• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Почему внебрачные дети становятся нормой жизни

Все больше детей в мир рождается вне брака. Причем и "благополучные" и "неблагополучные" страны и социальные группы совершенно солидарны в своем отношении к узам брака
Фото: hd-wallpapersx.com
Фото: hd-wallpapersx.com
Реклама на dsnews.ua

Равнодушие к ним в равной мере демонстрируют и жительница черных кварталов Нью-Йорка, и белокурая уроженка Стокгольма, и прекрасная креолка из Каракаса. Институт брака не сдает позиций в Азии и на Ближнем Востоке, а также - в части Африки. А лидеры по рождению детей вне брака - два таких несхожих между собой региона, как Северная Европа (скандинавские страны, Шотландия, север Англии) и Латинская Америка.

Обстоятельства у них у всех, конечно, разные. Но тенденция совершенно одинаковая: больше половины детей в этих регионах и у эти социальных групп рождаются вне брака. И что интересно - эту картину уже не объяснишь "простыми словами" про большое количество ранних беременностей среди бедных женщин и увлечением карьерой в ущерб браку среди богатых. Эта удобная картина искажается статистикой, что твоим кривым зеркалом.

Например, несмотря на относительное благополучие, чернокожие американки бесперечь рождают детей вне брака (едва ли не самая многочисленная группа мама-одиночек). В то время как на их исторической родине в Африке, где социальные стандарты, мягко говоря, оставляют желать - очень низкий показатель мам-одиночек (не считая ЮАР, где тоже больше половины детей рождается вне брака).

Так может, Боко Харам в чем-то прав - и всему виной "белое образование"? Нарекания на то, что женщины слишком стремятся к образованию и карьере - и это идет в ущерб их "женскому предназначению" приходится слышать постоянно. Но статистика наносит ответный удар: именно среди женщин с высшим университетским образованием в США и Западной Европе растет популярность брака, в то время, как у женщин, не получивших высшего образования - заметно падает. Также растет количество многодетных мам среди женщин с университетским дипломом, в то время как менее образованные товарки все чаще ограничиваются одним-двумя отпрысками. Можно спорить о том, что именно подталкивает образованных женщин к браку и деторождению - уверенность в себе, финансовая обеспеченность, повышенное чувство ответственности или что либо еще, но факт остается фактом - наиболее "традиционными" в отношении брака и материнства оказываются женщины с хорошим образованием. Что бы ни думали об этом сторонники концепции "трех К".

Институт брака в развитых странах "прогибается" не столько под абстрактной "эмансипацией", сколько под социальной политикой. Дело в том, что рожать детей в незарегистрированном браке тем выгоднее, чем выше социальные стандарты в стране

То есть институт брака в развитых странах "прогибается" не столько под абстрактной "эмансипацией", сколько под социальной политикой. Дело в том, что рожать детей в незарегистрированном браке тем выгоднее, чем выше социальные стандарты в стране. Великое множество родителей в Западной Европе и Северной Америке, живя вместе как муж и жена, просто не регистрируют брак, чтобы получать более высокое социальное пособие на детей. Брак в некоторых странах вообще постепенно превращается в чистое украшение - довольно много пар заключают его через много лет совместной жизни, собрав достаточно денег на достойное торжество и брачное путешествие. Нередко - вместе с уже довольно взрослыми детьми. Просто в качестве "праздника". К 20-летию совместной жизни, например.

Это можно было бы списать на отрыв от традиций, в первую очередь - религиозных традиций. Но ведь в бесспорных лидерах по матерям-одиночкам - Латинская Америка. Регион весьма католический. Но и здесь институт брака оказался под колоссальным вопросом. Конечно, тут в игру вступают причуды статистики - поскольку в Латинской Америке просто рождается очень много детей, внебрачных в том числе. Но показатели Колумбии, Перу, Никарагуа - беспримерно высоки как раз в процентном отношении.

Реклама на dsnews.ua

Любителей штампов низкий интерес к браку среди латиноамериканцев может поставить в тупик. Здесь нет такого уровня достатка, как в Западной Европе, и в то же время - довольно сильное влияние католической церкви и глубокие патриархальные (чтобы не сказать - мачистские) традиции.

Тем не менее, брак в Латинской Америке не котируется слишком высоко, а рождение детей вне брака - дело довольно обычное. И проблема не только в том, что девочки дозревают до материнства раньше, чем успевают выйти замуж. Дело в росте социально-экономической независимости женщин. Парадоксальным образом, она всегда растет на фоне кризисов - которых за последнее время в регионе было немало.

В целом, снижение количества заключенных браков - само по себе обычная реакция общества на кризисную ситуацию. Люди предпочитают минимизировать свою ответственность. В том числе - перед супругом, да и перед потомством. Но если для мужчины этот идеал легко достижим, то женщина - дело иное. Довлеющая католическая традиция не только исключает аборт, но и не дает всемерно прижиться идее контрацепции. Поэтому женщины продолжают рожать, а родив - принимают ответственность за детей, причем ответственность нередко единоличную.

Так что нет ничего удивительного в том, что в сложных экономических условиях можно наблюдать скачок женской эмансипации. Это вынужденная мера - в обеспечении себя и потомства женщина предпочитает полагаться на себя и только на себя, не слишком рассчитывая при этом на мужчину-отца. И если в "благополучных" странах на первый план выдвигается довольно тривиальная любовь к социальной "халяве", то в странах не столько благополучных происходит кое-что поинтереснее.

Под давлением глобализации извне и кризисных явлений изнутри здесь происходит слом патриархальной парадигмы. Через нечто подобное проходили и мы в последние годы СССР, 90-е и отчасти "нулевые". Плачевная экономическая ситуация нивелирует роль отца-кормильца. Кормильцем в семье становится тот, кто может найти работу, а найти ее зачастую оказывается проще для женщины: низкая квалификация и готовность браться за любую, в том числе тяжелую, непрестижную, без перспектив роста работу, на которую не соглашаются привыкшие к лучшим условиям мужчины. Кризисы рано или поздно заканчиваются, но патриархальные установки в семье к этому моменту уже здорово надломлены, и назад дороги нет.

Любопытно наблюдать, как актуальность брака меняется в зависимости от экономических обстоятельств. Некоторые исследователи считают, что брачные узы и все, с ними связанное, изначально вообще представляли собой чисто деловое соглашение, которое "освящалось", чтобы защитить более слабого. "Освящалось" либо религиозными канонами (как в христианстве и исламе), либо гражданской традицией (как в античном мире) в соответствии с социальным запросом на специфический договор, в который заложены и обязательства двух людей, и обязательства их семей, и правила наследования, т.е. обязательства потомков. С "растворением" семейно-родового уклада и отмиранием связанных с ним традиций что-то должно было произойти и с самим институтом брака. Но мы, по всей видимости, все еще в самом начале этого пути. И совершенно не исключено, что обстоятельства еще вернут нас к этим прекрасным узам.

    Реклама на dsnews.ua