Триумф "Эмилии Перес" и "Бруталиста". Кто и за что получил "Золотой глобус"-2025

Главными триумфаторами 82-й церемонии вручения премии "Золотой глобус" стали картины "Бруталист" и "Эмилия Перес", ну а если называть имена, то "Золотой глобус" образца 2025-го года запомнится возвращением в ряды бесспорных фаворитов Эдриана Броуди (главная роль в "Бруталисте") и не только профессиональной, но и личной победой Деми Мур ("Субстанция"). Мы рассказываем о самых ярких победителях "Золотого глобуса", ближайшего конкурента "Оскара"

Фото из открытых источников

Деми Мур и "Субстанция"

Как и следовало ожидать, ренессанс карьеры Деми Мур, начавшийся с выхода на экран боди-хоррора  "Субстанция", продолжает развиваться закономерным и логичным путем – после громкой майской премьеры в Каннах, фильм вышел в прокат осенью и стал одной из самых обсуждаемых картин 2024-го года. На "Золотом глобусе" фильм француженки Корали Фаржа номинировался в пяти категориях – и в итоге Мур получила статуэтку как "Лучшая актриса в комедии или мюзикле". Конечно, "Субстанцию", несмотря на сатирическую сущность истории, сложно назвать комедией, и уж тем более мюзиклом – но жанровые условности в данном случае действительно не важны.

Напомним, что в картине Мур играет бывшую кинозвезду, секс-символ восьмидесятых и девяностых по имени Элизабет Спаркл – которая вот уже много лет ведет популярное фитнесс-шоу на телевидении. Спаркл исполняется 50 (на самом деле Мур несколько старше), и продюсер проекта, которого явно не зря зовут Харви (это самый карикатурный и мерзкий персонаж в фильме, вы никогда не забудете, как он ест креветки и вообще — Деннис Куэйд тоже заслуживал номинации, пусть и как актер второго плана) решает наконец избавиться от Элизабет. Но с мисс Спаркл не все так просто – она попадает в аварию и в больнице таинственный субъект протягивает ей флешку с рекламой той самой "субстанции", с помощью которой она может создать "усовершенствованную версию" самой себя.

Идеальную помолодевшую Спаркл, которая назвала себя Сью, играет Маргарет Куолли – и играет отлично, утрируя собственную сексуальность до гротескных масштабов. Тридцатилетняя Куолли тоже была номинирована, но статуэтка в категории "Лучшая актриса второго плана" досталась Зои Салдане за роль в "Эмилии Перес". Да, несмотря на блестящие выходы Куолли в роли Сью "Субстанция" оставалась бенефисом Мур. Одержимость, с которой актриса играла Элизабет Спаркл, тоже в свою очередь маниакально одержимую собственной внешностью, желанием вернуть молодость, а еще — быть обожаемой, желанной и востребованной, без сомнения задавала тон всему фильму. Этот азарт, не совсем здорового свойства, передавался и зрителю – и в итоге даже те, кто терпеть не может фильмы в жанре "боди-хоррор", досматривали "Субстанцию" до финальных титров, просто для того чтобы увидеть, чем закончится эта нелепая история.

Фильм трудно назвать трогательным – и речь Мур, получившей награду, тоже была в большей степени пронзительно откровенной, чем какой-либо еще. Деми вспомнила, как в середине девяностых, когда она была самой высокооплачиваемой женщиной-кинозвездой в мире, некий продюсер прямым текстом сказал ей, что она навсегда останется кем-то вроде "актрисой под попкорн" — мол, ее фильмы собирают большую кассу, но она никогда не добьется признания как глубокая и по-настоящему талантливая художница в широком смысле.

В самом деле, "Золотой глобус" за роль в "Субстанции" — первая престижная кинонаграда, полученная Мур. Деми действительно никогда не выходила на сцену как победительница на киноцеремониях – если, конечно, не считать премий "Золотая малина" за худшую женскую роль. Еще в далеком 1991-м году она номинировалась на тот же "Золотой глобус", в номинации "Лучшая актриса" — за роль в "Привидении", и несколько лет спустя снова оказалась в числе номинанток, на этот раз за роль в телефильме "Если бы эти стены могли говорить", но статуэтки доставались другим актрисам. Получив награду сейчас, Мур призналась, что еще несколько лет назад она думала, чтона карьере и в самом деле можно ставить крест – да, ее знал весь мир, но при этом по-настоящему успешными ролями она похвастаться не могла. Теперь, после победы на "Золотом глобусе", у Мур есть все шансы получить "Оскар" — номинанты на премию Академии будут объявлены совсем скоро, 17-го января.

Что же касается конкуренток Мур в ее категории, то стоит отметить, что победу вполне заслуживала и Зендея за ее роль в "Соперниках" Луки Гуаданьино. В картине, сочетавшей в себе элементы спортивной драмы и увлекательной романтической истории, 28-летняя Зендея отлично справилась с ролью одной из сторон любовного треугольника – роковой девушки, способной как на жертвы, так и на поступки, которые нелегко оправдать.

Эдриен Броуди и "Бруталист"

Кажется, Эдриен Броуди, прославившийся еще в начале нулевых ролью в "Пианисте" Романа Поланского, никуда с тех пор и не думал исчезать. В самом деле, все эти годы Броуди продолжал сниматься в хороших, а иногда и просто прекрасных фильмах, будь то "Манолете" Менно Мейеса, "Поезд на Дарджилинг" или "Отель "Гранд Будапешт" гениального Уэса Андерсона, а еще, скажем, "Полночь в Париже" Вуди Аллена. Были еще главные роли в отличных сериалах – например, в "Гудини". Но престижных кинонаград у 51-летнего Броуди не было очень давно, со времен того самого "Пианиста" — тогда, в далеком 2003-м, актер получил "Оскар" за главную мужскую роль, став на то время самым молодым обладателем статуэтки в этой номинации.

В фильме Поланского, снятом на основе мемуаров пианиста Владислава Шпильмана, польского еврея, претерпевшего множество горьких лишений во время Второй мировой, Броуди настолько вжился в трагический образ Шпильмана, что рисковал остаться заложником одной роли. Этого, по счастью, не произошло – хотя время от времени актер, потомок венгров, а также евреев из Польши и Чехии, возвращался к этому типажу. Так, в "Кадиллак Рекордс" 2009-го года Броуди сыграл Леонарда Чесса, польского эмигранта-еврея, основателя чикагского лейбла "Чесс", на котором записывались такие легенды блюза, как Мадди Уотерс и Хаулин Вулф – и тогда нельзя было не заметить, что подобные роли еврейских эмигрантов в погоне за американской мечтой идеально подходили актеру.

В "Бруталисте" режиссера Брэди Корбета Броуди снова сыграл еврейского эмигранта – на этот раз из Венгрии. Его герой Ласло Тот, архитектор, приверженец направления брутализм, выживает в ужасах Холокоста и в сороковых годах приезжает в Штаты, где поначалу останавливается у родственников в Филадельфии. "Бруталист" — эпичное кино, длящееся более трех часов. В нем есть даже что-то от второй части "Крестного отца" — но молодого режиссера Корбета не настолько интересует мафия.

Брэди Корбет когда-то сделал впечатляющую актерскую карьеру – ему было около двадцати, когда он снимался в "Забавных играх" у Михаэля Ханеке и "Меланхолии" у Ларса фон Триера. На Корбета как режиссера безусловно повлиял опыт работы с этими мастерами – но его собственная манера кропотливого, неспешного, а иногда и безжалостного исследования всех сильных и слабых сторон главного героя своих фильмов остается уникальной. Это было заметно еще в весьма примечательной картине Корбета "Детство лидера" 2015-го года – и теперь, в "Бруталисте", Ласло Тот в исполнении Броуди тоже предстает перед зрителями мучительно обнаженным, чаще в переносном смысле.

"Бруталист" — это далеко не прогулка по радуге, не оптимистическая и непременно вселяющая надежду история успеха и избавления от страданий. Наоборот – мы наблюдаем и героиновую зависимость героя Броуди, который долгое время остается аутсайдером и годы, проведенные вдали от любимой супруги Эржебет (Фелисити Джонс), которая застряла в Австрии на пути в Штаты. Но эта картина — не только история о трудностях и испытаниях, связанных с эмиграцией, в не меньшей степени это еще и фильм о способности человека оставаться творческой единицей, особенно в тех ситуациях, когда другого выхода просто не существует.

Получив статуэтку, Броуди выглядел так, будто не было никакого "Оскара" двадцать два года назад, не было последующей блестящей карьеры – голос у расчувствовавшегося актера дрожал, как у дебютанта. Так выглядит момент повторного признания – несколько минут позже, общаясь с журналистами, Эдриен назвал этот опыт "исцеляющим" для себя.

"Бруталист" (в украинском прокате картину можно будет увидеть с 20-го февраля) получил еще две статуэки – в категориях "Лучший фильм – драма" и "Лучшая режиссура". Наверняка одному из обойденных номинантов, а именно Тимоти Шаламе, было особенно досадно – учитывая сколько сил и времени Шаламе потратил на то, чтобы убедительно перевоплотиться в Боба Дилана для главной роли в байопике "Абсолютно неизвестный". Как бы то ни было, "A Complete Unknown" на "Золотом глобусе" остался без наград – несмотря на номинации в категориях "Лучший фильм – драма", "Лучший актер в драматическом фильме" и "Лучший актер второго плана".

Мюзикл "Эмилия Перес", анимационный "Поток" и Киран Калкин в "Настоящей боли"

Безусловно, мюзикл "Эмилия Перес" французского режиссера Жака Одиара стал не просто рекордсменом "Золотого глобуса" среди фильмов своего жанра (десять номинаций и четыре победы, включая "Лучший фильм на иностранном языке" и "Лучший фильм – комедия или мюзикл"), но и ярким кинособытием. Да, у фильма более чем нетривиальный сценарий – по сюжету, адвокат Рита Кастро (Зои Садлана, победительница в номинации "Лучшая актриса второго плана"), считающая себя неудачницей, соглашается помочь наркобарону – она находит хирурга чтобы тот изменил пол и начал новую жизнь.

Но есть одно "но" — чтобы в полной мере оценить фильм, зритель должен обладать повышенной толерантностью к мюзиклам (еще большей, чем к "боди-хоррорам", если вспоминать "Субстанцию"), а именно к неистребимой привычке героев запеть в самый неподходящий момент.

Что же касается победителя в категории "Лучший анимационный фильм", то им более чем заслуженно стал "Поток", превосходный результат совместных усилий латвийских, французских и бельгийских аниматоров. Мы наблюдаем за приключениями черного кота во время наводнения – и редко когда прежде образы в мультике лились на зрителя таким безукоризненно естественным и свободным потоком.

Особенным номинантом нынешнего "Золотого глобуса" была и "Настоящая боль" — уже второй режиссерский опыт отличного актера Джесси Айзенберга ("Социальная сеть", "Лига справедливости Зака Знайдера"). 

В чем особенность фильма? Не только в том, что "Настоящая боль" посвящена семейным отношениям – на этот раз между двоюродными братьями, такими непохожими, но безусловно любящими друг друга (режиссерский дебют Айзенберга, картина "Когда ты закончишь спасать мир" двухлетней давности, рассказывала о матери и сыне). Девять лет назад Джесси Айзенберг снимался у Вуди Аллена в прелестной "Светской жизни" — что ж, судя по тому, что снимает сейчас сам Джесси, он вполне может стать в будущем "вторым Вуди Алленом", каким бы неповторимым не казался сам старина Вуди.

По сюжету, двое кузенов-евреев Дэвид Каплан (сам Айзенберг) и Бенджи Каплан (Киран Калкин, младший брат того самого Маколея Калкина, которого до сих пор помнят по комедии "Один дома") отправляются из родных Штатов в Польшу. Выполняя волю покойной любимой бабушки, двоюродные братья посещают ее родной дом – для этого им требуется немного отклониться от туристического маршрута, непосредственно связанного с историей Холокоста.

Да, Бенджи и Дэвид, как и полагается в подобных фильмах – люди очень разные. Если Дэвид – человек собранный и ответственный, пытающийся жить нормальной семейной жизнью, то Бенджи – классический разгильдяй, хоть и не без твердых моральных принципов. На этом условности "Настоящей боли" заканчиваются – мы и вправду имеем дело с типично алленовской историей, рассказанной, тем не менее, на новый лад и увиденной свежим взглядом Айзенберга. Сам он прекрасно справился с ролью Дэвида, но Киран Калкин все-таки более чем просто хорош в образе противоречивого борца за справедливость, эдакого нового Холдена Колфилда из "Пропасти во ржи".

Его Бенджи в равной степени притягивает и отталкивает от себя людей – и именно такие персонажи всегда отлично смотрелись на экране, если, конечно, хороший режиссер знал наверняка, чего именно он хочет добиться от талантливого актера. За роль Бенджи Калкин-младший получил заслуженную статуэтку – обойдя в категории "Лучший актер второго плана" самого Дензела Вашингтона.