В порту "Южный" под открытым небом хранится тройной запас такой же селитры, которая почти уничтожила Бейрут
Хранение аммиачной селитры в самом большом порту Украины не соответствует мировым стандартам, она подвержена изменениям температурных режимов
Кроме того, рядом с этим складом выгружают другие взрывоопасные вещества. Это может привести к страшной катастрофе, существенно превышающей по масштабам случившееся в Ливане.
Катастрофических масштабов взрыв, который 5 августа произошел в порту Бейрута, напомнил всему миру о технике безопасности труда, которая нередко игнорируется даже в развитых странах. Увы, Украине тут похвастаться нечем – ежедневно мы наблюдаем десятки ситуаций, в которых потенциально опасные сооружения и процессы делаются на "авось", под молчаливое согласие профильных специалистов.
В частности, вчера, 6 августа, журналисты забили тревогу в связи с лежащей прямо на причалах самого большого порта в Украине – "Южного" – огромной партии такой же селитры, которая в буквальном смысле стерла с лица земли половину Бейрута и оставила без крова над головой сотни тысяч человек.
В Ливанском порту к беде привели всего лишь 2 700 тонн селитры, упакованной в так называемые "биг-бэги" и несколько лет пролежавшей на складе.
В "Южном" же, по утверждению разных блогеров и СМИ, складировано почти 10 тысяч тонн этого вещества.
Вечером в четверг, 7 августа, Южненский филиал Администрации морских портов Украины, которым руководит Максим Широков, у себя в Facebook опубликовала опровержение заявлениям в СМИ о том, что селитра в порту хранится с нарушениями норм безопасности.
Но, по сути, опровержение Администрации только усиливает поводы для тревоги одесситов, ведь оно: а) подтверждает тот факт, что в каких-то 20 километрах от Одессы под солнцем действительно лежит огромная партия взрывоопасного вещества; б) что лежит она на причалах 1-2, то есть в непосредственной близости к Одесскому припортовому заводу; в) селитра в "Южном" упакована в те же биг-бэги, в каких она была в Бейруте.
АМПУ утверждает, что все безопасно. Но перспектива как минимум в три раза более мощного взрыва, чем в Бейруте, все же мотивирует к обоснованным подтверждениям. Близость ОПЗ, на котором перегружают аммиак, стабильная жара, а также полное отсутствие в порту надлежащих противопожарных мер – все это дает крепкие основания сильно волноваться за Одессу.
Дело в том, что совсем недавно в порт пришел "новый" противопожарный буксир "Витязь", о котором много писали в СМИ. "Витязь" якобы прибыл в порт по заявке от компании "Аксон Шиппинг", непосредственно аффилированной с бывшим руководителем ОПЗ Сергеем Назаренко. По документам, задача буксира – обслуживание газовозов и обеспечение противопожарной безопасности. Такую работу могут выполнять только суда с мощностью от 3 800 лошадиных сил, у "Витязя" их 2 500. Буксир не оснащен противопожарной техникой, экипаж не обучен специальным мерам поведения в экстренных ситуациях.
Мы отправились в "Южный", чтобы увидеть, как складируют селитру.
Факт №1 – огромное количество белых мешков действительно лежит на причалах Южного. Факт №2 – мешки находятся под открытым небом, они никак не защищены от солнца или влаги. Факт №3 – импровизированный склад находится под галлерей, по которой регулярно идет карбамид – также взрывоопасное вещество. И №4 – на расстоянии нескольких десятков метров расположены железнодорожные пути Одесского припортового завода.
Это – безопасно, утверждает Администрация Максима Широкова.
Это — преступная халатность, которая при стечении обстоятельств может обернуться трагедией для порта, города, близлежащих деревень, а также и для всей Одессы, утверждают эксперты по безопасности.
Согласно приказу Министерства юстиции от 2009 года "Про утверждение правил охраны труда при переработке и хранении аммиачной селитры": "7.1.1. Склады (складские комплексы) для хранения аммиачной селитры должны быть построены по типичным проектам…. Не допускается хранение аммиачной селитры насыпью во временных неприспособленных складах, или на открытых площадках".
Правила по безопасному складированию аммиачной селитры, утвержденные еще в 1972 году Министерством сельского хозяйства СССР и не менявшиеся с тех пор, также гласят, что: "Аммиачная селитра должна храниться в самостоятельных, не ниже II степени огнестойкости бесчердачных одноэтажных зданиях. В порядке исключения в колхозах и совхозах допускается хранение селитры в общем складе минеральных удобрений при условии, что помещение (отсек) для хранения аммиачной селитры будет размещаться у торцовой стены и отделяться от остальной части склада глухой противопожарной стеной, причем все здание склада должно быть не ниже II степени огнестойкости".
За дополнительными разъяснениями мы обратились к эксперту юристу Black Sea Law Company Евгению Сукачеву. Он подтвердил, что селитра как по мировым, так и по украинским ГОСТам должна храниться только на закрытых складах, в которых присутствует возможность удерживать необходимую температуру: "Безусловно, такой груз должен храниться только в закрытых складских помещениях, со строгим соблюдением температурного режима. Этим вопросом должно заниматься руководство порта или владельцы склада. И на них же лежит ответственность за хранение или перемещение данных грузов", — заявил он.
В нашем же случае, судя по опубликованных в прессе фото и видео, селитра хранится под открытым небом без поддержания соответствующего температурного режима. Это подвергает ее постоянным колебаниям температуры, влиянию как солнца, так и дождя, она не укрыта под навесами.
Более того, склад находится возле железнодорожных путей, на которых периодически грузят карбамид, что повышает взрывоопасность объекта. Это все подвергает склад, порт "Южный" и Одессу с пригородами опасности техногенной катастрофы, более мощной, нежели в Бейруте. И судя по заявлениям причастным к ситуации чиновников, виновных в случае непредвиденных ситуаций будет сложно найти. А сил и технических средств, чтобы контролировать пожарное состояние, или тушить возгорание, в случае его возникновения, у руководства порта нету.
Это значит, что в случае непредвиденной или трагической ситуации это может привести к катастрофе. И она может принести с собой не только большие разрушения, но и огромный, непоправимый ущерб как экономике региона и страны, так и экологическому состоянию области и города.