Транзитный сервер. Можно ли купить результаты ВНО
Следствие установило более 800 фактов незаконных изменений результатов оценивания. Таким образом злоумышленники причинили госбюджету страны убытков на более чем 7 млн грн. Такое заявление в конце минувшей неделе сделали в Нацполиции. Как отмечают правоохранители, в состав преступной группировки входили руководитель Украинского центра оценивания качества образования, его два заместителя и еще двое сотрудников центра.
Полицейские выяснили, что подозреваемые имели доступ к информации о результатах ВНО и на протяжении 2008-2013 гг. завышали результаты отдельных участников тестирования за определенное вознаграждение. Сколько именно получали сотрудники УЦОКО за такие услуги, в полиции не говорят, но подчеркивают: из-за того, что завышенные оценки позволили абитуриентам поступить на бюджет, ущерб государства составил 7 млн грн. То есть нехорошие люди залезли в базу и наисправляли там оценки кому нужно. Точь-в-точь как в истории с транзитным сервером ЦИК в 2004-м.
Пока что подозреваемым инкриминируют нарушения сразу по трем статьям - злоупотребление служебными полномочиями, несанкционированные действия с информацией в автоматизированных системах и создание преступной организации. Уже в скором времени все материалы по делу планируют передать в суд.
Появление информации об изменении результатов ВНО моментально спровоцировало появление множества комментариев о том, что эту лавочку вообще пора прикрывать. Официально ВНО на государственном уровне ввели в 2006-м - до этого тесты проводили по нескольким предметам, а их результаты признавали лишь отдельные вузы. Именно в 2006-м был создан Украинский центр оценивания качества образования, который и занимается проведением тестирования. Примечательно, что первым директором УЦОКО стала нынешний министр образования Лилия Гриневич. Правда, проработала она на должности недолго - с февраля по сентябрь 2006-го. Следующим директором был назначен Игорь Ликарчук - он руководил центром с ноября 2006-го по январь 2013-го. На смену ему пришла Ирина Зайцева (январь 2011 - март 2014), которую опять же сменил Игорь Ликарчук (возглавлял центр с марта 2014-го по сентябрь 2015-го, хотя в июле был отстранен от должности).
Судя по заявлению Нацполиции, преступная группировка, менявшая результаты оценивания, действовала в 2008-2013 гг., а возглавлял ее директор центра. То есть фактически речь идет о периоде, когда УЦОКО руководил Игорь Ликарчук. Между тем фактически именно Ликарчуку Украина обязана введением ВНО вместо вступительных экзаменов в вузах - процесс поступления перестал зависеть от толщины родительского кошелька. Внедрение ВНО сопровождалось активной кампанией по дискредитации самого процесса тестирования - мол, задания написаны безграмотно, участники тестирования теряются и отвечают неправильно, да и вообще система тестов не способна продемонстрировать знания абитуриента в полном объеме. Слухи о том, что ВНО вот-вот отменят, курсировали ежегодно - лишь в последние годы тестирование стало привычным элементом вступительной кампании.
А что касается манипуляций с результатами оценивания, то нынешнее заявление Нацполиции вовсе не первое. Впервые о том, что Игорь Ликарчук причастен к махинациям, заявили в ГПУ в июле 2015-го. "В эти минуты проходит спецоперация ГПУ, СБУ и МВД по задержанию высокопоставленных чиновников Украинского центра оценивания качества образования", - заявил на брифинге в Киеве генеральный прокурор Украины Виктор Шокин. По его словам, руководство центра злоупотребляло служебным положением и совершило ряд тяжких преступлений. "Я уверен, что сегодня они будут задержаны, и в дальнейшем суд решит вопрос об их аресте", - сказал генпрокурор.
В ГПУ заявили, что при обыске у Ликарчука и соратников обнаружили $130 тыс. и компьютерную технику, при помощи которой и вносили изменения в результаты ВНО. Речь шла о 80 случаях фальсифицирования результатов. Тогда-то премьер Арсений Яценюк и подписал постановление об отстранении Ликарчука с должности на время проведения служебного расследования. Правда, замминистра образования Инна Совсун заявила, что никаких баснословных сумм у Ликарчука и его заместителей не нашли. "У Ликарчука изъяли две ручки и чашку (не золотые или позолоченные), у Винника - 5 тыс. грн. Плюс компьютеры и телефоны. Это все. После "общения" с милицией Винник сейчас в травмпункте - подозрение на сотрясение мозга, оббитые локти, шишка на лбу..." - отметила она.
Сам Ликарчук заявил, что сразу же написал заявление об увольнении, но в министерстве ему хода не дали, второе заявление чиновник подал в сентябре, мотивируя желание уйти с должности "невозможностью работы с командой, пришедшей ко власти". Причем в то время Минобразования возглавлял Сергей Квит, который о Ликарчуке отзывался очень высоко.
В истории с обвинениями Ликарчука в манипуляциях с результатами ВНО было много странного. Так, заявляя о своем увольнении глава УЦОКО отметил, что уйти с должности его заставило не только уголовное дело в отношении себя лично, но и нападки на сына - в 2015-м, после четырех месяцев работы, Константина Ликарчука уволили с должности заместителя главы Государственной фискальной службы. Тогда между Ликарчуком-младшим и главой ГФС Романом Насировым разразился громкий скандал. Невзлюбивший зама Насиров отобрал у подчиненного все таможенные департаменты, оставив в управлении только расположенный в аннексированном Крыму санаторий "Днепр". Ликарчук же заявил, что Насиров содействует коррупции в ведомстве и летает на чартерах. Кроме того, глава УЦОКО намекнул, что интерес к его деятельности со стороны правоохранительных органов - не что иное, как сведение счетов со стороны родителей некоторых "вип-выпускников", которым не удалось договориться с руководством центра.
Словом, история мутная. Но, несмотря на громкие заявления ГПУ, дело так ничем и окончилось. В Генпрокуратуре в итоге заявили, что изменения в результаты ВНО вносил первый зам Ликарчука Владимир Винник, которого поместили под домашний арест. Чем в итоге закончится эта история так и неизвестно - ходили даже слухи, что Ликарчук заплатил за закрытие дела $200 тыс., сам же он отмечает, что дело до сих пор в суде и рассматривать его еще даже не начинали.
Весной 2016-го в Украинском центре оценивания качества образования признали фальсификацию 192 результатов ВНО за предыдущие годы. Рабочая группа сопоставила результаты автоматизированной обработки сертификационных работ с оригиналами бланков ответов и обнаружила, что за 2015-й не совпадают результаты оценивания 102 лиц, за 2014-й - 90. При этом проверяли только те сертификаты, на которые указала Генпрокуратура. То есть сколько на самом деле было сфальсифицированных результатов - неизвестно.
Но шумиха потихоньку сошла на нет, о ВНО вновь начали вспоминать преимущественно в контексте того, что украинская молодежи стремительно тупеет. Но гром грянул вновь - на этот раз Нацполиция заявила о 800 случаях подделки результатов тестов. Игорь Ликарчук сразу же отметил, что второе дело, как и первое, наверняка шито белыми нитками. "Мы боролись и будем бороться", - отметил Ликарчук. И добавил: "Между прочим в 2008-2013-м ВНО в Украине сдавали около 2,5 млн абитуриентов". Судя по всему, последняя ремарка должна была подчеркнуть, что заявленные полицией 800 случаев вмешательства в работу системы сродни статистическому отклонению.
Конечно, покрывать возможные коррупционные схемы таким методом не очень красиво и очень незаконно, но слишком уж много неизвестных в этой истории. Зачем заводить второе дело, если первое за три года так и не сдвинулось со стадии досудебного следствия? И к чему приведет очередной накал страстей вокруг ВНО? Судя по всему, кто-то решил довести до конца дело по окончательной дискредитации как идеолога тестирования Игоря Ликарчука, так и его детища. Вряд ли украинские вузы будут против, если им вернут возможность принимать студентов по результатам экзаменов.