Уроки в бомбоубежищах и обучение в три смены. Как начался учебный год
1 сентября в Украине стартовал новый учебный год, а родители, учителя и Министерство образования все еще ломают копья в спорах о безопасности очного обучения во время войны
Предыдущие два учебных года были непростыми из-за пандемии — переход на дистанционное обучение тяжело дался украинской школе, а все проблемы до конца не удалось решить до сих пор. Однако 24 февраля перед Министерством образования предстали еще более серьезные вызовы: после полномасштабного вторжения России часть территорий была оккупирована, на части шли активные боевые действия, а сотни тысяч детей уехали вместе с родителями за границу. Однако уже с 14 марта учебный процесс начал возобновляться: за парты вернулись дети в западных и центральных областях Украины. В большинстве школ обучение проводилось в онлайн-формате.
Завершить учебный год удалось на довольно мажорной ноте — педагоги смогли быстро разработать Мультипредметный тест на замену привычному ВНО и выстроить логистику его проведения, поэтому вступительная кампания прошла почти без эксцессов. А новый учебный год Минобразования рекомендовало начинать в очном формате — там, где ситуация достаточно безопасна. Такой инициативе, мягко говоря, не обрадовались родители — собирать в одном месте сотни детей, когда Россия не стесняется обстреливать торговые центры и сбрасывать бомбы на роддома, не показалось хорошей идеей.
"ДС" рассказывает, как будет проходить обучение в школах в этом году, реально ли проводить занятия в укрытиях и как организован процесс на оккупированных территориях.
Дистанционка или онлайн?
Из-за войны тысячи украинских детей не смогут вернуться к учебе в обычном режиме. Некоторые из них уехали из своих домов на запад Украины или за границу, некоторые остались на оккупированных территориях или в зоне боевых действий. Министр образования и науки Сергей Шкарлет заявил, что школьники могут учиться по следующим схемам:
- очная форма;
- дистанционная форма;
- семейная (домашняя) форма обучения;
- смешанная форма (занятия проводят и оффлайн, и онлайн);
- экстернат.
Решения о формате учебного процесса в каждой конкретной школе принимали местные власти: областные военные администрации или учредители учебных заведений. По словам Шкарлета, по состоянию на 25 августа в Украине 59% школ готовы проводить обучение онлайн. Только очно с 1 сентября будут учиться в 3,5 тысячах школ. Еще 3867 будут работать в смешанном режиме, а полностью дистанционно планируют работать 5497 заведений.
В Киеве большинство школ будет работать в смешанном режиме, однако в Департаменте образования и науки КГГА уверяют, что родители смогут изменить форму обучения детей в случае необходимости во время учебного года. Городские власти утверждают: 77% киевских школ имеют оборудованные укрытия, которые были обновлены или отремонтированы согласно требованиям ГСЧС.
Заместитель председателя Киевской городской государственной администрации Валентин Мондриевский рассказал, что в Киеве 421 коммунальная школа, и все они прошли обследование на предмет безопасности. По его словам, школы, не имеющие оборудованного укрытия, договорились об использовании бомбоубежищ соседних домов (ГСЧС рекомендовало, чтобы расстояние от укрытия до учебного заведения составляло не более 100 метров). Только 18 школ не имеют возможности обеспечить безопасность учащихся на случай ракетных обстрелов, поэтому будут проводить обучение исключительно онлайн.
Интересно, что школы будут работать как укрытие только для школьников и работников учебного заведения, поэтому жители окрестных домов должны найти себе другое бомбоубежище. Будем честны: подвалы многоквартирных домов все еще находятся в сомнительном состоянии и назвать их безопасными можно только с большой натяжкой, так что большинству жителей придется надеяться на защиту по принципу двух стен.
В большинстве крупных прифронтовых городов решили не рисковать и проводить обучение онлайн. В частности, будут полностью дистанционно учиться школьники Харькова и Днепра.
Смешанная учеба: три смены и уроки в укрытии
Главное требование к школам во время войны – обеспечить полную безопасность учащихся, не прерывая при этом учебный процесс. Поэтому количество учеников, которые смогут одновременно находиться в школе, существенно ограничено — ведь все они вместе с учителями и другим персоналом должны быть в укрытии во время воздушной тревоги. Поскольку бомбоубежища в большинстве школ не очень просторны, обучение придется организовывать либо в две-три смены, либо неделю через неделю, либо месяц через месяц. Каждая школа будет определять формат работы и расписание самостоятельно.
Такой режим работы не может не отразиться на учебном процессе. В некоторых школах предлагают преподавать только точные науки, чтобы занятия в школе не продолжались до поздней ночи. Поэтому некоторые дисциплины могут изучать дистанционно, другие – в режиме онлайн. Согласно исследованию Департамента образования и науки КГГА, детям сложнее всего дистанционно усваивать физику, математику, химию и биологию. Поэтому именно этим предметам стоит уделить больше внимания, а гуманитарные же, по мнению Департамента, можно изучать в режиме онлайн.
"Другая разновидность смешанного формата: параллель классов выходит на обучение столько, сколько вмещается в укрытие (вместе со взрослыми), а вот во вторую половину дня идут средние и старшие классы, но для того, чтобы больше учащихся контактировали с учителем, они будут меняться — полкласса первые две недели, полкласса – другие две недели", — рассказала директор Департамента Елена Фиданян.
По ее словам, в первую очередь очное обучение нужно первоклассникам. Маленьким детям нужно видеть учителя, наладить с ним контакт, чтобы адаптация к школьному процессу прошла как можно легче. Еще один приоритет – пятые классы, которые переходят на новую программу Новой украинской школы.
Также Департамент образования и науки КГГА предлагает, чтобы в сентябре очно учились учащиеся средней школы (с 6 по 8 класс), а в октябре – старшей (с 9 по 11). При этом каждая школа может сама спланировать и организовать расписание, которое будет наиболее удобным для учащихся и учителей.
Безопасность учащихся во время войны
При воздушной тревоге уроки должны проходить исключительно в бомбоубежищах. Все школьные укрытия должны отвечать следующим требованиям:
- в помещении не должно быть окон и транзитных коммуникаций;
- школа должна обеспечить укрытие независимыми источниками электрического питания и генераторами;
- в укрытиях должны работать сети Wi-Fi для проведения уроков;
- в бомбоубежище должны быть запасы пищи и воды для всех учащихся и учителей по меньшей мере на двое суток;
- должны быть места для сидения, лежания и приемов пищи (мебель должна быть изготовлена из негорючих материалов);
- помещения должны иметь канализацию или выносные баки для нечистот;
- в бомбоубежищах должны быть средства пожаротушения, средства оказания медицинской помощи, телефон, радио или другое средство связи с внешним миром, а также шанцевые инструменты — лопаты, ломы, топоры, пилы-ножовки;
- из помещения должно быть минимум два выхода.
В идеале все укрытия должны иметь вентиляцию, защиту от затопления и полноценное отопление. Конечно, на оборудование таких условий нужны большие средства и время, а у украинских школ есть проблемы и с первым, и со вторым. Финансировать оборудование бомбоубежищ должны местные власти, но часто это бремя ложится на карманы родителей. Так, в одной из львовских школ на эти цели с родителей собирали по 700 грн за ученика.
Кроме того, все школы и прилегающие территории должны быть проверены саперами — на случай, если диверсионные группы оставили где-то на школьном дворе взрывоопасные предметы. Руководители учебных заведений также должны проверить готовность систем оповещения, определить маршруты эвакуации на случай чрезвычайной ситуации и пометить их стрелочками, натренировать всех участников образовательного процесса по действиям в случае воздушной тревоги. Учителя должны пройти обучение по оказанию медицинской помощи на случай ранения.
Учебный процесс на оккупированных территориях
Согласно плану Минобразования, обучение на временно оккупированных территориях должно проходить исключительно онлайн. Однако у российских оккупантов свои планы: несмотря на полуразрушенные или сильно поврежденные школьные здания, нехватку учителей и сопротивление родителей, они возобновляют обучение в школах — по российской программе.
Неудивительно, что оккупанты делают ставку на уничтожение всего украинского в захваченных городах, но размах все равно поражает. Учителям, оставшимся на оккупированных территориях, угрожают фильтрационными лагерями и ограничением доступа к гуманитарной помощи, родителей пугают лишением родительских прав в случае неявки ребенка в школу, а из российской глубинки уже везут преподавателей, давно мечтавших о "теплом климате и собственном саде".
Из-за того, что школьная инфраструктура сильно пострадала во время боевых действий и часто опасна для детей, оккупанты планируют преподавать школьникам только три предмета. Они называют это "адаптационным периодом" — детей будут учить русскому языку и литературе, математике и истории России. Конечно же, учебный процесс будет сопровождаться и "воспитательными часами", на которых детям будут рассказывать о "великой и могучей России" и о том, что украинцев на самом деле не существует — их придумал то ли Ленин, то ли Сорос, то ли Байден.
Экзамены на знание истории России придется сдавать не только школьникам — учителей не будут допускать к учебному процессу без предварительной аттестации. Они должны выразить полную лояльность оккупационным властям, иначе ни о каком преподавании речи не может идти вообще.
Школы в некоторых оккупированных городах, в частности, в Мариуполе, будут охранять вооруженные российские военные — как они заявляют, "для безопасности". Однако это скорее выглядит как устрашение и напоминание о вездесущем "старшем брате".
Учителя, которые смогли вырваться из оккупации, организуют онлайн-обучение для своих учеников, но нужно понимать, что учиться дистанционно в украинской школе в условиях оккупации может быть опасно, так что далеко не все родители согласятся рискнуть. Ведь примеры разделения родителей и детей на оккупированных территориях за последние полгода мы видели не раз и не дважды.