Владимир Тихий: "95 квартал" искренне будет пытаться сделать нашему кино эстетическую ампутацию
Смена власти - это всегда момент тревоги и ожиданий для людей искусства. Тем более такого зависимого от экономической и политической конъюнктуры жанра, как кинематограф. Об ожиданиях, тревогах и планах мы решили расспросить одного из опытнейших представителей киносообщества - Владимира Тихого.
"ДС" Владимир, вопрос стандартный, но волнующий многих. Какие у тебя ожидания в связи со сменой власти?
В.Т. Во всех отношениях - и в идеологическом, и в стратегическом, и во всем, что можно привязать к кино, - я противоположен тому, что производит "95 квартал". Это может прозвучать странно, но мне кажется, что при всем том, что Зеленского обвиняют во многих разных вещах, он человек довольно искренний. То, что они с его командой делают, - они делают искренне. Они вполне уверены в том, что это хорошо и правильно. Поэтому я думаю, что его команда так же искренне будет пытаться сделать эстетическую кастрацию, если не полную ампутацию того, что сейчас называют Ренессансом украинского кино.
"ДС" Почему?
В.Т. Ну, как тебе сказать... Это такой мировоззренческий момент. Они его адепты. Ты можешь быть неофитом в политическом плане, модернизировать свое отношение в определенном смысле к политике, экономике и даже к языку. Однако в эстетике по отношению к определенным массовым формам искусства представители "95 квартала" неоднократно высказывали свои убеждения. И они абсолютно все считают себя кинематографистами.
"ДС" Зеленский недавно заявил, что квоты на украинский кинопродукт экономически необоснованны. Мол, если снизить налоги на производство фильмов, то все начнет развиваться само по себе. Как тебе такая идея?
В.Т. История финансирования кинопроизводства в Украине уже есть. И она свидетельствует об одном: если кино не помогать разными формами - и прямым финансированием, и регулированием со стороны государства вроде введения квот, - то оно просто не будет существовать. Это связано в первую очередь с тем, что для нас смотреть кино в кинотеатрах - роскошь. Украинское кино не может быть успешным в плане прибылей. Разве что в таком формате, как продукция "95 квартала", имеющая прибыль на телевидении и мощный ресурс телезрителей, который помогает продвигать и их кинофильмы. А если еще учитывать и полную телевизионную монополию, то кинопроекты попросту не могут быть окупаемыми. Тем более если эти проекты не занимаются эксплуатацией наследия советской поп-культуры, а пытаются осмысливать современную украинскую реальность. Здесь однозначно ничего не выйдет, так что я не верю в этот налоговый рай.
"ДС" За последние несколько лет все же есть случаи прибыльных национальных фильмов - с полдюжины наберется. Может, это станет тенденцией?
В.Т. Когда зритель идет в кино - то он идет, как правило, на американский фильм. Это и называется "пойти в кино". Когда он идет на украинский фильм, то он идет на определенную идею. Вот, например, я иду на фильм "Тайный дневник Симона Петлюры", потому что я патриот. Иду на "Киборгов", потому что уважаю то, что сделали наши парни и потому что я патриот. Иду на "Я, ты, он, она", потому что мне нравится то, что делает "Квартал" и Зеленский. А не потому, что это кино. Малобюджетные фильмы мобилизуют определенную группу украинских зрителей, которые идут на свою идею. Нет постановки вопроса вроде "Я, ты, он, она" - первый украинский фильм, в котором не шутят про русских, который стал призером на каком-то кинофестивале. Этого нет абсолютно, это не работает. Работает идея, которая побуждает определенную группу населения прийти в кинотеатр. Эта группа может привлечь более широкий круг внимания. И тогда фильм может принести небольшую прибыль. Если бы патриотический зритель думал "Вот наконец посмотрю качественный фильм про Петлюру", и это совпало бы с представлением зрителя о качественном кино и о том, какой должна быть историческая драма, он собрал бы на порядок больше. А так - не секрет, что мы очень сильно уступаем американскому кино. Идеально было бы, если бы зритель мог купить билет на один фильм, например, посмотреть 10 минут и сказать "фу", взять билет на другой фильм и получить обещанное наслаждение, и это не составляло бы проблемы для его бюджета. К сожалению, зритель сейчас так сделать не может. Он не может выбирать. Так что он приходит в кинотеатр или за идеей, или чтобы быть в контексте.
"ДС" Во всем, что ты говоришь, прослеживается явный пессимизм.
В.Т. Как раз нет. Настроение, наоборот, в определенной мере оптимистическое. Потому что есть все-таки азарт, появившийся в последние годы, когда стали регулярно выходить украинские фильмы, которые или побеждали в прокате, или становились определенным культурным явлением, и даже те, которые таковым явлением не становились, станут ним вероятно в будущем. Сейчас уже много людей, готовых работать в национальном кино, причем делать это на 100%, то есть они искренне верят в то, что все получится. В конце концов, можно вспомнить 1990-е, даже 2000-е. Тогда какие-то персонажи делали кино с мотивацией, в которую сами не верили. Мол, если имитировать такой себе Голливуд для бедных, то это вызовет уважение, внимание и успех в Украине. Теперь же киноиндустрия - это живой процесс, который остановить будет крайне сложно, если вообще возможно.
"ДС" В связи со всем вышесказанным - какие у тебя планы?
В.Т. Заканчиваем и еще долго будем заканчивать - потому что там много компьютерных спецэффектов - военную комедию. Понимаю, звучит немного шокирующе с учетом обстановки, но это действительно комедия. До сего момента ни одной копейки государственных средств на нее потрачено не было. Небольшую сумму, которая нам нужна для завершения, мы надеемся получить в Украинском культурном фонде. И на Госкино надеемся тоже. Одним словом, кино продолжается.
Владимир Тихий, украинский кинорежиссер, сценарист и продюсер документальных и игровых фильмов
Родился 25 февраля 1970 г. в Червонограде Львовской области (УССР).
Один из создателей проектов "Мудаки. Арабески" и "Украина, Goodbye", а также группы "Вавилон 13".
Среди самых известных документальных полнометражных фильмов режиссера - "Евромайдан. Черновой монтаж" (2014), "Сильнее, чем оружие" (2014) и "Пленники" (2016).
Наиболее известные игровые работы - "Зеленая кофта" (2013) и "Брама" (2017).