Вода с астероидов и туры на МКС. На чем зарабатывают в космосе
С самого начала освоения космоса, внеземное пространство было сферой государственных интересов и разработок. За последние 15 лет ситуация резко изменилась - появились частные космические компании, которые не только создают ракеты вроде SpaceX и Blue Origin, но и заинтересованные в космосе инвесторы, которые вкладывают немалые деньги в развитие бизнеса на космической ниве. Чем же они планируют зарабатывать в необъятном пространстве рисков и возможностей?
По оценкам Morgan Stanley, к 2040 году мировая космическая отрасль может принести доход более $1 триллиона против $350 млрд в настоящее время.
Добыча ископаемых: новая золотая лихорадка
Идея добывать полезные ископаемые в космосе превратилась в "космическую лихорадку". Калифорнийская компания Deep Space Industries планирует начать добычу воды из астероидов и причем совсем скоро - в 2023 году. Глава британской компании Asteroid Mining Corporation Митч Хантер-Скаллион, заявил, что для них наиболее привлекательным вариантом является добыча платины на астероидах. Первопроходцы в разработке добычи космических ископаемых - компания Planetary Resources, которая сделала уже несколько пробных запусков космических аппаратов. В 2020 году компания планирует отправить космический корабль для исследования околоземных астероидов на предмет наличия в них воды. "Конечно, понадобятся десятилетия, прежде чем какие-либо полезные ископаемые будут извлечены из астероида. Однако мы вступаем в фазу промышленного развития экономики, в которой космическое пространство становится местом, где можно вести большой бизнес", - заявил Крис Левицки, генеральный директор Planetary Resources.
По оценкам экспертов, пояс астероидов содержит полезных ископаемых на сумму не менее $700 млрд, он буквально напичкан ценными металлами - от железа и никеля до золота и платины. На Луне сосредоточены запасы гелия-3, золота, металлов платиновой группы, редкоземельные металлы и вода.
Перенос добычи в космос решит ряд экологических проблем на Земле, к тому же, может сыграть решающую роль для выхода человечества за пределы собственной планеты. Строить гигантские космические корабли на Земле и затем запускать в их космос крайне неэффективно, а в космосе уже есть практически неограниченный источник железа и титана, а главное - воды, разделив которую на водород и кислород можно получить ракетное топливо.
Деньги рекой с околоземной орбиты
Низкая околоземная орбита (LEO) - на сегодня, пожалуй, самое прибыльное направление космического бизнеса. Миллиардеры Илон Маск, Джефф Безос и Ричард Брэнсон наперегонки стремятся захватить эту часть космического пространства. Их цель - запустить тысячи маленьких спутников на низкую околоземную орбиту, чтобы продавать высококачественные услуги передачи данных биржевым трейдерам и другим заказчикам, которые в состоянии дорого платить за сверхбыструю передачу информации. Также планируется создать высокоскоростное интернет-покрытие для бедных или удаленных регионов, чтобы распространить интернет равномерно по всей планете. На запуск такой спутниковой программы инвесторы выделяют миллиарды долларов.
Спутники LEO работают на высоте от 500 до 2000 км над поверхностью Земли. Традиционные спутники связи расположены гораздо выше - примерно на 36 тыс километрах. Более короткая орбита имеет преимущество: она обеспечивает максимальную скорость передаваемых данных - задержка для LEO-спутников меньше, чем у спутников на геостационарной орбите. А поскольку сигналы проходят быстрее в космическом вакууме, чем через оптоволоконные кабели, LEO-спутники могут конкурировать по скорости передачи данных с самыми быстрыми наземными сетями.
Системы с высокой орбитой имеют среднюю задержку около 600 миллисекунд. Этого достаточно для вещания, но такая скорость - серьезный барьер для двусторонней связи в реальном времени. OneWeb - лондонская компания, поддерживаемая Branson Virgin Group, начала запускать LEO-спутники, зафиксировав среднюю задержку в 32 миллисекунды в июле 2019-го при передаче данных со спутника в Южную Корею. Илон Маск, основатель корпорации Space Exploration Technologies, заявил, что его спутниковая система Starlink изначально рассчитана на задержку в 20 миллисекунд, которую он надеется сократить еще в два раза.
По данным доклада ассоциации The Satellite Industry Association (SIA), опубликованного в июне 2018 года, 48% всей космической индустрии занимают спутники. В прошлом году в космос было запущено 382 объекта, а уже в мае 2019-го одна ракета SpaceX вывела на околоземную орбиту 60 из запланированных 12 000 спутников (в октябре компания запросила разрешение еще на 30 000). Илон Маск и Ричард Брэнсон заявили, что их космические сети смогут начать эксплуатацию уже в 2021 году. Китайское государственную агентство аэрокосмической науки и промышленности хочет запустить сеть из 156 спутников в 2022 году. Джефф Безос, основатель Amazon.com, уже запросил разрешение на запуск 3236 спутников.
Количество спутников растет, но где же деньги? Компания SpaceX заявила, что завершение создания системы Starlink потребует более $10 млрд. К 2025 году Илон Маск хочет заполучить около 40 млн абонентов, которые принесут ему от $30 до $50 млрд ежегодной выручки. Чтобы охватить четыре миллиарда людей на Земле, которые сегодня не имеют высокоскоростного доступа в Интернет, спутниковые компании стремятся продавать свои услуги правительствам, некоммерческим организациям и телекоммуникациям. OneWeb уже подписала контракт на $190 млн с компанией HughesNet - мировым лидером в области широкополосного спутникового телевидения, благодаря чему точки доступа спутникового Wi-Fi появятся в самых удаленных местах планеты.
Космический туризм: посмотреть на Землю свысока
Еще одно коммерчески перспективное направление - доставлять туристов на МКС и околоземную орбиту. Туристы в космосе - пока единичное явление, за всю историю Международной космической станции там побывало всего семь коммерческих астронавтов. Выложить $20-30 млн за возможность увидеть Землю из космоса не всем по карману. Программу туристических полетов в двухтысячных годах осуществляла компания Space Adventures в партнерстве с Роскосмосом. Потом ее приостановили, а теперь в таких туристах заинтересовано NASA и несколько коммерческих компаний, которые активно ведут подготовку к туристической экспансии космоса.
Компания Virgin Galactic взялась за это дело основательно, открыв 23 октября 2010 года первый в мире частный космопорт "Америка". А уже в 2018 году провела серию тестовых полетов пилотируемого космоплана SpaceShipTwo. Этот аппарат будет осуществлять суборбитальные полеты с пассажирами на борту - билеты уже в продаже по цене около $200 тыс. Параллельно компания Blue Origin ведет разработку многоразового космического корабля New Shepard, который также рассчитан на полеты космических туристов в суборбитальном пространстве.
7 июня 2019 года NASA объявило, что начиная с 2020 года, совместно с компаниями Boeing и SpaceX планирует отправлять туристов на МКС. Для этого хотят использовать космические аппараты Crew Dragon, принадлежащий SpaceX, и Starliner компании Boeing. Планируется, что стоимость пребывания на МКС одного астронавта-туриста составит $35 тыс в день. Все идет к тому, что конкуренция в частном космическом бизнесе снижает цену не только на космические пуски, но и на будущие полеты туристов. Доступная цена за возможность увидеть "голубую планету" поставит коммерческий туризм на поток и будет приносить постоянную прибыль. Именно этого и добиваются частные компании: энтузиазм - это прекрасно, но прибыль превыше всего.
Кому принадлежит космос?
Существует много препятствий для коммерческого освоения космоса. Один из главных рисков, который больше всего волнует инвесторов, - отсутствие четкого законодательства, регулирующего права на частную собственность в космосе. Юридический подход неизбежен, когда в бизнес вкладывают миллиарды.
Во второй половине ХХ века, когда только зарождалась космонавтика, никто особо не затрагивал тему коммерческих отношений в космосе. Все участники космической гонки выполняли госзаказ, и связан он был с доминированием на политической арене. Поэтому принимаемые декларации и конвенции, касающиеся космического пространства, затрагивали нейтралитет в межпланетном и орбитальном пространстве: "космос принадлежит всем", это не место для гонки вооружений, "Луна и её природные ресурсы являются общим наследием человечества". Такой подход никак не сходится с коммерческой эксплуатацией космического пространства.
С мертвой точки этот вопрос сдвинул закон о конкуренции в космосе, подписанный президентом США Обамой 25 ноября 2015 года. Закон признал право граждан США на владение космическими ресурсами, которые они добывают, и поощряет коммерческое освоение и использование ресурсов астероидов. В августе 2018 года вступил в силу закон, принятый палатой депутатов Люксембурга, который разрешает частным компаниям добычу полезных ископаемых в космосе. Этот закон был необходим маленькой европейской стране-инвестору, которая вложила прямые инвестиции в компанию Planetary Resources в размере $25 млн.
Пока это все законы, касающиеся регулирования коммерческой деятельности в космосе. Сегодня этот бизнес состоит из научных разработок и испытательных пусков, а результаты и прибыль ожидаются в будущем. Так что нам еще предстоит узнать, как и по каким законам будут резать "космический пирог", когда он будет готов к употреблению.