Сроки Зеленского. Почему украинская диктатура может оказаться хуже беларуской
Владимир Зеленский, который сегодня пытается найти что-то подсудное в действиях президента Порошенко, завтра сам может стать фигурантом уголовных дел. Вот только это завтра без Зеленского в президентском кресле может и не наступить
Явление Зеленского в образе Голобородько стартовало на волне эйфории от 73% голосов, полученных на выборах президента, и монобольшинства в ВР. Как следствие, рамки закона воспринимались президентом как досадный анахронизм, и во всяком случае, как маловажная деталь по сравнению с законами успешного шоу. Это породило немало сомнительных эпизодов, к числу самых ярких из которых можно отнести, к примеру, "частный визит в Оман", а из свежего и долгоиграющего вспомнить череду скандалов с Ермаком, ставшую сериалом без конца. Очень разносторонним человеком оказался новый глава ОП, куда более ярким, чем его предшественник Андрей Богдан.
Впрочем, и назначение Богдана, и десятки других кадровых решений, и дыра в бюджете, которую пытаются заткнуть печатным станком, и отвод войск, и сворачивание армейских программ, и дела против критиков Зеленского о "покушении" на него, и множество других эпизодов не только могут, но и должны будут стать в дальнейшем предметом расследования. Реальность, которая вылезет на свет, когда декорации и репризы 95 Квартала перестанут загораживать ее от нас, уже обещает превзойти самые мрачные ожидания информированных пессимистов. Между тем, Зеленский не досидел еще и до половины своего срока.
Иными словами, шанс остаться на свободе, сложив полномочия, у Владимира Александровича очень невелик. И даже если он сам, в силу специфичного восприятия реальности, этого не понимает, его окружение видит опасность и принимает меры, с тем, чтобы пребывание их патрона на Банковой длилось как можно дольше. Обмолвка Зеленского о том, что он уже сейчас задумывается о выдвижении на второй срок, не была случайностью. Подготовка к выдвижению идет полным ходом. В ней видны три направления.
Уничтожить тех, с кем невозможен компромисс
Интервью Зеленского BBC уже было подробно разобрано. Но часть, где речь зашла о Петре Порошенко, стоит того, чтобы привести ее полностью.
ВВС: Вам нужно время на ваш антикоррупционный крестовый поход. В то же время человеку, которого вы назначили руководить этим крестовым походом (речь идет о генпрокуроре Руслане Рябошапке – ДС), вы даете только шесть месяцев. Это потому, что он хотел бросить вызов так называемым важным людям, а вы не хотите, чтобы преследовали олигархов?
В.З.: Они никого не посадили. Они могли не пересажать всех коррупционеров, я понимаю, полгода — очень мало. Но должны быть шаги, мы должны отвечать перед обществом, которому мы пообещали, что будут посадки. Мы это обещали. И если сейчас действующий генпрокурор, новый генпрокурор, если она — это она, женщина, профессиональная женщина — если она до конца года не покажет своего результата, ей я дам такой же ответ.
ВВС: Интересно, не правда ли, что один очень известный деятель, олигарх, которого вы, ваше правительство, преследуете изо всех сил, - это ваш политический соперник Петр Порошенко, бывший президент. Кажется, против него сейчас есть пятнадцать дел. В то же время многих других олигархов, относительно финансовой деятельности которых звучат обвинения, никто вообще не трогает. Вы, кажется, решительно настроены преследовать только Порошенко. Почему?
В.З.: Честно говоря, я не влияю на правоохранительные органы. Но правда, с самого начала я их собирал, новый состав, я их собирал и говорил: "Пожалуйста, нет своих-чужих, все олигархи, они должны жить по закону". Порошенко — один из этих олигархов.
Но Петр Порошенко выделяется среди других украинских олигархов — он еще и патриот независимой Украины. Зеленский же, его окружение, и большая часть избирателей "Слуги Народа" являют собой тип постсоветского обывателя, ностальгирующего по выдуманному образу СССР. Путь к реставрации Союза, пусть и частичной, эти люди видят в сближении с Россией, не задумываясь над тем, какие последствия это возымеет для Украины. Впрочем, они вообще не понимают, как Россия и Украина могут существовать отдельно, так что лозунг Зеленского "надо просто перестать стрелять" вытекает из их взглядов с железной неизбежностью. А Петр Порошенко как один из центров притяжения патриотических сил является главным и самым последовательным политическим противником Владимира Зеленского и его сторонников.
Одного этого уже достаточно для исчерпывающего объяснения системной охоты, которую открыла на Петра Порошенко "голобородькина власть" во главе с Зеленским, так что вторую причину, о которой в соцсетях говорят злые языки, комплекс крошки Цахеса, можно пока исключить из рассмотрения.
Потеснить конкурентов и установить перемирие
Все партии и политики, делающие ставку на сближение с Россией, а также на ограниченность обывателя, замкнутого на собственных проблемах и "не интересующегося политикой", так или иначе конкурируют со "Слугой" на общей части электорального поля. Вместе с тем, их (без)идейное сходство делает возможными и союзы "СН" с ними. О таких союзах, равно как и о невозможности союза с патриотическими партиями, в рядах "СН" уже говорят открыто. Правда, от прямого союза с ОПЗЖ "слуги Народа" пока открестились, но выборы еще не прошли, и ОПЗЖ конкурирует с "СН" за общий для них обеих электорат. Когда же пирог будет поделен, позиции Зеленского и его партии могут сильно измениться. Насколько сильно — видно на примере "зарплат учителям в 4000 евро". Надеюсь, что все учителя, голосовавшие за Зеленского, уже записались в очередь на их получение и ждут, не теряя надежды.
Сломать все барьеры
Обесценить власть, государство, законы, мораль, и, в первую очередь, украинский патриотизм, сведя все к набору плоских шуток — вот самая важная часть плана, которую команда Зеленского реализует с наибольшей последовательностью, приняв эстафету от шоу 95 Квартала, решавшего ранее ту же задачу. История с опросом, внезапно назначенным на день выборов, 25 октября – типичный шаг в этом направлении.
Посмотрим, как развивались события.
Сначала, президент внезапно объявил о том, что одновременно с выборами будет проведен некий "народный опрос". Очевидная манипулятивность и полная антиконституционность этой затеи, а также продуманно-фамильярный тон обращения президента к гражданам, вызвали возмущение патриотически настроенной части общества. Электорат же "СН" все это, естественно, с легкостью проглотил. Здесь важно понимать: и то, и другое входило в расчеты организаторов акции.
Когда волна возмущения достигла предела, ОП внезапно выступил с объяснением о том, что "народный опрос" – никакой не референдум, и "прямой юридической силы" иметь не будет. Проводить его будут вне избирательных участков, на выходе из них, хотя тут есть сомнения, что именно на выходе, а не на входе. Остался, правда, не раскрыт источник финансирования этой затеи, но при наличии Фонда борьбы с коронавирусом все, вероятно, решится без особых проблем.
Таким образом, скандальную историю свели к милой шутке все в том же стиле 95 Квартала, и по сети уже гуляют варианты вопросов, которые, возможно, задаст Зеленский. Но есть и вопрос, который не войдет в "голобородькину грамоту", раздаваемую около избирательных участков: насколько уместны такие спектакли на финише предвыборной кампании? Заметьте, мы еще не видели вопросов, которые будут заданы в день выборов. А ведь "отсутствие прямых юридических последствий" не означает отсутствия влияния на исход голосования.
Не будь Зеленский прикрыт президентской неприкосновенностью, все эти вопросы ему, вероятно, уже задали бы следователи. Но из-под крыши ОП "народный опрос" будет проведен беспрепятственно и выполнит свою главную задачу по превращению выборов в балаган.
Даже единственная выходка такого рода была бы возмутительна. Но она не единична! "Народный опрос" — лишь один из элементов общей кампании по размыванию законности в Украине, осуществляемой Зеленским и "СН". И здесь мы выходим на скользкую развилку.
Если Зеленский, отбыв первый срок, проиграет президентские выборы кандидату от патриотических сил, то и он, и его команда быстро окажутся в роли подследственных. И даже если они проиграют пророссийскому кандидату, их все равно пустят под нож, чтобы устранить конкурентов в этом секторе электорального поля. Но, если к концу первого срока Зеленского законность в Украине будет расшатана в достаточной степени, он не проиграет ни при каком раскладе, и уверенно пройдет на второй срок. Который, с учетом дальнейшего расшатывания законодательной системы, включая Конституцию, плавно перетечет в третий, потом в четвертый – и далее.
Да, Зеленский не похож на Лукашенко. Но, во-первых, власть меняет людей, и такое сходство со временем может проявиться, особенно в методах подавления протестов. А во-вторых, особенности личности и взглядов Зеленского превращают его в почти идеальную перчатку, которую можно натянуть на любую руку, рулящую Украиной, особенно если та протянется из Москвы.
И чем чаще Зеленский будет нарушать закон, неважно, по собственной ли воле или под влиянием окружения, тем больше у него будет причин цепляться за кресло, чтобы оставаться безнаказанным. Это значит, что каждый его шаг по балаганизации Украины на шаг приближает нас и к диктатуре.
Не стоит впадать в заблуждение и относительно комичного образа, перенесенного Зеленским из репертуара 95 квартала в украинские политические реалии. Там, где злодей, захвативший власть, сплотит общество для совместного сопротивления, шут, обесценив и добро, и зло, превратит страну в карнавал, в котором серьезный разговор о чем-либо, кроме продажи билетов, неуместен, а бывшие граждане валят толпой, ища незатейливых развлечений.