• USD 42
  • EUR 43.6
  • GBP 52.6
Спецпроекты

Точка невозврата пройдена. Почему только сокращением выбросов парниковых газов Землю уже не спасти

Мир уже должен начинать в массовом порядке строить станции по улавливанию углерода

Тающие льды в Антарктиде
Тающие льды в Антарктиде / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Автор Business Insider Эйлин Вудуорд в своем материале рассказала о новом научном исследовании, авторы которого пришли к выводу, что даже полное прекращение выбросов парниковых газов в атмосферу не остановит глобальное потепление.

Даже если бы мы уже сегодня прекратили выбросы парниковых газов в атмосферу, Земля все равно продолжит нагреваться. Таяние арктических льдов и вечной мерзлоты необратимо.

Об этом говорится в исследовании, опубликованном в четверг в журнале Scientific Reports. Описанная в нем модель говорит о том, что даже если выбросы упадут до нуля в этом году, общая температура на планете в конечном итоге к 2500 г. в сравнении с 1850 г. вырастет на 3 градуса по Цельсию.

"Следующие 500 лет тундра будет таять независимо от того, насколько быстро человечество сократит выбросы парниковых газов", — сказал ведущий автор исследования Йорген Рандерс.

Причина: изменение климата — это ужасный и самодостаточный цикл. По мере таяния вечной мерзлоты выделяется все больше парниковых газов, таких как метан и углекислый газ, которые в свою очередь способствуют дальнейшему потеплению. И чтобы остановить этот цикл, по словам Рандерса, нам нужно "высосать" углекислый газ из атмосферы.

В его исследовании смоделировано влияние различных сценариев сокращения выбросов на климат Земли в период между 1850 и 2500 гг.

Согласно полученным данным, если в 2020 г. выбросы полностью сократятся, уровень моря в 2500 г. все равно будет более чем на 2,5 м выше, чем в 1850 г.

Реклама на dsnews.ua

Модель показала и то, что для предотвращения прогнозируемого повышения температуры на 3 градуса по Цельсию выбросы парниковых газов следовало прекратить в 1960-1970 гг. Получается, что Земля еще 50 лет назад прошла точку невозврата, т.е. до того, как большая часть населения приняла реальность изменения климата.

"Конечно, научное сообщество знало о глобальном потеплении еще в 1960-х", — отметил Рандерс.

Парижское климатическое соглашение было заключено с целью сократить выбросы парниковых газов настолько, чтобы к 2100 г. общая температура по планете не выросла более чем на 2 градуса по Цельсию. Но даже если к 2100 г. удастся прекратить выбросы полностью, согласно модели Рандерса, уровень моря в 2500 г. поднимется на 3 м, если сравнивать с 1850 г.

Температура на Земле уже близка к "лимиту" Парижского соглашения. Прошлый год был вторым самым жарким годом по температурам на суше и самым жарким по температурам в океанах за всю историю наблюдений. Непосредственно таяние арктических льдов "ответственно" за вероятное повышение уровня мора на 0,9 м к 2100 г., из—за чего сотням миллионов придется переезжать.

По словам Рандерса, сегодня компаниям и правительствам необходимо "начать разработку технологий полномасштабного удаления парниковых газов из атмосферы".

С технической точки зрения эта стратегия известна как улавливание и хранение углерода (CCS). Согласно этому исследованию, чтобы не допустить дальнейшего потепления после прекращения выбросов из атмосферы необходимо будет ежегодно высасывать не менее 33 гигатонн (36,5 млрд т) углекислого газа. Примерно столько углекислого газа в атмосферу — 36 гигатонн — в 2018 г. выбросили предприятия, работающие в отрасли ископаемого топлива, по всему миру.

На электростанциях в США, Канаде и Швейцарии уже начали применяться CCS для снижения выбросов. В 2014 г. электростанция Boundary Dam, расположенная в Саскачеване, стала одной из первых в мире, где была успешно применена данная технология.

По данным Центра климатических и энергетических решений, в целом по всему миру действует 21 проект по улавливанию углерода в промышленных масштабах, а еще 22 находятся в стадии разработки. Эти проекты обычно хранят углерод глубоко под землей в истощенных уже нефтяных и газовых месторождениях или в контейнерах биореакторов, заполненных водорослями, которые поглощают углекислый газ.

Два американских улавливателей углерода, которые были запущены в 2017 г. — в Иллинойсе и Техасе — ежегодно могут улавливать 1,1 млн и 1,6 млн тонн углекислого газа, соответственно. Однако объемы CO2, который необходимо удалить из атмосферы, требуют гораздо большего количества растений, чем считалось ранее.

"Иными словами, нужно построить 33 тыс. больших заводов CCS, которые должны работать вечно", — пишут авторы исследования.

Улавливание углерода уже становится общепринятым безопасным и потенциально эффективным элементом геоинженерии. И все чаще об этих и других мерах, направленных на борьбу с изменением климата, говорят ученые и политики. Так, кандидат в президенты от Демократической партии Эндрю Ян в 2020 г. предложил выделить $800 млн на дальнейшие геоинженерные исследования.

Однако большая часть климатических инициатив все же более рискованные, нежели CCS. Взять, к примеру, солнечную геоинженерию, которая предполагает распыление аэрозолей в небе для отражения солнечного света обратно в космос. Критики этой идеи подчеркивают, что согласно большинству моделей, последствия не будут иметь локальный характер. Т.е. если одно государство решит применить такой метод, то последствия для других мест на планете, вероятно, будут непредсказуемы.

Например, распыление аэрозолей в южном полушарии может повлиять на температуру океана и скорость ветра, что приведет к увеличению числа ураганов в северном полушарии.

"Солнечная геоинженерия, в отличие от улавливания углерода, имеет геополитические последствия", — отметил доцент Университета Ватерлоо Хуан Морено-Крус.

Рандерс, в свою очередь, подчеркнул, что в его исследовании рассматривается лишь улавливание углерода, но не другие экспериментальные типы геоинженерии.

"Я вообще противник геоинженерии из-за ее непредсказуемых побочных эффектов. Но если мир и дальше будет медлить с принятием масштабных мер по отказу от ископаемого топлива, нам, возможно, придется прибегнуть и к геоинженерии", — сказал Рандерс.

Он считает, что к своим главным приоритетам страны должны отнести как усилия по сокращению выбросов, так и строительство множества установок CCS.

"Это была бы отличная миссия для нового зеленого курса с государственным финансированием", — добавил он.

    Реклама на dsnews.ua