Том Круз и проклятие фараона. Почему киношные мумии всегда возвращаются
В прокат вышел новый остросюжетный боевик "Мумия". Пафос события - соответствующий. Это 125-миллионный бюджет, Том Круз и Рассел Кроу в главных мужских ролях, и драки между критиками на тему: хорош ли фильм, или это полный провал.
Казалось бы, сюжет об ожившей кровожадной мумии экранизирован вдоль и поперек. Но нет же - история повторяется вновь и вновь.
Жанр египетского триллера или боевика - это совершенно модерный феномен, в основе которого лежит удивительное соединение науки и отъявленного мифотворчества. Все началось с обнаружения гробницы фараона Тутанхамона в ноябре 1922 года в Долине царей возле Фив. Его захоронение оказалось нетронутым древними грабителями и сохранилось до наших дней. В гробнице, среди погребальных принадлежностей и утвари, было обнаружено множество произведений искусства ХIV века до нашей эры: различные предметы быта (позолоченная колесница, сиденья, ложа, светильники), драгоценности, одежда, письменные принадлежности и даже пучок волос его бабушки. Наука доселе не знала столь полного собрания артефактов 3000-летней давности, потому это открытие по праву считается главной археологической сенсацией современности наравне с обнаружением руин Трои. Именно с этого события, а также последовавших выставок берет свое начало "египтомания", захватившая Великобританию и Америку эпохи джаза. Танцы, наряды, грошовые приключенческие романы, а также - внимание! - миф о "проклятии фараонов". Дескать, всякого, кто прикасается к могилам царских особ и мумиям Древнего Египта, постигает проклятие. Проклятие преимущественно связывается со случаями смерти, которые имели место в течение нескольких следующих лет после вскрытия могилы. Считалось, что почти все, кто вскрывал захоронение Тутанхамона, преждевременно скончались. Конечно, это была чистая байка, но история выглядела настолько эффектно и зловеще, что ее правдоподобность обсуждали еще не один десяток лет.
Кинематограф как массовый вид искусства не мог пройти мимо столь благодатного материала. Результатом стало рождение нового голливудского жанра, соединяющего в себе элементы боевика, триллера, фильма ужасов и черной комедии, в основе сюжета которого всегда лежит история об ожившей мумии и проклятии, павшем на всех, кто потревожил покой мертвеца. Чаще всего мумия является главным отрицательным персонажем фильма, воплощаясь в рокового красавца или красавицу, а противостоит ему/ей группа доблестных археологов.
Первой в череде таких картин стала уже легендарная черно-белая "Мумия" (The Mummy) 1932 года - один из ряда знаменитых фильмов ужасов студии Universal начала 1930-х. Пьеса Нины Патнем и Ричарда Шайера, по которой предполагалось поставить фильм, называлась "Калиостро". Впоследствии она была переписана "под Египет" сценаристом Джоном Балдерстоном с целью поэксплуатировать интерес публики к находке гробницы Тутанхамона.
Согласно сюжету в 1921 году археологическая экспедиция Британского Музея под руководством сэра Джозефа Уэмпла (Артур Байрон) обнаруживает в Египте саркофаг с мумией жреца Имхотепа и закрытый ящик, на котором написано предупреждение о проклятии тому, кто откроет его. Каирский врач и мистик доктор Мюллер (Эдвард Ван Слоун) уговаривает Уэмпла не идти против древней магии. Ральф (Брэмвэлл Флетчер), молодой ассистент Уэмпла, вскрывает ящик и успевает переписать первые фразы древнего папируса Тота, которым, по преданию, Исида оживила Осириса. Прочтения даже части текста оказывается достаточно, чтобы Имхотеп ожил, похитил папирус и сбежал.
В 1932-м другая экспедиция Британского Музея, участником которой является Фрэнк, сын Джозефа Уэмпла (Дэвид Мэннерс), получает от местного богатого историка-любителя Ардет-Бея (его играет звезда фильмов ужасов той эпохи Борис Карлофф) указание на место, где может быть найдена гробница принцессы Анхесенамон. Гробница найдена, археологи с триумфом передают найденные сокровища и мумию принцессы в Каирский Музей. События принимают все более мистический и тревожный оборот. Ардет-Бей оказывается ожившим Имхотепом. С помощью папируса Тотаон начинает "звать душу" принцессы. На этот зов откликается Хелен Гровенор (Зита Йоханн), дочь губернатора Судана и египтянки из древнего рода. Начинается настоящая борьба за прекрасную Хелен, которую Ардет-Бей хочет принести в жертву, дабы в ее тело вселился дух Анхесенамон. В последний момент злодея удается сразить с помощью амулета Исиды.
Фильм насыщен довольно неплохими, как на то время, спецэффектами - например, волшебное водяное зеркало, через которое Имхотеп видел своих жертв. Однако наибольшую убедительность атмосфере картины придает сам Карлофф - молчаливый, таинственный, зловещий, сухопарый, истинно древний мертвец с жутким взглядом.
Успех "Мумии" был таков, что Universal выпустила еще пять "египетских" фильмов, правда, уже без участия Карлоффа: "Рукамумии" (1940), "Гробница мумии" (1942), "Призрак мумии" (1944), "Проклятие мумии" (1944), а в 1955-м комедию "Эбботт и Костелло встречают мумию".
Новая серия вышла на британской студии Hammer, хотя ее сюжеты так или иначе были переработками цикла Universal: "Проклятье фараонов" (1959), где роль главного упыря блестяще сыграл Кристофер Ли - достойный продолжатель дела Карлоффа, "Проклятие гробницы мумии" (1964), "Саванмумии" (1966), "Кровь из могилы мумии" (1971).
Однако настоящая перезагрузка, еще более успешная, чем оригинал, произошла в 1999-м. Universal сперва хотела выпустить ремейк фильма 1932 года. Однако студии больше пришлась по душе история, рассказанная в сценарии 37-летнего Стивена Соммерса. В итоге он и снял фильм, сюжет которого был основан на классике, но не следовал ему дословно. В "Мумии"-1999 действие происходит в 1923 году. Американский искатель приключений Рик О'Коннелл (Брендан Фрэйзер) находит в пустыне город мёртвых Хамунаптру. Три года спустя он возвращается на место своего открытия с очаровательной девушкой-библиотекарем Иви Карнэган (Рэйчел Вайс) и её братом Джонатаном (Джон Ханна). Конечно, они находят магический свиток, конечно, Иви случайно оживляет мумию жреца Имхотепа, а тот, вполне естественно, жаждет оживить свою возлюбленную Анк-су-намун, роман с которой и привел к его казни через мумификацию. И лучше всего для оживления подходит именно Иви.
Картина оказалась практически идеально сбаланированной по всем компонентам. Соммерс вложил туда - без малейших противоречий - элементы фильмов ужасов, комедии и семейной приключенческой картины. Было использовано множество специальных эффектов и трюков, которые даже сейчас, спустя 18 лет, выглядят крайне захватывающе. Во многом фильм также держится на метких шутках и комедийных ситуациях, а также на великолепной игре главных актеров: Брендан Фрэйзер - бесстрашный рыцарь-авантюрист, Джон Ханна - комичный жулик, Рэйчел Вайс - редкое сочетание шарма, сексуальности, комизма и твердого характера. Также хорош и Арнольд Вослу - очень органичный в роли злодея Имхотепа, при этом не только зловещий, но и, когда надо, смешной под стать своим антагонистам. Неудивительно, что фильм стал блокбастером, заработав в прокате вдвое больше своего бюджета, и породил множество продолжений, два из которых делались с участием Соммерса и с тем же составом основных актеров - "Мумия возвращается" (2001), где в 1933-м вновь восставший из мертвых Имхотеп охотится за Браслетом Анубиса, и "Мумия: Гробница императора драконов" (2008), где за мировое господство в 1946-м борется оживший Император-дракон, которого сыграла звезда фильмов о боевых искусствах, китаец Джет Ли. В обоих продолжениях Соммерсу удалось сохранить достижения картины 1999 года и теперь вся трилогия считается едва ли не лучшей в своем жанре.
Но время идет, и в 2012-м Universal Pictures объявила о перезапуске серии фильмов о мумии. Режиссером новой ленты стал опытный теле- и кинопродюсер Алекс Куртцман. В главных ролях снялись Том Круз, София Бутелла, Аннабелль Уоллис и Рассел Кроу.
Авторы пошли тем же путем, что и Соммерс, - значительно отклонились от оригинала, создав, по сути, совершенно новую историю. Главное сюжетное новшество - теперь к жизни рвется мумия-женщина, древнеегипетская принцесса Аманет (София Бутелла), а объектом ее посяганий становится военный, торговец крадеными артефактами Ник Мортон(Том Круз), которого она хочет сделать своим вечным избранником, совершив ритуальное убийство. В дело вмешивается также некая возглавляемая персонажем Рассела Кроу секретная организация, которая "борется со злом" по всему миру, то есть берет на заметку любую чертовщину и принимает меры.
Конечно, до остроумия Соммерса Куртцману далеко, да он и не пытается угнаться. Режиссер сделал упор на элементы хоррора - в фильме действует целая армия зомби, послушных призыву Аманет, и атмосфера в целом довольно зловещая, по крайней мере в начальных эпизодах, что возвращает нас скорее к картине 1933 года. Честно-позитивное комсомольское лицо Круза, впрочем, не очень подходит для ужасов, но вполне приемлемо для разного рода мордобоя и боевика, в каковой "Мумия" успешно трансформируется во второй половине. То, на чем держится ремейк - это захватывающее действие и просто умопомрачительные спецэффекты, равных которым во всей "египетской" вселенной еще не было.
Авторы оставляют в фильме открытый финал - явно намечены съемки сиквела. Будет он лучше или хуже - сейчас сказать невозможно, но одно точно понятно: теперь у поколения технологичных 2010-х есть своя мумия и свой Египет.
Мумия ведь всегда возвращаются из далекой мглы веков. Потому что каждая новая эпоха хочет свое и только свое проклятие фараонов. Так было, так есть и так будет.