского оператора Вольфганга Таллера, игра Марии Гофштеттер делают фильм событием.
Итог очевиден. Нам предстоит пройти еще долгий путь. Но сегодня можно уверенно сказать, что украинское кино наконец-то перешло от выздоровления к полноценной жизни.