Спасибо коронавирусу. Почему Украина получила шанс резко повысить качество школьного обучения

Дистанционное образование при правильном подходе могло бы стать шансом для детей получать образовательные услуги высшего качества от лучших украинских учителей
Фото: Shutterstock

Украинские школы ушли на карантин. Многие из них в этом году - и учебном, и даже календарном - делают это уже не в первый раз. Учителя нервничают - учебный процесс снова прерывается, а то и просто срывается. Выход, впрочем, как утверждают, есть - дистанционное обучение. Но, несмотря на то что это слово уже давно муссируется в образовательных кругах, ни учительские, и ученические массы им особо не интересовались. На фоне карантина и пандемии все может измениться.

Кризисы имеют двоякую природу: с одной стороны, это время испытаний, рисков, драм и потерь, с другой - это шанс. Шанс провести в жизнь самые смелые планы, для которых до кризиса не хватало ресурсов или решимости. И то сказать: зачем менять то, что и так работает? Пускай и не слишком эффективно. Это в полной мере касается школьного образования: реформы в этой области до сих пор глохли и вязли - огромная неповоротливая система имеет колоссальную инерцию и даже самые прекрасные и перспективные инициативы, разработанные наверху, то и дело разбивались о реалии на местах.

Пандемия коронавируса и вынужденный уход на долговременный карантин может оказаться шансом существенно поменять наш взгляд на систему школьного образования и само школьное образование. Ближайшие дни большинству украинских школ придется запустить процесс обучения детей через интернет. Это будет непросто, поскольку до сего дня в абсолютном большинстве школ бесконтактную форму обучения всерьез не рассматривал никто. Нет наработок, материалов и даже малейшего представления, как это все организовать.

К счастью, в принципе все есть - и наработки, и представление о том, как организовать, и материалы, причем очень неплохого качества. Просто до сих пор все это было очень нишево и под рубрикой "альтернатива", на которую в массе публика внимания не обращала. Теперь же этот нишевый продукт может вырваться в мейнстрим и показать себя во всей красе.

Одно из главных преимуществ этого продукта - качество. Возможность учить по интернету стирает наконец ту разницу, над которой ломает головы и перья уже не первое поколение реформаторов, - проблему колоссального разрыва в качестве обучения между отдельными "хорошими" школами и подавляющей массой "не очень хороших". Давайте честно: до сих пор все, что проводилось реформаторами под лозунгом улучшения качества и повышения шансов для сельских детей, было направлено вовсе не на улучшение и повышение, а на сокращение сети школ, которая действительно была раздута до неприличия. Что же до качества, то, увы, абсолютное большинство опорных школ, заменивших локальные сети малокомплектных сельских, качеством не блещет и никакого особого равенства в доступе и возможностях сельским детям на деле не предлагает.

В случае с широким внедрением дистанционного обучения шанс на выравнивание появляется. Это не абсолютное решение проблемы качества образования, разумеется, качество зависит не только от того, кто и как преподает. Но такая форма обучения снимает проблему доступа к хорошему преподаванию для детей из разных регионов и социальных слоев. А дальше - все зависит только от желания и мотивации учеников. То есть в конечном итоге и от школы тоже.

Дистанционное обучение на самом деле уже происходит. Многие школьники зевают на уроках, а потом готовятся к контрольным и даже к ВНО с помощью видеокурсов и лекций в аудиоформате. А необходимость в наставнике или коуче, если она возникает, компенсируют репетиторами. Почему не с помощью книг? Тот, кто читал школьные учебники, знает ответ. И в цирке не смеется. Почему роль коуча не может выполнять школьный учитель-предметник? Потому что у него в классе сидит 30 человек, над головой которых нависают государственные образовательные стандарты, до которых надо их если не дотянуть (всех все равно не дотянешь), то хотя бы соотнести. И не нарушать отчетность.

Дистанционное образование при правильном подходе могло бы стать шансом для детей получать образовательные услуги высшего качества от лучших украинских учителей. Не "лучших в городе", "лучших в нашей сельской школе" и т. д. Просто от лучших во всей стране. А учителя в родных школах могли бы наконец заняться тем, что обещала и им, и нам образовательная реформа - наставничеством, коучингом, поддержкой и мотивированием учеников, выстраиванием индивидуальных образовательных траекторий и контролем за индивидуальным ростом. Совместить качества блестящего лектора-предметника и чуткого наставника не то что невозможно в одном учительском лице - бывают самые удивительные вещи в подлунном мире, но это огромная редкость. Особенно в наше время, когда дефицита в информации нет, а вот в человеческих качествах и участии есть, и еще какой.

К счастью, при нынешних технических возможностях совсем не нужно иметь тысячи блестящих предметников, чтобы хватило на каждую школу и не по одному экземпляру. Но нужны тысячи хороших, чутких педагогов для сопровождения учебного процесса, поддержания интереса детей, помощи в нелегких - не только образовательных, но и жизненных - ситуациях.

Технических возможностей, повторюсь, достаточно. А если где-то чего-то не хватает, то это только вопрос денег, причем сравнительно небольших. Если еще в период развитого социализма детишки преодолевали каждый день по несколько километров, чтобы попасть в школу, то теперь в каждой семье найдется парочка гаджетов - смартфон, планшет и/или настольный компьютер, которые могут поддерживать процесс дистанционного обучения даже в условиях карантина.

Но то же самое можно продолжать и в условиях школы, даже с большим комфортом, потому что полноценный процесс обучения потребует все-таки не гаджета, а настольной системы, которая теперь есть далеко не в каждой семье. Не только у нас, то же самое на Западе, где исследования выявили интересную тенденцию: настольные компьютеры с широкополосным интернетом оказались уделом высших слоев общества, в то время как бедная часть имеет выход в интернет только через смартфон. Исследователи отмечают, что это заметно уменьшает возможности для бедных - и образовательные, и трудовые, и социальные. Вместе с учителями-наставниками доступ к полноценным компьютерным системам мог бы придать школе ключевую роль в процессе обучения - роль базы, которая дает равные возможности доступа к образовательным ресурсам для всех детей, независимо от имущественного и социального статуса.

В свою очередь, детям неплохо бы осознать, что гаджеты и интернет - это не только неисчерпаемый источник развлечений. Но и рабочий инструмент, если только научиться им пользоваться.

Есть, конечно, опасности на пути у любого, даже самого прогрессивного начинания. Нет никакой гарантии, что бюрократическая машина, паразитирующая на раздутой и неэффективной школьной сети, согласится выпустить из рук инициативу и передаст разработку курсов для школ на аутсорс. Что в эфир в качестве "утвержденных министерством для средних школ" не хлынет мутный поток курсов от "заслуженных учителей" и "академиков Академии педнаук". Что учителей средних школ не обяжут "разрабатывать и внедрять" вместо того, чтобы выполнять роль помощников и наставников. Бюрократия все что угодно может вывернуть наизнанку, и она не станет работать себе в ущерб. Достаточно посмотреть на качество программ и учебников, утвержденных и выпущенных уже в период реформ.

Но подобный риск есть всегда, и он не должен останавливать. Уже сейчас в интернете можно найти немало самых разнообразных курсов по самым разным школьным предметам, на разный уровень и на всякий вкус. Пока что школьники используют их в качестве дополнительных материалов, получая из них львиную долю полезной информации и знаний. Это неформальное обучение уже ложится в основу образования нового поколения, участвуем мы в этом или нет, помогаем этому или делаем вид, что не замечаем. Так почему бы не помочь? Вот ведь и повод есть, и необходимость.