Наша Бастилия. Как Насиров в "Феофании" чиновникам свинью подложил
Когда-то один знакомый жаловался мне за рюмкой чая: "Понимаешь, мне этот "мерседес" вообще не нужен. Но я достиг такого положения, когда тебя просто не поймут, если будешь ездить на чем-то другом". Шкафы, набитые брендовой одеждой, ремонты в стиле "пшонка-стайл", наволочки, набитые долларами, — все это признаки статусности в стране, где очень долго нельзя было быть богатым. Обслуживание в больнице "Феофания" — признак особого положения, вхождения в круг государственной элиты. Поговаривают, что большинство чиновников, занявших высокие посты, первым делом бегут заводить карточку именно в этой больнице.
Клиническая больница "Феофания", расположенная в живописной местности под Киевом, находится в ведении Государственного управления делами Администрации президента (в народе эта структура известна под названием "ДУСя"). Ежегодно на нее из госбюджета выделяется около 360 млн грн — втрое больше, чем на любую другую клинику похожего профиля и масштаба в стране. Услуги больницы бесплатны для госчиновников высокого ранга, нардепов (в том числе бывших), академиков и народных артистов. С 2008 г. в клинике начали лечить и обычных людей. Но за деньги. Причем расценки здесь далеко не народные. К примеру, сутки пребывания в стационаре стоят от 1500 грн. Все обследования, манипуляции и лекарства за дополнительную плату.
В 2014-м Рада разрешила бесплатно лечиться в "Феофании" бойцам, пострадавшим в ходе АТО.
Но несмотря на попытку "очеловечить" облик больницы, "Феофания" до сих пор остается элитным заведением для чиновников, своеобразной Бастилией. С той лишь разницей, что за неприступными стенами французской крепости прятали преступников, а в Бастилии по-украински чиновники часто укрываются от правосудия. Вернее, даже от попыток осуществить последнее. Как только заходит речь о возможном увольнении или, того хуже, уголовном деле, как у несчастного чиновника моментально находится море болячек и он оказывается в "Феофании" чуть ли не при смерти. О том, насколько можно доверять диагнозам врачей госклиники, свидетельствует история с Романом Насировым, которого детективы НАБУ с боями увозили из больничной палаты. Кадры, на которых глава ГФС практически в бессознательном состоянии лежит под клетчатым больничным одеялком, облетели все телеканалы. В "Феофании" тогда заявили, что спасают Насирову жизнь и трогать его никак нельзя. Правда, комиссия Минздрава во вторник, 28 марта, сообщила, что врачи "Феофании" систематически и необоснованно преувеличивали тяжесть состояния здоровья главы ГФС. Проще говоря, диагноз оказался липовым. Собственно, вполне себе здоровый вид Насирова, радостно фотографирующегося со своими сокамерниками из нашумевшего батальона "Торнадо", лучшее подтверждение тому, что больной был не так уж и болен.
Конечно, можно рассмотреть и другую версию — врачи "Феофании" смогли поставить на ноги тяжелобольного в рекордно сжатые сроки. Врачебное чудо в масштабах одного Насирова. Недаром ведь в больнице работают именитые доктора, да и аппаратура там такая, что врач любой районной больницы умрет от зависти на месте. Если бы не богатая история чудесных диагнозов и исцелений чиновников высокого ранга в "Феофании".
К примеру, во времена президентства Ющенко в "Феофании" неожиданно оказался судья Конституционного суда Виктор Шишкин. В тот самый момент, когда президент решил досрочно распустить парламент, и помешать этому могло бы решение Конституционного суда. Поговаривают, именно "заточение" Шишкина в "Феофании" позволило не допустить отмены решения о досрочном переизбрании Рады.
В апреле 2013-го врачи "Феофании" выдали справку "регионалке" Ирине Гориной о закрытой черепно-мозговой травме и сотрясении мозга. Эти повреждения депутат получила после того, как ее забросали... снежками. Сотрясение мозга диагностировали врачи "Феофании" и у Александры Кужель, которую в прошлом году якобы ударил бутылкой нардеп от НФ Андрей Тетерук.
Были и более изощренные попытки использовать лечение в "Феофании" в качестве повода для пиара. В 2009-м представитель правительства Михаил Левинский и депутат-нунсовец Николай Катеринчук устроили туда знаменитую бабу Параску — бабулька загремела в больницу после того, как попыталась возложить цветы к памятнику Вячеславу Черноволу вместе в Виктором Ющенко, но охрана президента благородные порывы не оценила и скрутила бабушку на подходе к монументу. О том, как благородные политики проведывают бабу Параску в "Феофании", писали все газеты. Собственно, рассказы о том, как в "Феофании" лечат Юлию Тимошенко, попавшую в больницу после ДТП в январе 2002-го, тоже были топ-темой украинской прессы.
Но почему государство должно тратить деньги на элитную клинику, пребывание в которой чиновники используют либо как защиту от возможного увольнения или заточения, либо для создания имиджа героя?
С советских времен "Феофания" — место для людей, наделенных властью. Кожаная мебель, суперсовременное оборудование, госохрана, вышколенный персонал, просторные палаты — все, чтобы барин чувствовал собственную значимость. Примечательно, что о намерениях ликвидировать элитную клинику, а точнее, сделать ее обычной больницей, депутаты говорят уже лет десять. А воз и ныне там.
При этом большинство украинцев, заплатив из своего кармана за царские условия для зачастую вполне здоровых чиновников, вынуждена лечиться в поистине ужасающих условиях, да еще и доплачивать за них. Госбольницы часто напоминают развалины, а без "благодарности" медсестрам и санитаркам больному даже судно не подадут.
Шикарные условия пребывания в "Феофании", где еще и ставят нужные чиновникам диагнозы, — очередная связка дров для разжигания классовой ненависти. "Золотые батоны" после Революции достоинства сменились "золотыми электронными декларациями". И кто знает, не станет ли очередной чиновник с липовым инфарктом тем самым катализатором, который приведет к захвату украинской Бастилии.
Кстати, именно на территории "Феофании" должны были построить "Больницу будущего". Ту самую, на которую было собрано более 150 млн грн. И которая буквально растворилась в воздухе.