Стакан с пузырьками. Кто и зачем придумал газировку
В летнюю пору особенно бурно растет рынок прохладительных напитков, среди которых особое место занимает несладкая газированная вода - товар с замечательной историей
Газировка, шипучка, минералка, содовая, сельтерская - каких только имен не носила вода, которую "человеки" в возрасте от двух до пяти метко называют колючей или острой. Ведь львиная доля потребителей впервые знакомится с ней именно в этом нежном возрасте, после чего "в народ" часто уходят восхитительные детские вопросы вроде: "Почему эта вода бьет в нос?" или "А чем она кусается?".
Сегодня популярность безалкогольных газированных напитков столь велика, что практически любой продуктовый магазин предложит хотя бы несколько образцов этой продукции - как сладкой, так и не содержащей подсластителей и/или ароматизаторов. При этом еще большой вопрос, какие из них следует считать более востребованными. Недаром на рынке "шипучек" есть деление на воду - и всё остальное. А поскольку, как известно из куплетов в исполнении Павла Оленева в снятой в 1936 году комедии "Волга-Волга", "...без воды - и не туды, и не сюды", то она, конечно же, заслуживает отдельного внимания.
Газировка из земли
Сегодня ни для кого не секрет, что пузырьки в воде появляются из-за того, что растворенный в ней газ начинает активно покидать свое вместилище. И чем больше его там было изначально, тем более "остренькой" получится вода. Общеизвестно также, что способность газов растворяться в жидкости прямо зависит от давления, под которым этот процесс происходит. Именно поэтому работающим на глубине аквалангистам приходится придерживаться определенного алгоритма подъема на поверхность, несоблюдение которого угрожает развитием кессонной (декомпрессионной) болезни из-за "вскипания" крови.
В природе газами (в большинстве случаев сероводородом или диоксидом углерода) насыщается вода, залегающая вблизи их источников в глубинах земли. А когда такому подземному "водохранилищу" удается найти ход на поверхность, его содержимое, освобождаясь от излишнего давления, превращается в натуральную газировку. Соответствующие источники в различных уголках нашей планеты известны человечеству уже многие тысячелетия. Во всяком случае первое упоминание о них встречается в III тысячелетии до н. э. у шумеров - творцов первой письменности, живших на территории древней Месопотамии.
Еще больше сведений о природных месторождениях "шипучек" сохранили Древняя Греция и Рим. Так, легендарный "отец медицины" Гиппократ, среди трудов которого есть знаменитый трактат "О воздухах, водах и местностях", целую главу в нем посвятил минеральным "водам, испускающим газ". Согласно его рекомендациям не только пить эту целебную субстанцию, но и свершать в ней омовения, при всех подходящих источниках на территории Эллады стали строить специальные купели, ставшие прообразом современных водолечебниц. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что первые из таких построек, посвященных богу врачевания Асклепию, археологи относят к VI веку до н. э., тогда как знаменитый эскулап жил в V-IV (ок.460-370 гг до н.э.).
Впоследствии полезную практику переняли и покорившие Грецию римляне. Хотя ученые не исключают, что греки только добавили завоевателям интереса к природным источникам "минералки", так как в этрусском городе Вульчи (Vulci), победу над которым Рим отпраздновал в 280 г. до н.э., уже существовала развитая практика пользования оборудованными бюветами. Об этом свидетельствует роспись бесценной археологической находки - этрусской вазы, обнаруженной при раскопках местного некрополя, начатых в 1828 году.
А еще позже родники с "газировкой" стали предметом пристального внимания во всех землях, когда-либо подпадавших под власть Римской империи. В частности, такие известные европейские водно-минеральные курорты как Висбаден,Баден-Баден, Виши и др. закладывались еще во времена римского владычества.
Под охраной и на экспорт
Особенно примечательно, что с ходом времен и сменой общественных формаций популярность природных выходов необычной воды не ослабевала. Поэтому в середине II тысячелетия "сильные мира" задумались о законах, обеспечивающих их сохранность. Первое в этом роде распоряжение было оформлено основателем королевской династии Бурбонов, французским монархом Анри (Генрихом) IV (1553 - 1610). Согласно ему, над замечательными источниками был учрежден особый надзор, осуществляемый силами специально сформированной инспекции. При доступ к любому из них должен был бесплатно получать всякий желающий: согласно еще античным верованиям, противоположный подход вынуждает высшие силы отозвать родник.
Но, пожалуй, во всем "Старом свете" наиболее громкую славу питьевого курорта с натуральной газировкой снискал расположенный в бельгийском Льеже Спа. Его щедро насыщенная углекислым газом и бьющая веселым ключом вода была такой вкусной, что в XVI столетии в залитых воском или сургучом кувшинах стала развозиться по ряду стран Европы. Именно благодаря этому слово "спа" сделалось практически международным синонимом водолечения, хотя сам город обязан названием не то латинскому глаголу spargere - пузыриться, не то валлонскому существительному espa - фонтан.
Сходной известностью могла похвастать разве что вода из немецкого источника Нидерсельтертес или, проще, сельтерская вода (нем. Selterswasser) - солоноватая и тоже заметно насыщенная диоксидом углерода. После 1581 года ее по примеру вод Спа также начали разливать в керамические сосуды и отправлять на экспорт. А в 1787 г "хранитель" ценного источника д-р Дж. Ф. Вестрамб официально сообщил, что количество разошедшихся по миру бутылок "Сельтерской" превысило миллион.
Среди стран, особенно охотно потребляющих эту продукцию, была и Российская империя. По этой причине во многих входивших в нее регионах любую бутилированную "минералку" потом долго именовали "сельтерской" ("зельтерской").
Позже на смену таре из глины пришли стеклянные бутылки, однако в любом случае сохраненная таким образом минеральная вода получалась настолько дорогой, что была по карману только избранным.
Искусство газировать
К концу XVI века ученые уже не сомневались, что польза "курортных" вод заключается в особом составе и пропорциях растворенных в них минеральных веществ. В начале XVII столетия появились первые труды о приготовлении идентичных натуральным составам для принятия ванн, а в конце - прописи, позволяющие создать искусственные "минералки" для внутреннего применения.
Однако для появления популярных рукотворных "шипучек" никто не сделал больше, чем английский священник-протестант и выдающийся ученый Джозеф Пристли (англ. Joseph Priestley), которого нынешний мир справедливо считает одним из основоположников современной химии. Ведь это именно ему человечество обязано открытием фотосинтеза (1771 г), кислорода (1774 г), закиси азота ("веселящего газа") а также ряда других газов и прочих химических соединений. Но все это было уже после того, как ученый раскрыл секрет газировки.
Случилось это благодаря тому, что незадолго до принятия в Лондонское королевское общество (1766 г.) любознательный Пристли заинтересовался содержимым пузырьков, образующихся при брожении пивного сусла на "знакомом" пивоваренном заводе. Для сбора этой субстанции он установил над соответствующей емкостью водные "ловушки" - и в итоге не только детально выяснил природу вещества с химической формулой СО2, но и получил неожиданно вкусную воду с вполне "курортными" пузырьками газа. Эксперимент был повторен, усовершенствован - и в 1767 году в руках ученого оказалась первая бутылка газированной воды его собственного приготовления.
Открытие произвело настоящий фурор и уже в 1770 году коллега Пристли по Лондонскому королевскому обществу, шведский химик и минералог Тоберн Улаф Бергман (швед. Torbern Olof Bergman) сконструировал сатуратор - прибор, позволяющий насыщать воду углекислым газом не "самотеком", а под давлением. Последнее обеспечивалось с помощью особого насоса. Полученная таким образом газировка получалась не менее "острой", чем знаменитая вода Спа.
Ну а в 1783 году немецкий предприниматель-изобретатель Иоганн Якоб Швепп (нем. Johann Jacob Schweppe) сумел воплотить в жизнь мечту, над которой работал порядка 20 лет. Усовершенствовав аппарат Бергмана, он превратил его в промышленную установку для получения "безалкогольного шампанского" - то есть сильно газированной минерализированной воды. А полученный таким образом бутилированный напиток при помощи бизнес-партнера Диссена Ворганга запатентовал в Швейцарии в качестве лекарственного средства. И это не было обманом: насыщенная углекислым газом вода объективно обладает способностью стимулировать секреторную функцию желудка и моторику кишечника.
Продажи новой "панацеи" были настолько успешны, что уже в 1790 г. фабрика по производству газировки была основана уже в Женеве. Причем самую громкую и оригинальную рекламу ей сделала проведенная для широкой публики демонстрация всего производственного процесса.
Стараниями того же коллектива новый "газ-завод" в 1792 году был основан и в Лондоне. Однако через три года судьба этого предприятия была пущена на самотек, поскольку его главный создатель решил вернуться в Женеву. И никогда не узнал, что в 1831 году (то есть через 10 лет после его смерти) произведенные там газированные напитки стали поставляться к королевскому двору.
Когда же в 1834 году компания Швеппа была полностью выкуплена у наследников прежних владельцев, значительным вкладом англичан в повсеместное развитие "газировочного" производства стало его удешевление. Большую роль в этом сыграла остроумная идея получения необходимого углекислого газа с помощью гашения соды, благодаря чему за рукотворной водой с пузырьками надолго закрепилось наименование "содовая".
На бывшем заводе Швеппа в Лондоне была произведена и первая в истории пищевой промышленности подслащенная газировка с лимоном - лимонад (англ. Lemonade). В аптеки Англии наряду с другими "шипучками" он стал поступать в 1833 году.
Бутылка умерла, да здравствует бутылка!
Следующий важный шаг по превращении газированных "шипучек" в общеупотребимый продукт совершил молодой изобретатель Джон Метьюс, переехавший из Англии в Филадельфию (США). В 1832 году ему удалось "перепридумать" сатуратор, сделав его одновременно эффективным и компактным, объединить это чудо с источником углекислого газа и сконструировать небольшой автомат по производству газированной воды. Полезная машина оказалась весьма востребованной аптекарями, и вскоре у Метьюса не было отбоя от клиентов.
Чуть позже "повелители лекарств", стремясь дополнительно повысить полезность искусственной углекислотной воды, стали добавлять туда различные лекарственные компоненты. И вскоре заметили, что чем вкуснее получался конечный продукт, тем более дисциплинированно клиенты придерживались рекомендованного курса лечения. Как следствие, львиная доля добавок к "содовой" стала готовиться в виде сиропов. В итоге именно фармацевты оказались родоначальниками наиболее известных в современном мире марок сладких газировок, включая "колы". Ведь запатентованная в 1886 году кока-кола создавалась как лекарство от головной боли и нервных расстройств, а зарегистрированная в 1898 пепси-кола задумывалась как средство от расстройств пищеварения.
Но вот парадокс: чем больше аптекарей начинало работать с газировальными аппаратами, тем более доступной становилась шипучая вода. Это вызвало уменьшение ее стоимости, зато увеличило популярность. Однако чем более востребованной становилась рукотворная "минералка", тем теснее ей было в формате аптек. В конце концов аппараты с "содовой" и сиропами стали появляться в заведениях общепита и уличных киосках.
А затем "первую скрипку" в обеспечении жаждущих свежей газировкой стали играть электрифицированные автоматы, не нуждающиеся в отдельном продавце. Монетка определенного достоинства в монетоприемник - и вот уже в подставленную тару льется охлажденная сильногазированная вода. Для желающих - с сиропом.
Эта "супертехника" неплохо знакома и многим украинцам. Дело в том, что во время визита в 1959 году в США в нее влюбился тогдашний руководитель "страны советов" Никита Хрущев, благодаря чему в 60-гг ХХ века автоматы газированной воды стали массово устанавливаться и на улицах наших городов. А в 1965-м даже сделались "звездой экрана" благодаря короткометражной комедийной новелле Леонида Гайдая "Наваждение" (части веселой кинотрилогии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика").
Впоследствии эти агрегаты еще успели несколько раз поменять внешность, но в конце концов просто исчезли после развала СССР. Впрочем, жалеть об этом не стоит. Ведь с учетом современной стоимости труда и расходных материалов, требующихся для поддержания работоспособности любого из таких аппаратов, каждый литр произведенной в нем "шипучки" стоил бы дороже, чем аналогичный объем газировки из современной пластиковой бутылки.
Да и с гигиенической точки зрения последняя несравненно безопаснее. В том числе потому, что диоксид углерода, повышая кислотность воды, служит ее консервантом и даже имеет собственный код - Е290. Таким образом микроорганизмы, способные размножаться в обычной питьевой воде, в бутылке газировки не имеют ни единого шанса. Именно поэтому все природные минеральные воды дополнительно газируются при бутилировании.
И, наконец, рынок "бутылочных" вод - среда по-настоящему конкурентная. Сегодня соответствующую продукцию на наши прилавки поставляют более десятка крупных компаний и множество локальных производителей. А это значит, что каждый из нас имеет возможность выбрать "содовую" именно по своему вкусу. Главное - не бояться пробовать