• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Утилизация аборигенов. Кому не нравятся женщины на заводах и в поездах метро

Реклама на dsnews.ua
Инициатива разрешить женщинам работать на опасных работах вызвала шквал критики со стороны мужчин

В украинских соцсетях новая тема для холивара. Не успели еще остыть филиппики в адрес и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун за проект медреформы, как камни в ее огород полетели за намерение ликвидировать приказ Минздрава о перечне тяжелых работ, на которых запрещается использовать труд женщин.

Указ был принят в конце 1993-го - до этого в стране действовал аналогичный документ, принятый еще в 1978-м. В списке запрещенных - 450 профессий. Среди них есть и сварщики, и асфальтобетощики, и бурильщики скважин, и машинисты поездов, и дальнобойщики. Как отметила у себя на странице Супрун, в XXI в. нет места гендерным ограничениям.

"Женщины имеют незыблемое право самостоятельно выбирать, кем и где им работать", - написала и. о. главы МОЗ.

Но не тут-то было. Пользователи соцсетей (преимущественно мужчины) вооружились списком профессий и начали демонстрировать обостренное остроумие. Мол, конечно, грандиозная победа - бабы теперь смогут быть литейщиками, скотобойцами и вообще всякими давильщиками и арматурщиками. Шок, ужас, все женщины в стране массово ринулись искать как можно более вредное производство.

Примечательно, что внятных аргументов, почему женщина не может заниматься тем, чем хочет, пусть это будет даже укладка бетона, ревностные хранители традиционных профессиональных ценностей привести почему-то не могут. Зато вовсю рассказывают о том, что женщины слабее, да и им "рожать еще". Докатились даже до того, что женщинам нельзя быть машинистами поездов и водителями междугородных автобусов, ибо "я не доверю свою жизнь пилоту или машинисту, у которого ежемесячная гормональная буря". О том, что среди авиадиспетчеров, которые несут огромную ответственность за ситуацию в небе, хватает женщин, борцы с гормонами почему-то не подумали.

Впрочем, главное даже не это. Само заявление о том, что женщина не имеет права чем-то заниматься ввиду отличных от мужчины физических данных - шовинизм, мракобесие и дремучая отсталость. Ведь работодателю нужен профессионал, который будет хорошо делать свою работу. А какого он при этом будет пола - все равно. Женщины-сварщицы, женщины-кузнецы есть в Украине, но вынуждены работать неофициально. Потому что "мужики против".

В Америке, кстати, около 11% водителей грузовых фур - женщины. И по официальным данным, водят они в 5-6 раз аккуратней, чем их коллеги-мужчины.

Реклама на dsnews.ua

Отмена списка опасных профессий - всего лишь ликвидация дискриминационного, давно устаревшего документа. В современном мире многие технологические процессы давно механизированы и "грубая мужская сила", которой далеко не каждый мужчина и похвастаться-то может, сегодня не так уж и нужна. Да и опасных производств становится меньше. И вряд ли нынешние выпускницы всевозможных колледжей и техникумов массово ринутся на асфальтные заводы и в цеха забоя скота. Но даже если они это и захотят сделать - это исключительно их право. Такое же, как право на образование, на аборт, на замужество. Право, а не обязательство. Недаром Супрун, представляя решение ликвидировать приказ, отметила, что главная задача государства - создание качественной и доступной системы здравоохранения. Независимо от возраста и пола. То есть государство должно обеспечить любого работника, даже на опасном производстве, возможностью следить за своим здоровьем и вовремя предупреждать возможные проблемы.

Однако в обсуждении "мини-реформы" возникает еще один нюанс. Противники решения МОЗ пишут, что теперь женщин массово будут за копейки брать на опасные работы. То есть получается, что сейчас места эти вакантные - "мужиков не хватает"? А второй вопрос: почему женщинам должны платить копейки? В сознании многих мужчин женщина до сих пор остается чем-то неполноценным. Ей бы сидеть дома, пеленки гладить да вовремя бокал с пивом подносить, а не в начальники да литейщики переться. Но женщины постепенно превращаются в серьезных конкурентов мужчинам именно на профессиональном поприще: они руководят корпорациями, занимают высокие посты во власти, получают Нобелевские премии.

И кого-то по этому поводу давит очень крупная "жаба". Ведь если бы защитники женщин действительно переживали бы за их здоровье и карьеру, то обратили бы внимание на куда более злободневные вещи. Например, на разрыв в оплате между женщинами и мужчинами - средняя зарплата штатного работника-мужчины в I квартале 2017 г. составляла 7 тыс. 160 грн., а работника-женщины - 5 тыс. 612 грн. Если бы речь действительно шла о помощи женщине, а не своем уязвленном не пойми чем достоинстве, украинские мужчины сидели бы вместо жен в декретах, замещали бы их на кухнях, создавали бы условия для работы и отдыха.

Отрадно, что мужчин, которые видят в женщине не "слабый пол", а равноценного партнера, становится все больше. Но сколько же остается "настоящих мужиков", которые решение МОЗ отменить ненужную бумажку подают под зычным клеймом "утилизация аборигенов".

    Реклама на dsnews.ua