• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

"Усадьба Терещенко": что осталось от старинного здания в центре Киева (фоторепортаж)

Столица избавляется от своего исторического лица. Кудрявец, Татарка, Подол уже потеряли многие дома XIX – начала ХХ ст. А сейчас страсти развернулись вокруг усадьбы Терещенко – на углу бульвара Тараса Шевченко и улицы Коцюбинского

Реклама на dsnews.ua

Суды, пикеты, обвинения в соцсетях – ситуация с памятником на устах в СМИ, активистов и громады Киева.

Уже больше ста лет как не Терещенко

Киев. Конец ХІХ ст. Центральная часть города перестраивается. На месте одноэтажных усадеб, а также небольших пустырей появляются имения. Роскошные дома, для постройки которых приглашали известных архитекторов из разных стран.

Не стал исключением и Бибиковский бульвар (нынешний бульвар Тараса Шевченко). В 1874-1875 гг. по заказу помещицы Фелиции Модзелевской архитектор Вальдемар Краузе построил величественное сооружение в неоготическом стиле. Родные для немца мотивы стали изюминкой этой части Киева. Семья Модзелевских владела имением менее 5 лет. После смерти мужа в 1879 году она продала дом Ивану Терещенко, старшему сыну известного сахарозаводчика и мецената Николая Терещенко.

За почти полтора столетия усадьба претерпела немало перемен. В нем размещалось Министерство путей сообщения УНР, впоследствии правительственные структуры Гетманского государства Скоропадского. В советское время здесь было жилье. А в годы перестройки комплекс построек изменил целевое назначение на административное помещение. Последним "жителем" имения стал так называемый "ОВИР" — отдел виз и регистрации.

В 2007 году здание передают новому владельцу – ЧАО "Центрэлеватормлынстрой", который обязался реставрировать усадьбу. Уже 14 лет помещение закрыто для посетителей. Ведь сначала разрабатывали проект реставрации, а позже – здание законсервировали через суды. Почему памятка разрушается "ДС" расспросила у председателя правления компании-собственника комплекса домов и земли Алексея Кунгина.

Реклама на dsnews.ua

"Внутренний мир" неоготического памятника

Вход в усадьбу Терещенко венчает арка с коваными воротами, которые сохранились с момента постройки. Двор небольшой, заасфальтированный. На покрытии заметны просадки – очевидно, из-за проблем в подвальных помещениях.

Сам вход в центральное здание со дворика невелик. Сразу есть проход в коридоры и комнаты, а также спуск в подвал.

Первое, что бросается в глаза – бетонные перекрытия.

"Между плитами большие промежутки, ну и сами железобетонные конструкции кое-где рассыпаются. Эти перекрытия были смонтированы уже в советское время"
"Между плитами большие промежутки, ну и сами железобетонные конструкции кое-где рассыпаются. Эти перекрытия были смонтированы уже в советское время"

"Между плитами большие промежутки, ну и сами железобетонные конструкции кое-где рассыпаются. Эти перекрытия были смонтированы уже в советское время, – рассказывает Председатель правления ЧАО "Центрэлеватормлынстрой" Алексей Кунгин. "Такие плиты использовались в Советском Союзе в 50-х годах. Замена деревянных перекрытий говорит о том, что здание пострадало во время Второй Мировой войны. От внутренних интерьеров почти ничего не осталось".

Со стен убрали штукатурку и многолетние слои советской краски. Ни росписей, ни других ценных элементов интерьеров не было обнаружено, добавляет Кунгин.

В помещении гуляет ветер через старые окна и трещины в стене. Самая большая – шириной около 5 см
В помещении гуляет ветер через старые окна и трещины в стене. Самая большая – шириной около 5 см

Проходим дальше по пустым комнатам. В помещении гуляет ветер через старые окна и трещины в стене. Самая большая – шириной около 5 см со стороны улицы Коцюбинского. И она начинается от фундамента и проходит через два этажа и чердак к потолку. По словам владельцев, эта трещина начала появляться в 2011-2012 гг.

Трещины – одна из самых больших проблем здания. Тем более они пронизывают основные, так называемые держательные (несущие) конструкции"
Трещины – одна из самых больших проблем здания. Тем более они пронизывают основные, так называемые держательные (несущие) конструкции"

"Трещины – одна из самых больших проблем здания. Тем более они пронизывают основные, так называемые держательные (несущие) конструкции. Вторая проблема – это подмыв фундамента. Мы наблюдаем вымывание грунта в подвальных помещениях, что очень негативно влияет на общее состояние дома", — рассказывает Алексей Кунгин.

Ходить по зданию нужно крайне осторожно. Ведь перекрытия, хоть и бетонные – в аварийном состоянии. Это одна из проблем, которую должны решить во время реставрации, отмечают владельцы.

Идем в подвал. К подземной части ведет опасный спуск, в котором отсутствуют ступени. Их нужно полностью заменить. В самом подвале сыро, и все помещение перерезает транзитная теплотрасса.

"Трубопровод был в аварийном состоянии. Поэтому мы заменили ту часть, которая проходит сквозь подвал. Однако, что происходит с теплотрассой за пределами здания, можно только догадываться. Это бомба замедленного действия – авария на трубах может залить подвал и еще больше повредить фундамент. Поэтому в рамках реставрации мы планируем перевести инженерные сети на участки и вынести транзитные коммуникации за пределы подвала", — отвечает Кунгин.

Хотя интерьер дома не сохранился, внутри осталась одна изюминка – кованая лестница на второй этаж. Ажурный узор перил с металлическими ступенями добавляют шарма кирпичным коридорам усадьбы. В "Центрэлеватормлынстрое" эту жемчужину дома обещают оставить и тщательно реставрировать.

Реконструкция или реставрация?

Что же планируют делать с усадьбой? Владелец уверяет, что архитектурный комплекс будет сохранен и полностью восстановлен. По его словам, согласно законам, он имеет полное право выполнять реставрацию.

"Мы выполним реставрацию усадьбы. Отнюдь не реконструкцию. Восстановим все здания комплекса, это не только центральное имение. Флигель, двор, подвалы – весь ансамбль будет отреставрирован", — отмечает Алексей Кунгин.

Глава компании отметил, что реставрационные работы будут выполнять тщательно – очищая и восстанавливая каждый кирпич. Более того, комплексу сооружений вернут первозданный вид. Для этого максимально будут использовать материалы, из которых памятник построили почти 150 лет назад.

Алексей Кунгин: "В зданиях восстановят цвет фасада, будет воспроизведена уникальная форма оконных рам, а также материал крыши (положат листовой металл). Достопримечательности вернут ее первоначальный облик. Никакой надстройки или перестройки не будет. Исключительно реставрация".

Не изменится и высота усадьбы. Также в оригинальных параметрах и геометрии будет сохранен флигель. Что касается назначения зданий, то оно тоже не будет меняться. В помещениях разместят офисы. Кстати, часть внутренних стен из кирпича останется оштукатуренными. Чтобы увидеть оригинальную кладку.

Судебная волокита

Однако Киев может потерять неоготическую жемчужину центра. В настоящее время продолжается суд, фактически остановивший начало реставрации. Именно так пытаются отчуждать частную собственность.

Из-за длительных судебных процессов владелец земли и сооружений не может реставрировать собственные здания. Кроме того, ему запрещено выполнять какие-либо контраварийные работы. Восстановление дома не первый год блокируют и активисты. В ситуации, когда земля и здания в частной собственности есть разработанный и согласованный проект реставрации (документ готовится около 2 лет – ред.) – дать возможность владельцу реставрировать усадьбу – это единственный шанс спасти памятник. Для сохранения архитектурного ансамбля важен каждый день.

"Нужно действовать немедленно. Мы готовы в кратчайшие сроки приступить к комплексу контраварийных работ. Медлить нельзя! Прежде всего, нужно усилить конструкции, чтобы не допустить разрушения", — добавляет владелец.

Что касается самой реставрации, то она начнется через 4-5 месяцев в случае решения суда в пользу ЧАО "Центрэлеватормлынстрой". При реставрации временно придется демонтировать крышу зданий. Это нужно, чтобы заменить перекрытие. После работы с перекрытиями – крышу вернут на место.

Сама реставрация продлится 1,5-2 года. На протяжении всего периода восстановления памятника доступ к нему будут иметь специалисты УООПИК (Украинское общество охраны памятников истории и культуры – ред.). Как заверил ранее глава Киевской ячейки УООПИК Анатолий Фролов, реставрация будет проходить под четким контролем независимых специалистов-архитекторов и историков.

"УООПИК может посещать усадьбу в любое время, на любом этапе работ. Мы абсолютно прозрачны к проверкам. И в нашем проекте, утвержденном Департаментом охраны культурного наследия исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА), учтены абсолютно все замечания и видение историков. Мы заинтересованы в восстановлении архитектурного ансамбля в первоначальном виде", — отвечает Алексей Кунгин.

Бизнес и реставрация: плюсы, минусы, подводные камни

Частные инвесторы могут восстанавливать исторические здания. Такая практика существует в большинстве стран Европы, где для этого существует несколько общепринятых правил.

Олег Дроздов, основатель архитектурного бюро "Дроздов и партнеры" и соучредитель Харьковской школы архитектуры уверяет: "Если возможно применять такие же материалы, которые были раньше, для того чтобы воспроизвести здание в первоначальном виде, то их следует применять. А все, что было потеряно и заново отстроено, должно отличаться от старого. Также требуется контроль за действиями строителей".

При реставрации исторического наследия архитектор рекомендует использовать деревянные оконные рамы вместо металлопластиковых.

Дроздов отмечает, что проблема разрушающихся памятников есть по всей Украине. И время только усугубляет ситуацию. С каждым годом архитектурных жемчужин становится меньше. Архитектор предлагает усилить ответственность среди собственников (коммунальных, государственных, частных) за разрушение зданий.

"К сожалению, в наших климатических условиях в зданиях без присмотра очень быстро ухудшается состояние. В первую очередь, теряются деревянные детали, росписи, гипсовые элементы. Должна быть система, которая может передавать право собственности тех объектов культурного наследия, за которыми плохо ухаживают. Нужно усилить ответственность за ненадлежащее содержание достопримечательностей", — рассказывает Дроздов.

Владельцы усадьбы Терещенко отмечают, что хотят только реставрировать памятник, сохранить его. Впрочем, пока этому препятствует судебная волокита.

17 июля Большая Палата Верховного суда решит, дать ли владельцу начать реставрационные работы или вернуть здание городу. В первом случае, по словам Алексея Кунгина, усадьба Терещенко будет отреставрирована в течение трех лет. В другом – город должен будет найти на это средства из бюджета, но, понятно, что из-за войны это не является первоочередной задачей киевских властей. Как минимум необходимо будет выплатить компенсацию владельцу и заботиться об усадьбе. Поэтому высока вероятность того, что в этом случае столица потеряет еще одну архитектурную достопримечательность.

    Реклама на dsnews.ua