Укрмен, воин АТО и казак-характерник. Каких супергероев предлагают украинские комиксы

Сегодня в Украине есть целый калейдоскоп супергероев и супергероических сюжетов на все цвета, вкусы, декорации и сложности характеров и конфликтов

Страница комикса "Укрмен"

Комиксы или рисованные истории как отдельный вид искусства появились, конечно, задолго до ХХ века (причем практически каждая национальная литература имела свой вид рисованных историй — и часть из них зародилась еще в Средневековье!). Но именно ХХ век стал тем периодом, когда возник наибольший спрос на комиксы — причем далеко не только среди детей, но и даже среди взрослых. И это совсем не удивительно. На рубеже веков немецкий философ Фридрих Ницше символически объявил, что Бог умер — и практически вся первая половина ХХ века это подтвердила. Мировоззренческие изломы (которые и обозначил таким образом "богоборец" Ницше) вылились в существенные социальные изменения и в конце концов две больших войны — в эти бурные времена человечество как никогда нуждалось в опоре, а старые схемы, включая религию, в какой-то момент перестали работать. И как вышло человечество из этой ситуации? Правильно, перестало ждать новых богов, а приняли и создало их самостоятельно. По собственным, как говорится, образу и подобию.

Неслучайно ли самый классический комикс-герой — Супермен — возник в 1938 г. и стал очень популярным в годы Второй мировой войны. Пришелец с планеты Криптон еще немного мог ассоциироваться с классической "внеземной" божественностью, однако следующие супергерои, с которыми не задержалась комикс-индустрия, чем дальше, тем больше оказывались людьми, похожими на своих читателей. И чем дальше, тем больше их суперсилы (и суперответственность, что, как известно, приходит вместе с ними) обременяли их — так супергерои стали становиться еще и амбивалентными в своих поступках, тревожными, а то и психически больными. Кроме того, далеко не все нации со временем начали "устраивать" американские супергерои в цветных костюмах: появился запрос на "своих", выращенных на собственной культуре и собственных проблемах. Подоспели и классические европейские героические эпосы, и фантазия создателей рисованных историй — чем тебе не новая мифология?

Сейчас есть калейдоскоп супергероев и супергероических сюжетов на все цвета, вкусы, декорации и сложности характеров и конфликтов. Пусть из этих персонажей ближе или понятнее именно нам, стоит помнить: супергерои полностью являются продуктом культуры и мировоззрения, в которых возникают. И удовлетворяют соответствующие запросы. Эра веры в сильных мужиков с других миров, которые все порешают вместо нас, канула в небытие вместе с войной и поствоенные годы, эра сложных, депрессивных персонажей, которые, хотя и наделены суперсилами, даже сами за себя не слишком способны что-то порешать, — понемногу тоже. Так, в частности, произошло в американской культуре, на "родине" супергероики в ее распространенном представлении. А что имеем у нас, в Украине?

Украинская комикс-индустрия развивалась, конечно, не так системно, как американская, бельгийская или французская. Меньше свободы у потенциальных авторов, идеологические ограничения, вечная "несовременность" — много разных обстоятельств препятствовали. Но можем вполне уверенно говорить, что с началом 1990-х годов в ней начали происходить существенные сдвиги. Как-то украинцы пережили почти целый турбулентный ХХ век без собственного национального супергероя — но в девяностых нам по очевидным причинам он изрядно понадобился. К счастью (или и к сожалению), наша реальность и сегодня дает нам достаточно материала для создания таких рисованных историй. И они наконец создаются — чем дальше, тем больше. Не все эти комиксы одинаково качественные, однако все могут стать хорошим материалом для того, чтобы понять, какой он — украинский супергерой, в котором мы нуждаемся. Или на которого заслуживаем.

Князь Святослав ( "Святослав и викинг" Игоря Баранько, 1993 год)

"Святослав и викинг"

Не мы первые и не мы последние, кто обратился к супергеройским образам в победоносному национальному прошлому. Князь Святослав, едва ли не самый прославленный воин из всех князей Киевской Руси и предок еще одного клана украинских супергероев — казачества (разумеется, к нему еще вернемся), просто-таки скроен под национального супергероя (хотя, как показывает история, часто бывал на коне, но оказался в конце концов под конем). Игорь Баранько, один из первых комиксистов независимой Украины, именно этот образ берет за основу своей живописи. Но его Святослав — отнюдь не воинственный, а вполне себе карикатурный.

Победоносный князь и гроза половецких ханов в комиксе Баранько — крайне растеряный воин (как и все его войско, значительно более любящее пиры и подглядывания за женщинами, чем борьбу с врагами), зависит от мнения мамы (посмотрела бы я на вас, если бы вашей мамой была княгиня Ольга!), и от героики здесь остаются скорее случайности. Но такой князь Святослав, и эстетически, и текстово напоминающий нам то "Энеиду" Котляревского, то мультики или комиксы про Астерикса и Обеликса, — действительно веселый и ироничный, симпатичный и выписанный из заметной любовью. И, честно говоря, не удивительно, что именно такой супергерой появился в наших девяностых: в таких обстоятельствах остается разве посмеяться.

Казак Буйвитер ("Буйвитер" Константина Сулимы, 1995 год)

"Буйвитер"

Впрочем, без классических супергеройских сюжетов также не обошлось — тем более что именно в это время в Украине наконец появилась возможность для просмотра собственного исторического прошлого. "Буйвитер" — это в самый классический смысле попытка создать образ национального героя-освободителя по всем канонам супергеройского комикса. Сначала Буйвитер (который скорее является собирательным образом, чем основан на реальном прототипе, — как и казак Голота из одноименной думы) освобождает крестьян из турецкого плена, сверкая суперменовской улыбкой и прося вчерашних пленных быть в дальнейшем осторожнее. Затем вступает в противостояние с могущественным врагом, наделенным магическими силами, — ханом Хиз-Гиреем, конечно, побеждает его... А дальше еще и выясняется, что этот легендарный персонаж — значительно ближе к современным украинцам, чем может показаться. Здесь вам и зрелищные бои, и насыщенная колористика, и стальные мечи и крепкие мышцы — просто-таки "по рецепту" сделан комикс. И "рецепт" сработал! "Буйвитер" приобрел большую популярность в свое время, и издатели даже начали работу над новым комиксом, о Тарасе Бульбе, но в жизнь этот замысел до конца так и не воплотился.

Казаки-характерники и межгалактические путешественники ("Даогопак" Максима Прасолова и Алексея Чебыкина, 2012-2016 годы, "Чуб" Александра Комьяхова 2013 год)

"Даогопак"

В течение следующего десятилетия украиноязычная комикс-индустрия фактически находилась в режиме застоя. Украинская массовая культура в настоящее время активно переориентировалась на российский рынок — поэтому то, что получалось, было в основном русскоязычным, часто невысокого художественного качества, и очевидно, что ни о каких украинских национальных героях идти речь здесь не могла. Ситуация меняется в начале 2010-х, что примечательно, — практически вплотную к событиям Революции достоинства. В 2012 г. в издательстве Nebeskey появился первый том комикса "Даогопак" Максима Прасолова и Алексея Чебыкина о казаках-характерниках с магического ордена боевых искусств — и тема национальной супергероики возродилась, правда, уже со ссылкой не в американские комиксы, а на японскую мангу. Серия "Даогопак" стала популярной и выходила до 2016 года.

А в 2013 году Nebeskey выдают комикс "Чуб" Александра Комьяхова. И это не просто очередной комикс о казаках — это казацкая космоопера! Казак Чубенко, как всякий классический супергерой, имеет любимую по имени Калина, верного коня — космического штурмана Орлика и миссию спасти мир в свободное от безделья время. В космосе. Здесь также достаточно динамики и зрелищности, местами присутствует и стимпанк-эстетика — красота и сила. Многие читатели комикса сетуют на недостаточную проработанность сюжета по сравнению с картинкой, но, по-моему, этого сюжета подростковой аудитории (а именно на нее, а не на взрослую, ориентирован комикс) вполне хватит.

Укрмен ("Укрмен" Федора Левченко и Анатолия Тягур, 2018)

"Укрмен"

А вот сейчас шутки, карикатуры и космофантазии стоит отложить в сторону: все очень-очень серьезно. Впервые Укрмен — первый и настоящий украинский супергерой, как заявляли его создатели, — появился еще на фестивале Kyiv Comic Con 2017 года. Просто-таки собственной персоной и даже в сопровождении двух красивых ассистенток. И сфоткаться можно было — вот только комикса на тот момент еще не было. У многих эта убийственная серьезность вызвала улыбку, но некоторые таки начали ждать — что же выйдет под обложкой первого настоящего комикса о супергероях. И после ряда громких "передпрезентаций", интервью и других маркетинговых мероприятий комикс таки вышел в 2018 г.

... и оказался где-то столь же украинским, как любой классический комикс о Супермене. Киев, где происходят события, выглядит значительно более похожим на Нью-Йорк. Фабула комикса вполне укладывается в классическую схему "супергерой против суперзлодея с долей магии и нанотехнологий". Ничего, что указывало бы на украинское происхождение истории (кроме имени героя и его желто-синего наряда), здесь не найти — поэтому, к сожалению, комикс выглядит вторично и не оправдывает ни масштабной маркетинговой кампании, ни самой суперсерьезной настройки. Вероятно, подражать заокеанским схемам, что сработали в 50-х годах прошлого века, в 2018 году — так себе идея. Ну а у некоторых хоть фоточки хорошие остались.

Герои среди нас (серия комиксов "Киборги", 2020 года, "На большой земле" Артема Чеха и Беаты Кулак, 2021)

"Киборги"

А вот события 2014-го и последующих лет украинской истории резко сместили супергеройский "компас" в сторону абсолютно реальных людей, борющихся с врагом не в древнем прошлом и не в далеких галактиках, а здесь и сейчас. Назрела необходимость не только в чествовании этих людей, но и в мифологизации этого фрагмента травматической и болезненной истории. Воины АТО — наше новое казачество и наши супермены одновременно. В историях, которые появляются в том числе и в виде комиксов, видим весь спектр классического супергеройскго конфликта: большая сила, с которой приходит большая ответственность, единичные персонажи, в руках которых оказывается судьба тысяч и миллионов, — но и боль и тяжесть бремени, не супергероическая, а даже слишком человеческая. Потому что эти герои — действительно одни из нас. А комиксы о них, вполне вероятно, будут читаться последующими поколениями так, как мы сейчас читаем комиксы о казачестве — и это правильно. И по законам жанра, и по законам истории.

Появится когда-то у украинского народа супергерой — "бог из машины", что крылья надевает, всем помогает и решит все проблемы? Сколько бы ни появилось на эту тему историй, написанных, рассказанных или рисованных, — вряд ли. Но мечтать, как и упражняться в мифотворчестве — не грех. В конце концов, в таких историях, даже если не вглядываться в них очень пристально, видим мы всегда самих себя — кем были, есть и будем.