Из варягов в грузины. Михаил Саакашвили развеял норманскую теорию
Днепр был тих, и когда к мерному плеску весел, скрипу уключин и сопению дружинников добавился какой-то ритмично-монотонный гул, он понял: скоро. Гул, между тем, наростал, и над водой все отчетливее слышалось многоголосое "УИ ИЕ! О! Я! О! АЕЕ!!!"
- Это что, заклание? (он очень старался и даже вполне бегло освоил язык этой страны, но в минуты волнения все еще путал слова)
- Не... Закладать-то рано еще... Зовут! Вот дозовутся - тогда и закладут. Посол зажевал последние слова, будто боясь, что сболтнул лишнего.
- Зовут? Кого?
- Да тебя, княже. Все зовут, от стара до велика, бо те, шо мал мала меньше мамку так не зовут. Все, как я и говорил! Слушай.
Посол набрал полную грудь воздуха (тесноватая кольчуга жалобно звякнула) и, стараясь попадать в такт крикам с берега, заголосил: "Рю-рик! Прий-де! По-ря-док! Наведе!"
Конунг ухмыльнулся. Про себя же подумал, что скальды таки молодцы: вона как про его реформаторство раструбили. Как же там было-то? А, точно. Профи однажды - профи всегда. Эффективный менеджер, все дела. Даром что дома ему не только новый срок, но и новый день не светил - разве только в порубе. А так все вышло наилучшим образом, хвала Локки - и без византийских контрактов.
Послы от полян со своей просьбой прислать кого-нибудь прибыли как раз на утро после выборов. Чем спасли от неприятностей и самого Рюрика, и ватагу заризяк его (но-но, одернул себя конунг - какая ватага, какие заризяки? Дружина реформаторов!). Ухмылка превратилась в улыбку.
- Ну встречай, Киеве. Вот и я.
***
Что-то мне подсказывает, что этот вот момент - то, что Рюрик был не просто званым князем, а очень вовремя званым, почти изгнанным, - естественно, благополучно забылся. Осталась периодически - опять же, вовремя - всплывающая легенда о квалификации, организаторских талантах. То самое "профи однажды - профи всегда".
Думаете, с отставкой Михаила Саакашвили этот гештальт закрылся? И не надейтесь. Исключительно до тех пор, пока злонамеренность своих пацанов не понадобится вновь выдавать за неопытность.
Лично я всерьез подозреваю, что если все эти байки про Рюрика имеют под собой реальную основу, то "у него получилось", во-первых, потому, что отступать было особо некуда. Если хотите, это синдром экспата - ну или лимиты заезжей. Жизнь наемника или пирата - романтична и порой почетна, но пообниматься с валькириями можно и в более комфортной обстановке. И потом, если бы после неудачи можно было свалить куда-то на безопасные пятизвездочные острова, еще неизвестно, что бы он предпочел. А во-вторых, его шансы здорово зависели от неоспоримой возможности передать слово железяке на поясе.
Но при всем при этом никто не может поручиться за то, что пригласившие варяга взрослые и серьезные - очень взрослые и очень серьезные - дяди не использовали его как ширму для своих дел. Цинично пользуясь его неизбежной - как минимум на первых порах - некомпетентностью в связи с невозможностью разобраться, кто кому кем приходится "по бумагам" и на самом деле, кто кому что заносит, кто кого почему гнобит, кто с кем днем дружит и ночью спит, а вечерами ругается.
И будь ты хоть племенной вождь, хоть экс-президент другой страны, тут с аборигенами договариваться - что пытаться угадать, в каком наперстке шарик. И пускай по ходу выяснится - не в наперстке, а в оффшоре - дальше-то что? Никто не знает уязвимостей системы лучше, чем разработчик и оператор, для нее они опаснее хакеров, и уж если вознамерились пользоваться дырами в безопасности, тут уж никакой заезжий консультант не поможет. Хотя внимание, конечно, отвлечет. И даже позабавит.
Так что Саакашвили, можно сказать, окончательно похоронил норманскую теорию возникновения государственности на Руси. За что ему, конечно, спасибо. Спасибо также за то, что в очередной раз показал: простых решений не будет. А "волшебник в голубом вертолете" может разве что развлечь, но не избавить от проблем. Это средство из разряда гомеопатических - то есть, бесполезных.
Просто нужно понять: в мире не было, нет и уж точно не будет неэффективных государственных моделей. А их эффективность определяется тем, чьи интересы они обслуживают, любые же объективные критерии - на самом деле не более чем индикатор остатка. И если остаток публику перестал устраивать - то ей нужно становиться обществом. Гражданским обществом. Иначе генерация мессианских ожиданий от пришествия новых варягов будет столь же бесконечной, сколь и разочарование их достижениями - несмотря на то, что речь идет всего лишь об обитателях кунсткамеры, будь то хоть Саакашвили, хоть Бальцерович, хоть призрак просвещенного диктатора Ли Куан Ю, к которому так неровно дышат наши имитаторы.