"Субстанция" как возвращение на вершину. Как Деми Мур напомнила о себе всему миру
Деми Мур и в самом деле вернулась. Фильм "Субстанция" стал не только самой обсуждаемой картиной осени — впервые с середины девяностых мир говорит об актрисе не в контексте историй из ее личной жизни, а в связи с ролью в новом фильме. Уже сейчас стало известно, что "Субстанция" поборется за "Золотой глобус" (церемония состоится в январе 2025-го), как и сама Мур – тем временем мы вспоминаем взлеты и падения актрисы за последние сорок лет.
В "Субстанции", снятой француженкой Корали Фаржа (это ее второй фильм) и в самом деле есть что-то притягательное – даже если вы не являетесь давним поклонником Деми Мур или тем, кто с азартом следит за развивающейся карьерой восходящей звезды Маргарет Куолли (дочери Энди Макдауэлл, помните "День сурка"?). Как может быть притягательным боди-хоррор? "Субстанция" — один из тех фильмов, которые держат заинтригованного зрителя практически с первых кадров. И как бы этот самый зритель в своих киношных предпочтениях не относился к боди-хоррору или теме старения и омолаживания, ему обязательно захочется узнать – что же будет дальше, в следующей сцене, и чем весь этот кошмар закончится.
Сюжет прост – Элизабет Спаркл (Мур), кинозвезду, много лет проработавшую в качестве ведущей сверхпопулярного фитнесс-шоу, наконец увольняют. Спаркл уже 50 (это меньше, чем Деми на самом деле было во время съемок фильма в 2022-м) и продюсер шоу по имени Харви (собирательный образ всех лицемерных и похотливых начальников-мужчин в исполнении Денниса Куэйда) решает, что теперь самое время избавиться от Спаркл и найти ей молодую замену, секс-бомбу в идеальной форме.
Узнав о том, что ее выставили из шоу, героиня Мур попадает в аварию – в госпитале таинственный сотрудник вручает Элизабет флешку с рекламой некоего препарата, "субстанции". Вколов его, Элизабет не просто на глазах омолаживается – мы же имеем дело с боди-хоррором — поэтому в течении некоторого времени придется понаблюдать, как из обнаженного тела потерявшей сознание героини Мур выползает ее более молодая версия, воплощение идеала, красоты и сексуальности ( существо, которое играет Маргарет Куолли). Есть одно "но" — теперь строго каждую неделю Элизабет и ее улучшенная версия должны меняться друг с другом, при этом героиня Куолли, которая назовет себя Сью, должна каждый день вкалывать себе "стабилизатор", набираемый из тела Элизабет.
События развиваются стремительно – "улучшенная версия" Элизабет, Сью, проходит кастинг на шоу, оставив далеко позади конкуренток и заняв место героини Мур. Но молодая и жадная к подаркам жизни Сью все с меньшим удовольствием меняется местами с Элизабет, и начинает проводить за стенами ее квартиры все больше времени, чем отведенная ей неделя.
Тут начинается самое интересное и жанр боди-хоррора все выше поднимает свою монструозную голову – каждый лишняя доза "стабилизатора" из позвоночника несчастной Элизабет делает ее тело все более иссохшим и искореженным стремительно наступающей старостью. Начинается все с пальца руки – но аппетиты Стю растут, ее карьерные дела идут вверх, "стабилизатора" требуется все больше, и Элизабет превращается в старуху из страшных сказок. Она проводит дни в обжорстве, наблюдая по телевизору записи эфиров со своей "улучшенной версией" - и источает злобу и зависть.
Но это еще не конец – финальная часть фильма представляет собой нечто запредельное в смысле всех возможных телесных ужасов, на которые способны современные спецэффекты и работа гримеров. У Элизабет, когда-то получившей "Оскар", есть именная звезда на "Аллее славы" в Голливуде – и в последних кадрах мы видим как то, что осталось от героини Мур приползает на эту самую Аллею и ложится прямо на свою плиточку, наблюдая звездное небо над пальмами.
Кстати, ожидается, что на "Золотой Глобус" "Субстанция" будет номинирована в категории "Лучший фильм — мюзикл или комедия". Да, картина, безусловно, является острой сатирой –хоть и чувство юмора (как и чувство меры) явно подвели создателей в последней части фильма. Что зритель будет делать — иронично хихикать или прикрывать глаза ладонью от монстров и кровищи на экране — зависит от степени выносливости и терпения, но роль Мур в "Субстанции" и в самом деле является ее ярчайшей работой за долгие годы.
Непростое детство
Кто бы мог подумать сорок лет назад, когда публика впервые обратила внимание на сексапильную брюнетку в молодежных фильмах, что однажды эта милая девушка (с неизменно печальными глазами даже в самых беззаботных картинах) превратится в такое чудовище на экране? Что ж, неистребимая грусть в глазах появилась не просто так – у Деми было непростое детство и юность.
Ее биологический отец, летчик Чарли Хэрмон, бросил восемнадцатилетнюю мать Деми, Вирджинию, через два месяца после свадьбы – еще до рождения девочки. Впрочем, Вирджиния не унывала – когда Деми было три месяца, ее мать снова вышла замуж, за человека по имени Дэн Гайнс. Будущая звезда была уверена, что именно Гайнс – ее папа, пока в 13 лет не нашла свидетельство о браке, в котором было указано, что Дэн и Вирджиния поженились в 1963-м году ( сама Деми родилась в 1962-м).
Дэн Гайнс часто менял места работы, поэтому молодая семья часто переезжала с место на место – это не способствовало тому, чтобы у Деми было много друзей. Девочка чувствовала себя и одинокой и заброшенной, к тому же она страдала косоглазием, которое удалось исправить только после двух операций. Тем временем, Дэн то разводился с матерью Деми, то опять женился на ней – после второго развода с Вирджинией отчим девушки свел счеты с жизнью. Это случилось в 1980-м – за несколько лет до этого 15-тилетняя Деми была изнасилована владельцем дома, в котором она жила с матерью. Насильник заявлял, что при этом заплатил Вирджинии – хотя сама Мур утверждала в интервью, что правдивость таких заявлений может подвергаться сомнениям. Как бы то ни было, уже в конце восьмидесятых Деми прекратила общаться с матерью – после того, как Вирджиния прервала лечение в реабилитационной клинике, которое оплачивала актриса.
В конце семидесятых Мур (тогда еще Деми Гайнс) бросила школу, переехала в Лос-Анджелес и стала работать моделью. В соседней с жилищем Деми квартире жила начинающая актриса Настасья Кински – девушки подружились, и именно Кински, которая уже успела сняться у Вима Вендерса, посоветовала Деми начать посещать актерские курсы. В 1979-м Деми в одном из лос-анджелесских клубов встретила своего будущего супруга, гитариста Фредди Мура – ради нее он развелся со своей женой и уже в 1981-м Деми и Фредди поженились, брак продолжался четыре года.
Тогда же, в начале восьмидесятых, Деми начала появляться на экране – и уже в 1984-м снялась в одном фильме с самим Майклом Кейном, "Во всем виноват Рио". Эта легкомысленная комедия с налетом эротики не стала украшением фильмографии британского актера или одной из высот Мур – хотя зритель и был впечатлен тем, с какой непринужденностью Деми расхаживала в кадре с обнаженной грудью в пляжных сценах. Потом были молодежные драмы "Огни святого Эльма" и "Что случилось прошлой ночью" — и Деми вполне могла начать считать себя успешной актрисой.
Уиллис и "Привидение"
Но настоящий прорыв случился только в 1990-м – к тому времени Мур уже три года была замужем за Брюсом Уиллисом. Фильм, который сделал Деми настоящей суперзвездой, назывался "Привидение" — именно эта картина стала началом самого захватывающего периода в карьере Мур.
Фильм и в самом деле был из тех, которые удаются непостижимым, волшебным образом – режиссер Джерри Цукер до этого снимал комедии с не самым утонченным юмором, и "Привидение" было его первым драматическим киноопытом. Нет, юмора в фильме тоже хватало (в основном благодаря усилиям Вупи Голдберг), но еще картина была триллером и душещипательной романтической историей.
Если кто-то не помнит – большую часть фильма мы наблюдаем за тем, герой Патрика Суэйзи, Сэм Уит, (точнее, привидение, дух Сэма Уита, убитого грабителем на ночной улице в Нью-Йорке) пытается спасти от больших неприятностей свою возлюбленную Молли (Мур), которая осталась в живых той злополучной ночью. Химия между Суэйзи и Мур на экране работала безотказно, а несколько сцен из "Привидения" (например, те самые чувственные объятия у гончарного круга под пластинку дуэта "The Righteous Brothers") стали мгновенно узнаваемой киноклассикой, не только цитируемой, но и пародируемой.
Кстати, вместо Суйэзи вполне мог сняться и муж Деми, Брюс Уиллис – но Брюсу сценарий показался слишком непонятным, а жанр слишком неопределенным. Впрочем, роль Молли тоже могла достаться Николь Кидман, Мишель Пфайффер или Джулии Робертс — но тогда у скорбящей девушки не было бы настолько уместных печальных глаз и коротко подстриженных темных волос. За роль в "Привидении" Мур получила свою первую номинацию на "Золотой глобус". Сама картина стала самой кассовой в 1990-м.
После "Привидения" Деми стала мировой знаменитостью – и следующие несколько фильмов с участием Мур неизменно пользовались успехом в прокате. Это касалось и судебной драмы "Несколько хороших парней", в которой компанию актрисе составил Том Круз, и "Непристойного предложения", в котором воздыхателем героини Мур был сам Роберт Редфорд. Правда, "Предложение" невзлюбили критики – но настоящая катастрофа была впереди.
Это несчастье называлось "Стриптиз" — за съемки в фильме Деми получила рекордный на то время гонорар в 12 с половиной миллионов долларов ( что позволило считать ее самой высокооплачиваемой актрисой в Голливуде в середине девяностых), сама картина собрала приличную сумму в кинотеатрах по всему миру, но… "Стриптиз" по праву считается одним из худших фильмов в истории кинематографа – и дело не только в идиотском сценарии.
По сюжету, красавица Эрин Грант (Мур), лишается работы секретаря в ФБР – потому, что ее муж-наркоман занимается всякими грязными делишками. Лишившись работы, Эрин лишается и дочери – суд решает, что ребенок должен остаться с тем самым горе-отцом, который, впрочем, недавно стал осведомителем. Эрин собирается подавать апелляцию, ей нужны деньги – и, конечно же, бывшая сотрудница ФБР устраивается работать не куда-нибудь, а в средней руки стриптиз-клуб.
К чести Деми стоит сказать, что сама она производила еще более-менее благоприятное впечатление на экране – и это касается не только и не столько ее бесконечных сцен со стриптизом, которые то и дело беспардонно вклинивались в неторопливое течение то ли комедии, то ли семейной драмы, то ли детектива. Но весь остальной актерский состав фильма, включая матерого Берта Рейнольдса, беспощадно переигрывал – в итоге шесть "Золотых малин" (включая призы "Худший фильм" и "Худшая актриса") были вполне оправданы.
После "Стриптиза" снялась у мастера своего дела Ридли Скотта — в драме "Солдат Джейн", и роль лейтенанта Джордан О’Нил оказалась одной из самых впечатляющих работ Мур. Но откровенный позор "Стриптиза" трудно было забыть, поэтому к "Солдату Джейн" отнеслись с большей прохладой, чем того заслуживал фильм.
С тех пор Деми практически не появлялась в громких проектах, рассчитанных на массовую аудиторию и большие кассовые сборы – если не считать, скажем, "Ангелов Чарли: Только вперед", где ее партнершами были Камерон Диас и Дрю Бэрримор. С началом двадцать первого века Мур снималась в основном в неброских картинах – и некоторые из них, вроде "Страсть разума" или "Без изъянов" (в этом фильме Мур снова встретилась на экране с Майклом Кейном) даже можно было назвать удачными. Но широкая публика предпочитала обращать внимание не на эти фильмы, а на новости о свадьбах или разводах Деми (в 2000-м Мур развелась с Уиллисом, сохранив с ним близкие дружеские отношения, а с 2005-го по 2013-й являлась законной супругой актера Эштона Кутчера, который был моложе Деми на 16 лет). Так продолжалось до мая 2024-го года – месяца премьеры "Субстанции" на Каннском кинофестивале. Теперь у Мур есть все шансы получить "Золотой глобус" — а может, даже и "Оскар".