Вне конфессий. Почему папа римский популярнее митрополита Епифания
Религиозный градус в украинском обществе постепенно снижается. Такой вывод можно сделать из исследования религиозности украинцев, опубликованного Центром Разумкова.
Аналогичные исследования Центр Разумкова регулярно проводит, по крайней мере, последние двадцать лет - это дает возможность проследить за динамикой. И заметить, как уменьшается количество тех, кто относит себя к православной вере (хотя таковых все равно у нас подавляющее большинство). И как православные постепенно охладевают к национальному вопросу в церкви. И как - впервые за все время наблюдений - сравнивается количество верующих, причисляющих себя к определенной церкви, и внеконфессиональных верующих.
Общий уровень доверия церкви за последние годы не слишком менялся. В данный момент склонны доверять церкви 60,6% опрошенных, а не доверять - 27,5%. Для сравнения: в 2010 году это было 72,5% против 20,4%, в 2016-м 58,6% против 28,6%.
Заметно сократился за последние 10 лет моральный авторитет церкви. Если в 2010-м церковь была моральным авторитетом для 56,3% украинцев, а отказывали ей в этом 26,5%, то в текущем году мы наблюдаем картину куда более скромную: 43,2% видят в церкви моральный авторитет, а 38,7% - нет. Еще немного и показатели сравняются.
Не приносит сюрпризов региональная раскладка. Доверяют церкви больше всего на Западе страны, высокий уровень - в центральной Украине, самый низкий уровень доверия церкви - на Востоке Украины.
В абсолютном зачете лидирует Православная церковь Украины. С ней ассоциирует себя наибольшее количество "конфессиональных" православных - 13,2% опрошенных. Следующая - УПЦ МП с 10,6% и УПЦ КП - 7,7%. При этом 33,4% называют себя "просто православными", то есть не относят себя ни к одной из церковных институций.
Митрополит Киевский Епифаний оказался самым популярным украинским церковным лидером - ему доверяет 38,7% опрошенных и не доверяет 18,8%. Он "обошел" митрополита Киевского УПЦ МП Онуфрия с его 22,4% против 22,1%, своего бывшего патрона патриарха Филарета (28,5 против 25,7), а также Верховного архиепископа УГКЦ Святослава (27,5 против 15,4). Неплохой рейтинг доверия у Вселенского патриарха Варфоломея - 31% доверяющих против 15,6% отказывающих в доверии.
На первом же месте - папа римский Франциск, который обошел даже митрополита Епифания. Но это, как говорится, другая лига и даже другая рубрика. Папа римский - как звезда Голливуда. В то время как митрополит Епифаний и даже Вселенский патриарх с точки зрения украинцев пока что - звезды артхаусного кино. Что же касается "Мосфильма", то он отправлен на свалку отечественной истории: глава РПЦ патриарх Кирилл - звезда антирейтинга. Ему доверяет всего 15,8% украинцев и не доверяет целых 44,7%.
Из существенных достижений - резкое сокращение количества тех, кто считает, что церковь и религия должны быть национально ориентированными. В 2000-м году так считало больше половины украинцев (52%), последний опрос показывает 37% поддержку этой идеи. Надо отметить, что эта цифра почти не отличается от прошлого - "томосного" - года. Как и следовало ожидать, больше всего приверженцев национальной ориентации церкви - в ПЦУ (58%), УПЦ КП (49%) и в УГКЦ (47%).
Надо сказать, что опрос Центра Разумкова дает возможность сделать несколько любопытных наблюдений не только религиозного свойства. Например, о том, что важно для украинцев и какие качества они хотели бы воспитать у своих детей.
Среди "наиболее важного" неизменный чемпион - семья. Она лидирует на протяжении всех двадцати лет нового тысячелетия с заметным отрывом и стабильным рейтингом в 97-98%. Дальше плотненько друг к другу идут порядочность, друзья, взаимопонимание с окружающими. Но популярность порядочности и взаимопонимания неуклонно снижалась за последние двадцать лет - с 96-97% в 2000-м до 92% в 2019-м. Стабильно важна для нас работа - около 86-87%. А вот искренняя любовь по чуть-чуть теряет привлекательность с ходом времен - с 87-88% до 85%. И, как ни странно, снижается потребность в материальной обеспеченности, притом весьма резко - с 97% в 2000-м до 83% в 2019- м. Зато весьма выросла важность хобби - с 63% до 88%, теперь эта позиция занимает четвертую строчку рейтинга, сразу за взаимопониманием.
Религия среди "важных вещей" в первое десятилетие века набрала почти 10%, а в следующее плавно съехала ниже стартового показателя: в данный момент она важна для 56% опрошенных (в 2000-м этот показатель составлял 63%, в 2010-м 72%).
Любопытен также список качеств, которые родители хотят воспитать у своих детей. Лидеры номинации - первые три позиции - хоть и теряли в течение двадцати лет популярность, все равно остаются лидерами: трудолюбие (86% в 2000-м и 69% в 2019-м), чувство ответственности (70% и 62%), терпимость и уважение к другим (59% и 50%).
Зато мы начали больше ценить решительность (38% в 2000-м и 50% в 2019-м) и независимость (35% и 46%). А также осознали важность воображения - хуже всего у нас с ним было в 2005 (7%), лучше всего - сейчас (15%). Такие качества, как умение делиться и послушание, не числятся в наших воспитательных приоритетах. Так же, как и религиозность - она занимает последнюю позицию в списке.
Но хуже чем у религиозности в целом обстоят дела у конфессиональности. Количество "просто православных" - тех, которые не ассоциируют себя ни с какой конкретной церковной структурой, - сравнялось с количеством конфессионально-определенных - МП-шных, КП-шных, ПЦУ-шных вместе взятых. Еще немного, и их конфессинальные дрязги будут казаться большинству верующих бурей в стакане воды. А спустя еще немного времени эту воду захочется выплеснуть, а стакан поставить на дальнюю полку.
Лидер по конфессиональной неопределенности - Восток и Юг Украины. Здесь самая низкая церковная активность и самый высокий процент "просто православных". Именно в этих регионах преобладает УПЦ Московского патриархата. Совпадение? Не думаю. Этот феномен заслуживает более глубокого изучения - то ли УПЦ МП предпочитает не тратить силы на воцерковление верных на "своей" территории (и так наши - чего напрягаться?). То ли эти "потенциальные прихожане" не хотят иметь дело с УПЦ МП (в том числе, из-за принадлежности к Московскому патриархату, но не только из-за нее), но в то же время верят в страшилки про "безблагодатность".
Количество "просто православных" постепенно растет по всей территории Украины, а градус религиозности в обществе постепенно снижается. Обретение автокефалии не усилило национально-церковных настроений, напротив, посеяло раздражение политизацией церковной жизни.
Конфессиональные конфликты украинские граждане традиционно списывают на "политику", имущественные споры (зачастую именно так расцениваются межконфессиональные конфликты за храмы) и "разжигание" со стороны СМИ - то есть преобладают светские силы и факторы. Самим церковным институтам приписывают преимущественно светскую повестку дня.
В церквях мало кто видит самостоятельных игроков. И, что хуже, им все меньше доверяют в вопросах веры - быть "просто православным" означает избегать ставить свою веру в зависимость от церковного института, перегруженного идеологией, формальностями, малопонятной ритуальностью, догматизмом, декорациями и специфическим высокомерием.
Граждан - даже верующих - вообще все меньше интересуют институты и иерархии. Они составляют все большую и большую группу "потенциальных прихожан", которая могла бы стать объектом новейшей церковной миссии. Однако пока что среди комментариев в отношении этих "неприкаянных" со стороны официальных церквей и официальных прихожан слышатся, преимущественно, укоры. "Не понимают", мол. Или "ленятся". Или "слишком много о себе мнят". Или даже вовсе "не христиане оне". Во всяком случае, не "православные".
И очень мало тех, кто видит в этой группе и во все этой постконфессиональной ситуации вызов, новое поле деятельности для церкви. Новую возможность для самой церкви выйти за пределы собственных клише. Меняться вместе с миром, чтобы оставаться светом для мира, а не превращаться в нору, в которой можно от этого мира спрятаться. Будущее открывает значительно больше возможностей, чем прошлое - вот какой вывод могли бы сделать церкви из исследования Центра Разумкова. Если, конечно, у них хватило бы на это смелости.