Украинцы против исторического наследия. Как уничтожают дворцы и замки
Обычно уничтожение памятников истории в общественном сознании связывают с алчными бизнесменами. Новости о том, что в Киеве, Одессе или Львове застройщики ради очередного торгового центра разрушили еще одно историческое здание давно стали привычными. Тем не менее вклад "пересичных" в уничтожение культурного наследия предков ничуть не меньше. И это не только пресловутые "черные копатели", грабящие археологические памятники, о чем "ДС" писала раньше.
Если составлять мартиролог памятников прошлого, уничтоженных или изуродованных "простыми гражданами" или при их активном участии, то получится гроссбух похлеще "Войны и мира" Толстого. По этой причине пытаться объять необъятное не будем. Рассмотрим лишь основные типы разрушительной деятельности наших сограждан. С примерами, естественно.
А кому оно надо?
На первом месте в рейтинге причин уничтожения памятников старины стоят даже не вандалы, а равнодушие и банальное отсутствие денег.
Для того чтобы шедевр архитектуры превратился в живописные руины, его не обязательно целенаправленно рушить. Достаточно перестать за ним ухаживать, а дальше природа и осадки сделают своё чёрное дело. Чаще всего жертвами такой ситуации становятся заброшенные панские дворцы в селах и небольших посёлках, а также сельские католические костелы на западе Украины.
Основную часть панских "маєткiв" успешно разграбили, сожгли, а потом растащили на стройматериалы еще в 1917-1920 гг. Логика селян была вполне прозрачной: имущество мироеда мы поделили, а палац, палац-то кому? Вот и делили разграбленные палацы по справедливости, разобрав на камень и кирпич. Часть дворцов, правда, уцелела, преимущественно та, на базе которых большевики пытались создавать коммуны. Проект, заметим, оказался провальным. Коммунары предпочитали митинговать и дискутировать о справедливом мироустройстве, а не вкалывать на полях и крутить хвосты коровам. В промежутках между спорами коммунары жгли в каминах паркет и резную мебель - нужно же было "корчагиным" сушить портянки.
В послевоенные годы уцелевшие дворцы чаще всего использовали под школы, детские сады, больницы и т. д. Далее их судьбы складывались по-разному, но преимущественно с печальным итогом. В одних случаях эти заведения закрывались за ненадобностью в связи с сокращением сельского населения, в других - в связи с постройкой новых школ/яслей/детских садов et cetera. Итог одинаков: заброшенные здания вскоре приходили в запустение и спустя несколько лет становились аварийными. Не без помощи местных селян, естественно.
Ярким примером здесь может служить дворец в селе Жищинцы - один из самых красивых и симпатичных в Хмельницкой области. Это возведенное в стилях неоготики и классицизма здание обычно называют "Дворцом Свидерских" - по фамилии последнего владельца. Построил же палац, скорее всего, граф Мнишек, владевший селом в первой половине XIX в.
После революции дворец использовали как сельский клуб, потом - как школу.
"Когда в 2001-м в Жищинцах построили новую школу, дворец стал ненужным, хоть и остался на балансе освитян, - говорит начальник отдела культуры. национальностей, религий и туризма Городокской ОТГ Олег Федоров. - В первый же год местные жители устроили там настоящий погром: кто электропроводку срывал (в хозяйстве пригодится), кто полы... Доморощенные кладоискатели в поисках несметных панских сокровищ все печи разобрали. Зачем? Хорошо же видно, что до революции здесь были камины - даже следы от них остались, а печи появились уже в "школьный период"... Конечно очень хотелось бы спасти палац, но только на подготовку необходимой технической документации и неотложные работы нужно едва ли не весь образовательный и культурный бюджеты громады выложить. Естественно, что это нереально. Приходится уповать или на помощь Киева, или ждать инвестора, готового вложиться в проект..."
В том же Городокском районе в селе Лесоводы доживает последние годы еще один шикарный дворец - палац Рациборовских/Журовских (конец XVIII в.). С 1930-х и до 1960-х здесь размещался детский дом, после - ПТУ для механизаторов. Его, как и палац Свидерских, после строительства нового учебного корпуса забросили. В 1990-е, правда, здесь затеяли реставрацию, о которой сегодня напоминают только ржавая табличка снаружи и несколько расчищенных от наслоений извести фрагментов лепнины внутри.
Рассказ об умирающих дворцах завершим особняком сахарозаводчика Нафтула Когана в селе с труднопроизносимым названием Высшеольчедаев, что в Мурованокуриловецком районе Винницкой обл.
До 2011-го в усадьбе Когана находился детский сад, но потом случился пожар. К счастью, выгорело тогда не так уж и много, но на ремонт денег не нашлось и с тех пор особняк пустует. Дом знаменит богатыми интерьерами: здесь можно увидеть буйство лепнины, фресок, резных дверей и барельефов. Такой себе "Пшонка-стайл" с поправкой на вкусы рубежа XIX-ХХ вв. Тем не менее сегодня все это представляет немалую историческую и художественную ценность и может стать одной из туристических изюминок Винничины. Но уникальное здание постепенно умирает.
Костелы и синагоги
Довольно печальна и неопределенна судьба у заброшенных католических костелов Западной Украины. До 1939-го в каждом галицком селе было минимум два храма - греко-католический и римско-католический, а в местечках еще и парочка синагог в придачу. Когда в 1944-1946 гг. польское население Галичины, составлявшее основную массу римо-католиков, выехало в Польшу, костелы оказались без паствы. Часть опустевших храмов снесли коммунисты, но основную массу приспособили для нужд социалистического хозяйства. В основном их использовали под склады, зерно- и овощехранилища и ремонтные мастерские. Но даже в этом случае за ними был хоть плохонький, но уход.
После крушения коммунизма часть храмов вернули римо-католикам (где они еще были), часть - верующим других конфессий. Но большинство сельских костелов оказалось никому не нужным. Римо-католиков по селам - хорошо, если парочка стариков, а у греко-католиков и так были свои церкви. Зачем нужен еще один храм?
Использовать опыт Западной Европы, когда невостребованные храмы переоборудуются в клубы, гостиницы, спортивные залы или даже рестораны, в условиях украинской глубинки - нереально. Поэтому перспективы у этих костелов весьма туманны. Если дворцы еще можно отреставрировать и использовать как гостиницы или дома отдыха, тем более что в большинстве случаев они стоят посреди парков, то как использовать заброшенные храмы, - не знает никто.
Рассказывать об отдельных костелах не будем. Достаточно посмотреть фотографии. Судьба у всех одинакова: закрытие после Второй мировой войны, "складской период", бесхозность, упадок и разрушение...
Похожая судьба и у синагог. Как и костелы Галичины, Вторая мировая оставила их без прихожан. Правда, по совсем другой причине. Ситуация с синагогами усугубляется и тем, что большинство из них были частично разрушены немцами еще в годы войны.
Самый вопиющий пример "заброшек" этого типа - синагога в Жовкве, построенная в 1692-1698 гг. Петром Бабером, придворным архитектором короля Яна III Собеского. В 2012-м эта божница попала даже на памятные монеты в 5 и 10 грн. Но с 2000-го синагога стоит в запустении.
Если же брать самые многочисленные старинные сельские "заброшки", то на первом месте окажутся водяные мельницы. Такие есть едва ли не в каждом селе (а порой и по несколько). Большинство из них особой исторической и архитектурной ценности не имеют, но являются весьма живописным элементом ландшафта.
В хозяйстве всё пригодится
Довольно большую угрозу для памятников истории и культуры представляет давно ставшая притчей во языцех рачительность нашего трудолюбивого народа. Кстати, она является одним из разрушительных факторов и в ситуации описанной разделом выше. Обычно разрушение "заброшек" начинается с того, что хазяйчики выламывают столярку, фрагменты кровли и прочие нужные в господарстве вещи.
Обвинять селян здесь не будем. Для сельского населения вообще (а не только в Украине) характерен чистый практицизм и прагматизм, как и отсутствие интеллигентских заморочек на тему исторической и художественной ценности чего-либо.
Пожалуй, самым красноречивым примером в противостоянии "хазяйчики против культуры" является хрестоматийная судьба деревянных скульптур Пинзеля. Для рачительных селян шедевры "Подольского Микеланджело", украшавшие ранее храм Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы в Городенке, оказались просто хорошо просушенными дровами. Свою жизнь в огне завершили 13 из 18 почти трехметровых главных алтарных статуй и несколько десятков - меньших.
Есть и "личная" история. В селе Купин (Хмельницкая обл.) на реке Смотрич стоит старинная мельница, ранее знаменитая уникальными, произведенными еще в 1902-м швейцарскими машинами. Автор видел этот технический раритет в действии. Это было незабываемо: огромные колеса, валы, длиннющие ременные передачи, все крутится, вертится и стреляет струйками муки.
Швейцарские оборудование фирмы "Даверио А.Г.", некогда самое лучшее в мире, успешно прослужило людям более 100 лет. Работало бы и дальше, но в 2004-м сломалась турбина. На покупку новой требовалась всего-то тысяча долларов.
Увы, несмотря на многочисленные публикации в центральных СМИ (от газет до телевидения) и на клятвенные заверения представителей районных властей, обещавших вернуть к жизни технический музей, дело с места так и не сдвинулось. В итоге местные селяне, воспользовавшись проломом в стене, быстренько раскурочили раритетное оборудование, выломав все детали из цветмета. Да и черным не побрезговали. От уникальных машин остались одни корпуса. Уничтожить бесценное и, возможно, единственное в Европе действующее оборудование знаменитой фирмы, ради нескольких сотен гривень, - как это по-нашему!
Страдают от "хазяйчиков" и замки, являющиеся в глазах большинства местных жителей исключительно источником "дармовых" стройматериалов.
12 апреля уже этого года рухнула восточная стена Поморянского замка. Он давно находился в аварийном состоянии, несмотря на все старания неравнодушных, ни в местном, ни в государственном бюджетах денег на неотложные спасательные работы так и не нашлось. С этим памятником двоякая ситуация. С одной стороны - это традиционная судьба для описанных в предыдущем разделе "заброшек", с другой - здесь не обошлось и без трудолюбивых рук хазяйновитых украинцев. В частности, в последние годы из замка исчезли старинные кафельные печи и камины. Разобрав "грубки", селяне взялись за стены.
Это не первый обвал в Поморянах. Крупное обрушение стен здесь случилось еще в сентябре 2011-го. Тот обвал стал настоящим народным праздником для местных газд. Уже спустя две недели после ЧП приличная гора средневекового кирпича и камня из разрушенной стены перекочевала на селянские дворы. Злые языки поговаривают, что и сам обвал случился не без активного участия рачительных аборигенов.
Еще один довольно дикий случай. Правда, здесь отметились не только украинцы. В Подгайцах, что на Тернопольщине, еще с XVI в. стоит старинная синагога. В послевоенные годы она успела побыть и складом, и "заброшкой". Сейчас местные энтузиасты начали ее восстановление. Но эта история случилась на излете периода "заброшенности".
Еще в 2014-м над входом в синагогу каждый мог видеть декорированную каменную плиту с надписью на иврите: "Это врата Господни, праведники в них войдут" (Теилим, 118:20). Об этой реликвии упоминается во всех материалах, посвященных синагоге в Подгайцах. Главным же украшением молитвенного зала была декорированная резным белокаменным обрамлением ниша арон-кодеша - специального сакрального шкафа для хранения свитков Торы.
Приблизительно в 2015-м плита с надписью и декор арон-кодеша бесследно исчезли. Местные поговаривают, что к этому причастны приехавшие из Израиля евреи. Учитывая масштаб проделанной работы, здесь не обошлось и без местных помощников (подельников), решивших "втовкти живу копiєчку". Сегодня древние реликвии Подгайцев, скорее всего, украшают одну из многочисленных синагог Земли Обетованной.
Еще в начале 1990-х в большинстве заброшенных сельских костелов сохранялось немало элементов декора. Начиная с резного оформления амвонов, алтарей, хоров и заканчивая разнообразными фигурами святых, ангелов, херувимчиков и прочего. Местные жители боялись брать грех на душу и старались не трогать реликвии.
С началом коллекционного бума команды залётных мародёров организовывали целые экспедиции в поисках раритетов. "Трофеи" продавали в Киеве на "антикварной бирже" (тогда она проходила по субботам на теннисных кортах в парке "Победа" (Дарница). Автор прекрасно помнит целые ряды из деревянных Иисусов, Богородиц, всевозможных Святых, пухленьких ангелочков и даже выломанных из окон витражей. В зависимости от размеров, мастерства художников, возраста и сохранности изваяния стоили от 100 до нескольких тысяч долларов. Если небольшие, "домашние" фигурки еще можно отнести к выкупленным у законных владельцев, то всё остальное - откровенный результат преступного мародерства. Это, впрочем, никогда не останавливало богатых и высокопоставленных коллекционеров. Последние виновны в разграблении и уничтожении памятников истории не меньше, чем непосредственные церковные воры из "простого" народа.
И последний, совсем свежий случай, о котором на своей страничке в ФБ с болью сообщила Ирина Пустынникова, она же Blacky - создательница проекта
, в котором собрана информация почти о всех архитектурных исторических достопримечательностях нашей страны.
На этом точку не ставим. В следующей публикации рассмотрим тему "покращення", уничтожающего памятники прошлого ничем не хуже "заброшенности" и мародеров.
Фото автора, Евгения Шнайдера и Александра Малена