• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Степи Дикого Юга. После 40 кинофестивалей "Вулкан" вышел в прокат на родине

Режиссер Роман Бондарчук говорит, что его картина - о земле и о том, что ее нужно защищать
Реклама на dsnews.ua

Фильм "Вулкан" (Украина-Франция-Монако), увенчанный наградами многочисленных международных фестивалей, наконец-то выходит в прокат. Это полнометражный игровой дебют режиссера Романа Бондарчука, известного по документальной картине "Украинские шерифы".

Главный герой - киевлянин Лукас (Сергей Степанский) - работает переводчиком в столичном офисе ОБСЕ и отправляется на границу с Крымом с небольшой делегацией мониторинговой миссии. У него еще и своя, внутренняя задача: завершить пятый семилетний жизненный период. Неожиданно для себя Лукас получает экзистенциальный переход несколько экстремальным образом.

Бондарчук хорошо чувствует пространство своей исторической родины - Херсонщины - и снимает всегда там. Выжженные солнцем и продутые штормами прибрежные степи предстают как самый настоящий фронтир из американских вестернов: территория беззакония и анархической вольницы. Лукас поочередно ввязывается в разного рода конфликты и драки, а однажды даже оказывается заключенным в яме посреди поля с почерневшими подсолнухами. В определенное мгновение в картине прекращают действовать и физические законы: появляются двойники, привидения вещей и даже людей -целый призрачный женской хор. Впрочем, местные ему даже не удивляются.
Как это бывает с игровыми дебютами, сценарной основе "Вулкана" не хватает целостности, но Бондарчук компенсирует эту погрешность приобретенным в документалистике навыками работать с визуальной фактурой кадра. Иначе говоря - это снято очень красиво; и получается настоящая, пусть не всегда целостная, поэма в честь нашего Дикого Юга.

После киевской премьеры "Вулкана" Роман Бондарчук и продюсер фильма Елена Ершова ответили на вопросы журналистов.

- Роман, ваш герой оказывается на территории беззакония и социального тупика, но при этом преодолевает свой внутренний жизненный кризис. История так и задумывалась или вначале был иной конфликт?

Р.Б.: История как написана, так и снята - соответствует сценарию полностью. Я считаю, что мы никогда не знаем, что пойдет нам на пользу, а что навредит. Иногда случаются события, которые нас очень раздражают, идут вразрез со всеми нашими планами, а спустя какое-то время ты можешь себе сказать: "Слава богу, что это со мной случилось", понимаешь, что именно так все и должно было произойти. Тут, скорее, история о какой-то судьбе, которая вела героя, а не о ситуации беззакония, которая исцелила его от кризиса среднего возраста.

Реклама на dsnews.ua

- Насколько сейчас подобные фильмы востребованы аудиторией, рынком? Мы видели похожую тему в фильме "Город, в котором не ходят деньги", но насколько это примет массовый зритель?

Р.Б.: Не уверен, что смогу точно ответить... Но думаю, что вопреки сложному периоду, который мы все сейчас проходим, этот фильм - о земле. О том, что ее надо любить, ее надо защищать. Это то, что в "Вулкане" для меня самое важное. Мы должны говорить на сложные темы, смотреть на себя и на людей рядом с нами, мы должны слушать уязвимые группы, и, наконец, мы обязаны развивать современное искусство, современное кино, современное образование, современную культуру и не бояться всех этих тем. Поэтому мы надеемся, что зритель поймет наш фильм, полюбит, почувствует.

Е.Е.: Хочу еще добавить насчет успеха. Фильм был показан на 45 фестивалях, у него 8 наград. Там он прошел с успехом, и мы очень надеемся, что он будет интересен не только зарубежной аудитории, но и украинской тоже. Клип песни "Пливе човен", которую исполнила "ДахаБраха" специально для "Вулкана", за 4 дня набрал более 100 тыс просмотров. Это не значит, что вся эта аудитория дойдет до зала, но мы работаем на одном поле, это единая культурная территория.

- Роман, откуда вы черпаете любовь к Херсону?

Р.Б.: На самом деле я забронировал там себе место и занял ту территорию, потому что есть специалисты на Востоке, в центре их много, в Киеве вообще пройти трудно, а на Юге никого нет. Там очень интересные люди, у них такой южный характер, прекрасный юмор, и еще мне там климат нравится. Я там родился, у меня там живут родители, родственники.

- То есть вы пропагандируете Херсон как город и туристический, и кинематографический?

Р.Б.: Особенно как туристическое. Об этом, собственно, и кино. (смеется) На самом деле о Херсонщине не так и много произведений искусства. О Крыме много, о Западной Украине предостаточно, а Херсонщина всегда оставалась такой себе транзитной зоной. Мне кажется, что это надо исправлять. 

- Если говорить не о кино: а о социально-политической ситуации: изменилось ли что-то в Херсоне за последние 5 лет?

Р.Б.: Сейчас я там бываю реже. Не могу в полной мере оценить, что там происходит, но по моим поверхностным наблюдениям люди, которые во время аннексии Крыма демонстрировали пророссийские взгляды и некоторое время прятались в Крыму, сейчас постепенно возвращаются назад и в этом плане все выглядит угрожающе. Информационное поле, то, что народ там смотрит, - тоже очень далеко от Украины. Мне кажется, там остро недостает украинского культурного продукта и с этим что-то надо делать.

- Какой бюджет фильма? И сколько пришлось потратить на яму посреди поля?

Е.Е.: Бюджет - 10 млн грн, неофициально он больше, но оставим это для истории. Пять миллионов дало Госкино на питчинге 2014-го - тогда это было, по сути, подарком. Сегодня же у нас самый маленький бюджет из всех фильмов, которые выходят в прокат. Насчет ямы - это Роман может рассказать - это интересная история.

Р.Б.: Не каждый фермер даст согласие на то, чтобы вырыть посреди своего поля четырехметровую яму. Наши коллеги уговорили одного фермера, что мы яму выкопаем, а потом засыплем. Приехал экскаватор, начал копать и водитель сказал, что тут почва очень каменистая - синеглазка называется, ковш не может ее взять. Мы полдня ездили по другим полям и выяснили, что эта синеглазка там везде. Тогда я задался вопросом: как же местные хоронят людей? И мне сказали, что есть бригада копателей могил - 5 человек, и они с кирками очень хорошо с этой почвой управятся. Позвонили им. Приехало пятеро мужчин на мотоциклах "Иж", мы объяснили задачу, они ответили: "Мы все решаем путем обсуждения. Нам надо посоветоваться". Отошли в сторону. Поговорили и согласились. И дальше эти люди и в солнце, и в дождь копали, а мы приезжали с Сергеем Степанским и проверяли, может ли наш герой из этой ямы выбраться. Пока он мог - мы просили их копать дальше.

- А подсолнухи?

Р.Б.: У нас работали хорошие художники, они выкопали эти подсолнухи, а потом посадили их назад. Но это, наверно, должно остаться тайной.

- То, что происходит на плантации, на которую попадает Лукас, выглядит как полнейшая дикость. Трудно поверить, что это Украина в XXI веке. 

Р.Б.: Местная пресса действительно пишет о недостроенных коттеджах, в которых удерживают сезонных рабочих - их выпускают только для работы на полях, работают они за еду. Стабильно по 5-6 публикаций за сезон о том, что там полиция обнаружила подобные рабские хозяйства. 

- Вы показываете ужасные разбитые дороги и общее запустение. Когда-нибудь в ваших фильмах может предстать более благополучная картина?

Р.Б.: Я очень надеюсь, что в следующих фильмах смогу показать, как наши дороги улучшаются, а обнищание исчезает и вместо него приходит обогащение.

- Кстати о следующих фильмах. У вас уже есть конкретные идеи?

Р.Б.: Я очень жду нового питчинга Госкино. 

- Почему?

Р.Б.: Сценарий "Вулкана" был написан лет семь-восемь назад, у нас не было ни малейшей возможности его реализовать. Мы думали, что сможем его профинансировать за пределами Украины, но только с этими питчингами смогли сдвинуться с места и сделать свой фильм. По этой же причине ждем нового конкурса проектов. 

- Как называется ваш новый замысел?

Р.Б.: "Первое сентября", по сценарию Аллы Тютюннык. Действие также будет происходить в Херсоне. Наш герой - профессор химии, преподаватель, который в один день решает кардинально изменить свою и личную, и профессиональную жизнь.

    Реклама на dsnews.ua