Спасти нельзя оставить. Куда вырулит реформа скорой помощи

В Украине взялись за реформирование экстренной медицинской помощи
Фото: УНИАН

В конце мая Кабмин утвердил первый этап реформы экстренной медицинской помощи. Пилотный проект стартует уже в этом году в пяти областях (Винницкая, Донецкая, Одесская, Полтавская, Тернопольская) и в Киеве. На реформу выделили 922 млн грн. Концепцию реформирования скорой представили еще в июне пришлого года, и споры по поводу предложенных изменений не утихают до сих пор.

Реформировать всю систему сразу стране не по карману: в прошлом году премьер Владимир Гройсман отмечал, что для запуска реформы экстренной медицины необходимо 11 млрд грн. В итоге депутаты, принимая бюджет, расщедрились на 1 млрд. Но уже со следующего года ситуация должна измениться: финансировать скорую будут не из общей субвенции региона на медицину, а через Национальную службу здоровья — в законе о государственных финансовых гарантиях предусмотрено, что экстренная помощь входит в пакет гарантированных государством услуг.

Согласно концепции развития экстренной медпомощи в рамках реформы предусмотрен целый ряд шагов. Так, будет создана новая IT-инфраструктура, что позволит следить за каждым вызовом в режиме реального времени. Благодаря специальной электронной системе "Централь 103" время обработки вызовов должно сократиться с 3–5 минут до одной, машина на вызов будет отправляться автоматически, а вызвать скорую смогут даже люди с нарушениями слуха или речи — по оценкам Минздрава, сегодня около миллиона человек в стране лишены такой возможности. В министерстве отмечают, что в перспективе бригады скорых также получат доступ к истории болезни пациента, чтобы еще до приезда к пациенту сориентироваться, к примеру, нет ли у него аллергии на какие-то лекарственные средства. Кроме того, в рамках реформы предусмотрено обновление транспорта и оборудования, введение новых протоколов работы бригад, повышение зарплат и переоборудование больниц.

Пока что скорая помощь работает по старым принципам, но критики медреформы утверждают, что бригады уже перестали выезжать по вызовам, а вскоре из их состава исключат врачей и спасать украинцев будет просто некому. В Минздраве подчеркивают: задача скорой не лечить больного, а обеспечить первую помощь и быструю доставку в больницу, где уже квалифицированные специалисты окажут ему необходимую помощь. Но отделения скорой помощи, работающие круглосуточно, есть далеко не во всех больницах крупных городов, не говоря уже о регионах. В районных больницах врач на дежурстве есть, но им может, скажем, оказаться офтальмолог, который вряд ли сможет квалифицированно помочь пациенту с политравмой после ДТП. Решить эту проблему намерены при помощи создания госпитальных округов — в базовой больнице обустроят отделение, которое сможет принимать пациентов круглосуточно и располагать всей необходимой аппаратурой для диагностики и лечения больного. Открывать же такие отделения во всех больницах нецелесообразно — слишком много ресурсов потребуется. Однако создание госпитальных округов тоже наталкивается на сопротивление: мол, государство под предлогом создания базовых больниц намерено вообще закрыть все районные медучреждения. Впрочем, если в регионах откажутся создавать больницы, специализирующиеся на предоставлении экстренной помощи, пациентов и дальше будут развозить по разным медучреждениям — ликвидировать скорую никто не намерен.

Изменение состава бригад скорой — один из самых резонансных пунктов реформы. Сейчас бригады экстренной медицинской помощи делятся на врачебные и фельдшерские. В первых работают врач, фельдшер, медсестра и водитель, во вторых — фельдшер, медсестра и водитель. В будущем же в бригаде будет экстренный медицинский техник (он же водитель, прошедший специальные медкурсы) и два парамедика. Критики реформы представляют парамедиков эдакими недомедиками, людьми, которые несколько месяцев отучились на специальных курсах и на этом их медицинское образование закончилось. На самом деле парамедик — это человек с медицинским образованием, который специализируется на оказании помощи при неотложных состояниях. По стандарту парамедики должны наизусть знать протоколы действий по 32 типам экстренных ситуаций: если от них отступить, медик будет нести ответственность вплоть до уголовной. Такие специалисты будут работать не только в скорой, но и в полиции, армии, спасательных службах. Будут, потому что обучать парамедиков в стране начали совсем недавно — такая специализация в Украине появилась лишь в прошлом году. Квалификационный уровень парамедика — бакалавр, вводить их в составы бригад скорой будут постепенно — первые 50 человек только начали учиться на специальности "Парамедик" в Тернопольском государственном медуниверситете им. Горбачевского и в Черкасской медакадемии. А пока свою квалификацию повышают фельдшеры — в прошлом году в Тернополе стартовала первая транзиторная программа по переподготовке фельдшеров в парамедики.

Отсутствие в реформированных бригадах скорых врачей многие эксперты называют свидетельством развала системы экстренной медпомощи. Но в Минздраве говорят: сегодня около 70% бригад скорой и так выезжают на вызовы без врачей — из-за невысоких зарплат они в скорую не спешат. Представляя концепцию реформирования скорой помощи в прошлом году, и. о. главы Минздрава Ульяна Супрун отмечала, что медицинским техникам намерены установить базовую зарплату на уровне 8 тыс. грн, а фельдшерам, прошедшим курс повышения квалификации на парамедиков, — на уровне 14 тыс. грн.

Еще один момент, за который критикуют реформу, — нормативы по времени доезда. Так, в городах скорая должна приехать на вызов в течение 10 минут, в сельской местности — в течение 20. Обеспечить выполнение таких нормативов планируют за счет увеличения количества бригад — сегодня в Киеве одна скорая выезжает на 10–20 вызовов в день, обслуживая большую территорию и часами простаивая в пробках. Медики сетуют, что на самом деле множество вызовов — непрофильные. Кто-то просто хочет проконсультироваться с врачом, кому-то скучно, а кто-то звонит в неотложку, завидев на улице лежащее тело и зачастую не проверив, человек действительно без сознания или просто спит, изрядно приняв на грудь. По оценке и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, сегодня около 70% вызовов можно квалифицировать как непрофильные, между тем выезд одной бригады в среднем по Украине стоит 580 грн.

Критические замечания о том, что скорая перестала приезжать на вызовы, связаны с внедрением еще в 2017-м приказа Минздрава о новых правилах работы скорой помощи. Теперь скорая едет на вызов, если наблюдается обморок, судороги, внезапное расстройство дыхания, внезапная боль в области сердца, рвота кровью, острая боль в брюшной полости, наружное кровотечение, признаки острых инфекционных заболеваний, острые психические расстройства. А вот головная боль, насморк, обострение хронических заболеваний — не повод для выезда неотложки. Уменьшить количество непрофильных вызовов в Минздраве надеются за счет работы семейных врачей, рассчитывают, что украинцы будут звонить за консультацией именно им, а не вызывать бригаду скорой, чтобы померить давление или выяснить, как сбить температуру.

Украинцы плохо спасают сами себя

Помочь человеку, который попал в ДТП или которого разбил инсульт, могут не только медики. Первую доврачебную помощь по украинским законам должны уметь оказывать полицейские, сотрудники ГосЧС, проводники на транспорте. Их задача — сделать все возможное, чтобы человек дожил до приезда бригады скорой или доставки в больницу. Но эксперты говорят: в идеале обладать навыками предоставления домедицинской помощи должны все граждане.

Сегодня же мало кто знает, как вести себя, если вдруг случайный прохожий упадет в обморок или на собственного ребенка опрокинется кастрюля с кипятком. Так, к примеру, человеку с эпилептическим припадком непременно норовят засунуть что-то в рот, а ожоги часто пытаются обрабатывать маслом, чего делать категорически нельзя. По статистике ежегодно от внешних повреждений умирает около 40 тыс. человек, треть из них — дети. Около 40% этих людей можно было бы спасти в случае предоставления своевременной и правильной домедицинской помощи.

Интерес к обучению навыкам предоставления домедицинской помощи значительно вырос после начала российской военной агрессии — многие украинцы задумались над тем, как вести себя в экстремальных ситуациях. Эксперты уверены, что обучение домедицинской помощи должно быть включено в школьные программы, как это сделано во многих странах мира.