• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Тобаго наш! Как в Атлантике появились "белорусские" колонии

Во второй половине XVII века у берегов Южной Америки и в Африке существовали две колонии под управлением вассала Великого Князя Литовского
Карнавал на Тобаго
Карнавал на Тобаго
Реклама на dsnews.ua

Самая маленькая колониальная держава в Европе - это отнюдь не Голландия или Бельгия, а Курляндское герцогство. Территория бывшего герцогства находится сегодня в западной части Латвии. Что, кстати, позволяет латвийским интернет-ресурсам отлично поднимать свой трафик на теме славного колониального прошлого их предков. Белорусские власти еще никак не привыкнут к "историческому пиару" огромного наследия Великого Княжества Литовского. Хотя также могли бы получить дивиденды от раскрутки "белорусских колоний в Атлантике". Тем более что Курляндское герцогство с момента своего основания было вассальной территорий Вильни и подчинялось Великому Князю Литовскому.

Предприимчивая Курляндия

До Ливонской войны (1558-1583), в ходе которой царь Иван IV Грозный пытался пробить свое "окно в Европу" и к Балтике, на месте сегодняшних Латвии и Эстонии существовала так называемая Ливонская конфедерация. Во время войны с Московским царством ливонцам пришлось вступить в союз с Великим Княжеством Литовским, итогом которого стало разделение Конфедерации на несколько частей: северная часть территории современной Эстонии отошла шведам, а территория современной Латвии разделилась на два государства-вассала Великого Княжества Литовского и позже (после Люблинской унии 1569 года) Речи Посполиты. Правовой основой такого статуса для Курляндского герцогства стала Виленская уния или так называемый "Договор подчинения", подписанный в Вильне в 1561 году. Официально территории перешли под протекцию Великого Князя Литовского Сигизмунда II Августа в следующем году.

Великое Княжество Литовское и Королевство Польское после Люблинской унии и Ливонской войны

Золотым веком для Курляндии стало правление герцога Якова или герцога Экаба на латвийский манер (с 1642 по 1682 годы). Считается, что именно он (как и полстолетия спустя российский царь Петр) пригласил в Курляндию голландских и немецких специалистов, которые наладили в герцогстве корабельное дело. Согласно исследованиям латвийского историка Юрия Мелконова, только при герцоге Якове было заложено 44 военных и 76 торговых кораблей. Это количество было настолько огромным для маленькой Курляндии по тем временам, что большинство кораблей конечно же строились на продажу.

Развитие судостроения и, соответственно, торговли привело к строительству в герцогстве канатных и смолокуренных заводов, ткацких мануфактур, селитроварен, пушечно-литейных заводов, пороховых мельниц. В герцогстве стали чеканить монеты для многих европейских государств.

Реклама на dsnews.ua

Герцог Яков Кеттлер

Курляндский торговый флот (корабли которого, по некоторым данным, ходили под бордовым флагом с изображением черного краба) начал ввозить в герцогство кофе, слоновую кость, фрукты, тростниковый сахар, ром, специи. Этот поток дорогостоящих по тем временам товаров из европейских колоний побудил герцога Якова заняться и поиском своего места в стремительно расширяющемся мире эпохи европейской колонизации Нового Света, Африки и Азии.

Предположительный вид флага Курляндского флота

Тобаго

Первые попытки колонизации новых земель герцог Яков предпринял на острове Тобаго в Карибском море, недалеко от берегов нынешней Венесуэлы.

Благодаря огромному торговому флоту, Курляндский герцог был постоянным поставщиком продуктов и фуража для европейских армий, беспрестанно воевавших друг с другом. Соответственно, он был и кредитором многих монархов, чья казна была пуста. Видимо по этой причине, не позднее 1637 года, английский король Карл I отдает права на остров Тобаго герцогу Якову.

Три попытки (в 1637, 1639 и 1642 годах) отправить на остров колонистов и основать там поселения потерпели неудачу. Курляндских крестьян и солдат косили не только болезни, но и аборигены. Дошло до того, что отчаявшийся Яков даже хотел было продать остров - покупателей не нашел.

Наконец, в 1654 году курляндский фрегат под названием Das Wappen der Herzogin von Kurland ("Герб герцогини Курляндской") высаживает 80 семей колонистов и 150 солдатов и офицеров для их охраны в так называемой Большой Курляндской бухте. На побережье основывается форт Якова и закладывается лютеранская церковь.
Перед своей смертью, в 1681 году, герцог Яков передает права на остров английским купцам - финансовое положение в герцогстве уже не такое прекрасное, Речь Посполиту будоражит от не виданных до этого по масштабу войн, а на самом Тобаго голландские колонии по численности превосходят курляндские. Уже через шесть лет Британия официально объявляет о "ничтожности и утрате юридической силы дарственной на остров Английского монарха герцогу Курляндскому".

На сегодняшний день в Плимуте (город на месте форта Якова) о бывших колонистах напоминает только так называемый "Курляндский монумент".

Курляндский монумент на острове Тобаго

Гамбия

Курляндский флот искал места для колоний не только в Новом Свете, но и вдоль Западного побережья Африки. В 1651 году корабль Der Walfisch ("Кит") становится на якорь у необитаемого острова в устье пятой по величине реки Африки - Гамбия.

Остров, который сегодня называется Кунта-Кинтех, был не захвачен, а официально выкуплен у вождя местного племени. Также как и земля на материке вдоль реки, на которых также основываются поселения. Первое на острове, как и на Тобаго, носило имя герцога Якова. А сам остров назвали именем Святого Андрея.

Через восемь лет форт, так удачно контролировавший устье крупной торговой реки на континенте, с боем взяли голландцы. А позже он перешел к англичанам.

Пушки заброшенного форта в устье реки Гамбия на фоне баобабов

Эпоха недолгой колониальной экспансии для Курляндского герцогства закончилась. Речь Посполита была занята войнами, самые катастрофические по последствиям из которых вошли в историю, как шведский и кровавый потопы. Это не могло не отразиться и на вассале государства - Курляндии.

    Реклама на dsnews.ua