Владимир Костерин: "Юристы должны найти способ защитить окружающую среду в интересах сегодняшних и будущих поколений"
В форуме приняли участие более 6500 участников, включая 2800 представителей правительств из 187 государств мира, кроме Украины. Напрашивается вывод: государственных деятелей не интересует тема сокращения рисков стихийных бедствий. Поэтому в Украине растет вероятность и величина последствий от экологических, техногенных и других рисков.
Борьба с последствиями - подход вчерашнего дня
Факты, озвученные на Всемирной конференции в Японии, довольно красноречивы. Только за последнее десятилетие в результате стихийных бедствий на Земле погибло более 700 тысяч человек, свыше 1,4 миллиона получили увечья и около 23 миллионов лишились жилья. В общей же сложности в результате стихии, так или иначе, пострадало свыше 1,5 миллиарда человек, а общий экономический ущерб превысил 1,3 трлн. долл. США. Сегодня весь мир ищет инновационные способы сокращения рисков и перехода к экологически устойчивой модели хозяйственной деятельности.
По мнению главы международного фонда "Сокращение рисков" (Risk Reduction Foundation) Владимира Костерина, конференция в Японии показала, что в ближайшие десятилетия ключевым вопросом на международном уровне будет борьба с последствиями сырьевой модели экономики и нарушением экологического баланса. "Для предотвращения катастроф и минимизации последствий стихийных бедствий на государственном уровне должны приниматься решения, направленные на переход к инновационной устойчивой модели развития. Экологизация экономики, информатизация государственного управления и внедрение системы риск-менеджмента - это основа для повышения эффективности государства и своевременного реагирования на глобальные вызовы", - отметил Владимир Костерин.
О первых формах украинского риск-менеджмента рассказал в одном из своих интервью первый министр охраны окружающей природной среды Украины (1991-1992 гг.), дипломат и писатель Юрий Щербак: "Простейшие требования к технологиям, применяющимся в ХХІ веке, заключаются в том, что действия всех структур, участвующих в предупреждении и устранении последствий катастроф, должны быть скоординированными. И координация действий государственных структур здесь играет решающее значение. Во время моей работы министром охраны окружающей среды вице-премьер-министром, отвечающим за этот блок, был Евгений Марчук. Мы тогда пытались предугадать любое кризисное явление, которое только могло возникнуть, а уже в случае развития кризисной ситуации он в первую очередь собирал министров и организовывал взаимодействие всех структур. И не могло быть и речи о том, что министры работали обособленно друг от друга. Уже тогда мы работали на совсем другом методическом и организационном уровне, который сейчас, к сожалению, утрачен".
От оценки риска до экологического страхования
По словам
, вопрос экологических рисков в Украине на сегодняшний день не нормирован ни законодательно, ни нормативно и представляет собой сугубо научную категорию. "Судебная практика, общепринятая в Европе и США, по искам, связанным с экологическим ущербом, в Украине тоже минимальна - невзирая на наличие многих законов и даже экологической прокуратуры. Поэтому говорить об экологических рисках мы можем скорее как о неких художественных образах, которые присутствуют в сознании и представлении наших граждан, и, по их мнению, представляют наибольшую опасность для них", - подчеркнул Потапенко.
Эксперт считает, что соотношение здоровья и экологических рисков как интегральной категории представляет собой сложный методологический вопрос, который до сегодняшнего времени корректного научного разрешения не имеет. В европейских странах он решается через системы судебных исков, экологических экспертиз, а также через систему страхования. Таким способом некий абстрактный экологический ущерб оценивается судом на основании экспертиз как конкретный ущерб для здоровья в виде стоимости лечения и денежной компенсации. К сожалению, у нас эти механизмы, как и в других постсоветских странах, не развиты.
"Для того чтобы снизить экологический риск, его, прежде всего, нужно корректно оценить. А для этого нужно иметь, нормативно-правовую базу и юридическую практику принятия решений по компенсациям за ущербы, нанесенные в результате реализации этих рисков. Тогда появится реальная практика страхования предприятий не от абстрактных экологических рисков, а от реальных рисков выплат компенсации ущербов, причиненных негативным экологическим воздействием по решению судов. Пока такая система не является развитой, то непонятно, что именно нужно минимизировать и в каком объеме. Я бы рекомендовал ориентироваться на практику европейских стран. Однако их опыт нельзя перенять одномоментно, поскольку это связано с особенностями юридической системы, с эффективностью и спецификой работы правового механизма в Украине", - подчеркнул В.Потапенко.
В докладе "Национальная экологическая политика Украины: оценка и стратегия развития", подготовленном в рамках проекта ПРООН/ГЭФ " еще в 2007 году, также говорится о таком важном для современной экономики понятии, как экологическое страхование. Для Европы и США экологическое страхование давно является эффективным рыночным механизмом, гарантирующим защиту имущественных интересов граждан, предприятий и государства. Этот механизм благодаря аккумулированию страховых средств снижает нагрузку на бюджет по возмещению убытков, вызванных страховыми случаями.
Очень важно, что экологическое страхование предоставляет гарантии инвестиций в высокорискованные виды производств и является инструментом дополнительного внебюджетного финансирования мероприятий по сохранению качества природной среды и природных ресурсов. В сферу экологического страхования входит страхование риска сверхнормативных выбросов и сбросов вредных веществ, экологических убытков вследствие экологических катастроф, экологическое страхование новых технологий, среди которых биотехнологии и тому подобное.
Авторы доклада отмечают, что многолетняя украинская практика покрытия убытков от чрезвычайных ситуаций за счет государственных страховых и резервных фондов исчерпала свои возможности. В условиях изменения форм собственности государство не может брать на себя ответственность перед населением за рисковые действия частных природопользователей и природозагрязнителей.
А ведь ни для кого не секрет, что в Украине подавляющая часть промышленных и сельскохозяйственных объектов была приватизирована без учета экологических рисков и распределения права ответственности за экологические последствия между государством и частным сектором.
Это создало юридический прецедент правовой экологической безответственности частного сектора, исправить который можно, внедрив обязательное и добровольное экологическое страхование. Поэтому авторы доклада рекомендуют подготовить и принять Постановление Кабинета Министров "Об обязательном экологическом страховании ответственности объектов повышенной опасности, которые были приватизированы без учета экологических требований". Второй рекомендуемый шаг - это разработка и утверждение Концепции развития экологического страхования в Украине, которая должна определить структуру, приоритеты и порядок введения в действие соответствующих законодательных, нормативно-правовых и методических документов; порядок регламентации создания рынка страхования с учетом европейских требований и ориентиров.
На повестке дня - создание "Электронного атласа региональных рисков"
Известный
, который, в бытность работы главным редактором телеканала ТОНИС в средине 2000-х годов, много времени посвятил экологическому просвещению украинцев, рассказал о новых экологических вызовах для нашей страны из-за военных действий на Востоке Украины. Промышленный регион всегда отличался высокой степенью загрязнения воздуха и воды, что сказывалось на продолжительности жизни местного населения.
"Сейчас на Донбассе образовалась зона большого экологического бедствия, где во многих случаях имеют место необратимые процессы, могущие повлиять не только на Украину, но и на соседние страны. Это, прежде всего, уничтожение инфраструктуры, вредные токсичные выбросы от многочисленных взрывов, выжигание лесов, которые невозможно будет восстановить - что приведет к быстрому заболачиванию местности, затоплению шахт, проседанию земельных участков и другим серьезным последствиям. К сожалению, на сегодняшний день о данных экологических угрозах (здесь можно вспомнить и о сотнях проржавевших бочках с токсичным ядом, затопленных в Крыму в непосредственной близости от людных пляжей) знают разве что журналисты и некоторые эксперты; телевидению об этом предпочитает молчать" - подчеркнул Дмитрий Тузов.
Однако есть надежда, что новая экологическая инициатива Европы принципиально изменит данную ситуацию. Речь идет о том, что ЕС в рамках программы PPRD East (предупреждение, готовность и реагирование на природные и антропогенные катастрофы в странах Восточного партнерства) собирается вложить около одного миллиона евро в реализацию программ по управлению рисками катастроф и защиты населения от вредных последствий антропогенных и стихийных бедствий в Украине. "Эта программа сфокусирована на предупреждение, готовность и управления рисками техногенных и природных катастроф. Она реализуется на уровне шести стран - стран Европейского соседства, а именно в Азербайджане, Армении, Молдове, Беларуси, Грузии и Украине", - сказал руководитель группы экспертов проекта PPRD East Сергей Анагности.
Результатом данной работы, которая продолжится до 2018 г., будет создание "Электронного атласа региональных рисков". В нем будет содержаться информация о пяти категориях рисков катастроф: сейсмической, паводковой, лесных пожаров, сдвигов почв и промышленных рисков. Данный атлас будет использоваться как в ежедневной работе экспертов, так и на стратегическом уровне - например, в планировании строительства дороги, трубопровода, жилья и т.д.
"Украинскому обществу предстоит пройти экологическую "эволюцию" сознания, когда власть за бездеятельность и загрязнитель в лице бизнеса будут нести финансовую и уголовную ответственность за нанесение вреда здоровью и низкую продолжительность жизни граждан Украины. Это зависит от активности гражданского общества и правозащитников по развитию экологического и страхового законодательства. Юристы должны найти способ защитить биосферу в интересах сегодняшних и будущих поколений" - отметил глава международного фонда "Сокращение рисков" Владимир Костерин.