Российское Чучхе. В чем смысл новой путинской стратегии национальной безопасности
О чем и для кого была написана новая "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации" взамен истрепавшейся старой
Указом от 2 июля 2021 года Путин ввел в действие новую Стратегию национальной безопасности РФ, взамен прежней, действовавшей с 31 декабря 2015. О чем же повествует этот весьма обширный документ?
Моральный кодекс строителя путинизма
Современная Россия была создана на обломках СССР как государство, не имеющее идеологии вообще. Этот факт не только не скрывался, но и горделиво озвучивался, как некое достижение.
Но полноценная страна, понимаемая как регион, населенный людьми, связанными культурно, этнически, исторически, экономически и политически в единую общность, предполагает наличие идеологии априори. Конечно, команда Ельцина, вставшая у руля "новой России", в этих тонкостях не разбиралась. Но сросшийся с криминалом КГБ СССР, манипулировавший ею, все отлично понимал. Превращение России, а затем и всего постсоветского пространства в не-страну, в оккупированную территорию, лишенную по факту не только суверенности, но и малейших претензий на нее, было важнейшей частью плана бывших советских спецслужб по завладению имуществом распавшегося СССР.
Поначалу все пошло хорошо. Но захваченная территория, по отношению к которой новое российское государство уже окончательно, без советских компромиссов, выступало только как оккупационная власть, стала со временем проявлять тенденцию к развалу на местные уделы. Одних только полицейских механизмов для поддержания ее целостности было уже недостаточно. Тогда-то и возник запрос на идеологию, точнее, на симуляцию идеологии, в духе пелевинского Вовчика Малого: "Чтоб чисто реально было изложено, без зауми. И чтобы я любого импортного п*дора — бизнесмена там, певицу или кого угодно — мог по ней развести. Чтоб они не думали, что мы тут в России просто денег украли и стальную дверь поставили. Чтобы такую духовность чувствовали, бл*ди, как в сорок пятом под Сталинградом, понял?". А поскольку, в роли Вовчика выступал Путин, то к его персонализированному образу и следовало привязать эту "чисто реальную, без зауми", конструкцию, способную уравновесить центробежные устремления местных властей. Эта симуляция стала важной частью плана "две России — один Кремль".
Конечно, ни о какой полноценной идеологии речь не шла и не могла идти. Настоящие идеологии, вокруг которых складываются настоящие страны, формируются исторически, и, отжив свое, умирают. Российская имперская идеология сегодня мертва, и ничего нового, способного по-настоящему объединить Россию, сделав из нее страну, а не территорию, на ее месте уже не возникнет. Как следствие, российская территория, остающаяся "Россией" лишь формально, неизбежно распадется. Но Кремль всеми силами пытается замедлить этот процесс, продлив во времени ее ограбление. Именно для этого он и стал шаг за шагом, стал создавать псевдоимперскую обманку, симулирующую идеологию, гальванизируя полуразложившийся имперский труп.
Довольно быстро стало понятно, что стабилизировать Россию в ее постоянных границах невозможно в принципе – впрочем, это свойство всех империй. Россия могла продолжать существовать либо постепенно теряя территории, либо завоевывая новые. В этом плане захват Крыма и донбасская авантюра были во многом вынужденным шагом, предпринятым Кремлем во имя сохранения контроля над внутрироссийской ситуацией — как и чеченские войны в свое время. Тот факт, что Путин и его окружение стали при этом еще и жертвами собственной пропаганды, добавляет картине деталей, но не меняет ее по сути.
Последовавшее противостояние стало стержнем российской псевдоидеологии вечной борьбы с врагами, окружившими Россию. Вышло довольно эклектично, но, при надлежащем промывании мозгов, достаточно эффективно — что, собственно, мы и наблюдаем. Патриотический угар успешно овладевает даже образованной частью российского населения. И уже очевидно, что глубинные патриоты, вскормленные идеей "вернуть все взад, включая Аляску" могут стать силой, способной, при надобности, уравновешивать боярские бунты. По крайней мере — в обозримой перспективе.
Ничего нового, к слову, в этом нет. Ровно так же действовал и Сталин – недаром он сейчас так популярен в России
Первая версия псевдоидеологии 1.0, оформленная в виде Стратегии национальной безопасности (СНБ) и была представлена публике в последний день 2015 года. И вот, через пять с половиной лет, на свет появилась СНБ 1.1, исправленная и дополненная. По сути, это жизненный план, директивно предлагаемый строителям светлого российского позавчера, на основе которого должен сложиться моральный кодекс путинизма. Конечно, не для его вождей – те выше всякой морали, а исключительно для российского плебса.
Что мы видим в этом документе
По сути, ничего нового по сравнению с версией 1.0 там нет – все осталось, как и раньше. Запад находится в кризисе, но пытается сохранить свою гегемонию. Русских все сильнее, и все в большем числе стран их не любят. Не хотят даже разговаривать на русском языке — тут вспоминается гашековское "не хотят подлецы-эскимосы учить немецкий язык". Международное право ветшает и приходит в негодность. ТНК стремятся ограничить роль государств.
Надо признать, что все перечисленное, в принципе, верно. Действительно, экзистенциальный кризис обобщенного Запада, уставшего от роли единственной ведущей и консолидирующей силы современного мира, налицо. При этом никаких других сил, способных достойно занять его место, сегодня не видно. Все претенденты не могут предложить ничего, кроме социального, а в перспективе и технического регресса, который по своим масштабам далеко превзойдет даже последствия распада Римской Империи.
Русских в большей части мира, действительно, не любят — за хамство, склонность к криминалу и агрессию. Причем чем лучше мир узнает Россию, тем сильнее ее не любит, и не только на Западе, а практически везде. За исключением, разве что, режимов, родственных российскому – таких же хамских, криминальных, агрессивных, но ситуативно согласных на вторые роли в союзе с Москвой. Впрочем, и они, познакомившись с ухватками Кремля, стараются занять позицию от России подальше.
Итак, мир в системном кризисе, а Россию не любят (и, за дело, но в Стратегии, понятно, это отрицается). Что следует предпринять? Каковы конструктивные предложения? И, кстати, как обстоят дела в самой России?
А в самой России, если верить СНБ, "усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения. На должном уровне обеспечиваются государственная и общественная безопасность, территориальная целостность и суверенитет страны, существенно снижен уровень террористической активности". К тому же "Российская Федерация продемонстрировала всему миру свою экономическую устойчивость" и "защищенность от военных опасностей и военных угроз".
Самый главный враг
Казалось бы, если и не полная, то все же какая-то удача налицо. Но жить и радоваться ей, увы, не получается. Враги России, коварные, как подчиняющий примус Бегемот, усиливаются опережающими темпами по всем перечисленным направлениям и грозят устроить в российской квартире пожар. Им надо срочно чем-то ответить. Чем же?
Здесь документ становится крайне многословен, так что пересказать его возможно только тезисно. Итак, для противостояния коварным врагам России, по утверждению авторов СНБ, необходимо:
- Активнее бороться с иностранным шпионажем;
- Активнее бороться с иностранным влиянием в экономике и на финансовом рынке;
- Активнее бороться с иностранным влиянием в "информационно- телекоммуникационной сети Интернет", включая, среди прочего, борьбу:
- с экспортом "цветных революций";
- с распространением искаженных взглядов на исторические факты, а также на события, происходящие в России и в мире;
- с насаждением идеалов и ценностей, чуждых российским традициям, которые "разрушают фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической стабильности и государственности";
- с сетевой анонимностью;
- с использованием в РФ иностранных информационных технологии и телекоммуникационного оборудования (Но другого же нет! – А вы никакого и не используйте!).
- Активнее бороться с использованием иностранных фундаментальных и прикладных исследований, опираясь только на российские достижения. Именно на этой основе авторы документа видят возможность выработки "согласованной политики, обеспечивающей переход российской экономики на новую технологическую основу";
И, собственно, это все.
Что на самом деле написано в новой СНБ
Как это ни странно, но документ, в целом, правдив. Нужно только уметь правильно читать и понимать российский государственный канцелярит.
Главным врагом путинской России справедливо признается весь мир за ее пределами. Точнее, низкая способность России наглухо отгородиться от этого мира, которую следует по максимуму нарастить. Потому что главным и, в конечном счете, единственным по-настоящему эффективным методом борьбы с угрозами путинской России является ее максимальная изоляция от всего окружающего мира. Не уступающая, а, возможно, превосходящая по герметичности изоляцию КНДР. Так лозунг "Чучхе", то есть, опоры на собственные силы, который Ким Ир Сен подсмотрел у Сталина, сделав круг, возвращается на родину.
При этом авторы документа прекрасно понимаю реальную ситуацию. Они отлично видят, что Россия является не государством, а всего лишь территорией распила, по отношению к которой кремлевская власть выступает в роли оккупанта. Когда углеводородная экономика придет в упадок, эта территория, с деградировавшим, социально атомизированным населением, с запредельным уровнем бытовой, экономической и экологической преступности и с цветущей коррупцией неизбежно станет общемировой социальной помойкой. И тот же Кремль, уходя, распродаст ее по кускам. Но пока углеводородная корова еще доится, шоу должно продолжаться.
А для того, чтобы оно продолжалось и дичающее население не вышло из-под контроля, необходимо выстроить информационно-мировоззренческий железный занавес, откатившись во внутренней политике — в 1937 год, лелея шпиономанию, а во внешней — в 1959, угрожая Западу ядерным ударом. Для внутреннего же употребления снова внедряются нарративы из серии "сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст" и "плана Даллеса".
Российское не-государство будет использоваться Кремлем в гибридной войне против всего мира, с применением таких видов оружия как религия, история, язык, диаспоры — как инструмент и как источник ресурсов. Хотя и войну с обычными видами оружия и ОМП Кремль тоже рассматривает как опцию.
Но большинство россиян, чей мозг безнадежно отравлен пропагандой, безусловно, воспримут новую СНБ как очередной оргазм российского величия. На что, собственно, и нацелен этот документ, появившийся за два месяца до выборов в Государственную Думу и потому по определению являющий собой элемент предвыборной кампании.