Смерть в игле, игла в земле. Что общего у сказочного Кощея и столбняка

Никто из получивших прививку от столбняка не знает, сколько раз она спасла ему жизнь

Говоря о самых опасных для человека болезнях, мы в первую очередь думаем об инфекциях, которыми грозят прямые контакты с людьми или животными. Между тем зло может подстерегать и там, где вблизи нет ни тех, ни других. Например, посреди распаханного поля. Или за надежной оградой собственного дачного участка. А все потому, что практически в любой почве обитает палочковидная спорообразующая бактерия под названием Clostridium tetani — возбудитель столбняка.

Более того, порой ее присутствие в земле настолько обильно, что вредоносный микроб в любой момент может попасть в наш организм с обычной пылью — с едой или просто на вдохе. И ничего страшного не случится: спустя непродолжительное время он станет вполне допустимой частью условно-патогенной микрофлоры кишечника. А затем в составе испражнений снова будет возвращен в окружающую среду.

Тем не менее столбнячная клостридия — настоящий оборотень. Ключ к ее жуткому преображению — рана. Особенно такая, куда затруднен доступ кислорода. В этих условиях болезнетворный микроб начинает бурно развиваться, выделяя убийственной силы экзотоксин, состоящий из тетанолизина и тетаноспазмина. Первый разрушительно действует на кровь, а второй — на нервную систему и мышцы, провоцируя неконтролируемые длительные спазмы. Опасность этого бактериального яда так высока, что по летальности столбняк уступает только бешенству и легочной чуме. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, только за 2013 г. и лишь среди новорожденных (из-за инфицирования пуповины или пупочной ранки) Clostridium tetani прервала 49 тыс. жизней. Многих матерей этих младенцев тоже не удалось спасти от столбняка.

Сказка — ложь, да в ней намек?

Невзирая на пугающую величину приведенных цифр, новорожденные и роженицы составляют не самую большую группу жертв столбнячной палочки. Не являются ею и потерпевшие в зонах катастроф и военных действий, хотя из-за прямой связи с повреждением целостности кожи и слизистых оболочек опасность заболевания в подобных обстоятельствах всегда резко увеличивается. Согласно статистическим данным 2/3 всех случаев заражения столбняком наблюдается в мирное время у вполне благополучных людей, занятых в сельском хозяйстве.

Еще точнее — у получивших любые ранения колющими и режущими предметами, сельскохозяйственным инвентарем или стерней в ходе работ с землей. Более того, связь между развитием смертельного недуга с каким-либо наколом была замечена так давно, что за ним даже закрепилось прозвище "болезнь босых ног". Максимально неблагополучны в этом плане животноводческие и фермерские районы: в хорошо унавоженных почвах обсемененность Clostridium tetani приближается к 100%.

Особенный страх с незапамятных времен вызывало ранение ржавым гвоздем или иглой. И это вполне справедливо: ведь чем большей коррозии подвергся металл, тем с большей вероятностью его успела облюбовать и болезнетворная клостридия. А глубокий укол при чрезвычайно узком входном отверстии раны гарантирует микробу самую что ни на есть оптимальную бескислородную среду. Впрочем, до последней четверти ХIХ в. об этом никто не знал. Поэтому до того, как природа столбняка была раскрыта, эту древнюю болезнь долгое время пытались одолеть с помощью различных ритуалов, проделываемых над предметом-обидчиком.

У славянских народов одним из таких бытовых магических обрядов являлось забивание зловредного металла "с головой" в оструганное дерево. Чаще всего для этой цели использовали доску забора. При этом очень важно было не сломать негодную иглу (гвоздь). Если это удавалось, наколовшийся на опасную железяку считался практически спасенным. Если нет — готовился ожидать смерти. Не из этой ли наивной народной магии возникла сказка о волшебной игле, заведующей погибелью Кощея Бессмертного?

Тетанус, личный враг Гиппократа

Как большинство заболеваний "из земли", столбняк был известен задолго до появления письменности. Первые описания свойственных ему страданий появились в Древнем Египте за 3 тыс. лет до н. э. Отдельные сведения о симптомах болезни присутствуют также в древнейших документах Индии и Китая. Однако первым врачом, составившим ее полную картину, стал легендарный Гиппократ (ориентировочно 460–370 гг. до н. э.). При этом великий врачеватель совершил настоящий научный подвиг: одним из пациентов, благодаря которому ни один из симптомов смертельного недуга не избег фиксации, стал его собственный сын. Ненавистному заболеванию было дано название тетанус (от др.-греч. τέτανος — оцепенение, судорога).

Несчастный отец писал: "Столбняк приводит к смерти за четверо суток, однако если пациент переживает эти дни, то он выздоравливает. Есть два или три типа столбняка. Когда он приходит из раны, челюсти становятся как дерево, открыть рот больному невозможно. У него постоянно текут слезы. Спина прямая, руки и ноги же изгибаются. Еда, ранее принятая больным, извергается через его ноздри. Спазмы, мучающие больного, настолько сильные, что необходимо принимать меры, чтобы он не упал с постели".

Не менее эмоциональную запись о столбняке несколько сот лет спустя (конец I — начало II в. н. э.) оставил и другой древнегреческий целитель, Аретей Каппадокийский: "Тетанус — нечеловеческое страдание, которое причиняет боль даже тому, кто наблюдает за муками больного". В этих строках нет притворства: сила болезненных сокращений мышц при столбняке столь велика, что нередко приводит к отрыву сухожилий и компрессионным переломам. И все эти пытки при абсолютно ясном сознании больного.

Верный учению Гиппократа, Аретей очень серьезно продвинулся в понимании закономерностей развития столбняка. Так, именно он первым обратил внимание на связь болезни с родами и внутриматочными вмешательствами, а также связал ее с военными ранениями. Впоследствии столбняку также уделяли внимание такие звезды древней медицины, как Авл Корнелий Цельс (ориентировочно 25 г. до н. э. — 50 г. н. э.) и Клавдий Гален (ориентировочно 130–200 гг.). А на рубеже первого и второго тысячелетий знаменитый Авиценна (980–1037 гг.) занес все имеющиеся о тетанусе сведения в энциклопедический труд "Канон врачебной науки".

Герои противостолбнячного фронта

Невзирая на то что столбняком на всех континентах и во все времена болели представители разных сословий, для медицинской науки он оказался одним из самых крепких орешков. Так, впервые возбудитель болезни был обнаружен лишь в 1883 г. Научная удача улыбнулась одаренному хирургу Нестору Монастырскому (уроженцу Черновцов и выпускнику Венского университета), исследовавшему тела пациентов, умерших от тетануса.

Практически параллельно то же открытие совершил немецкий терапевт Артур Николайер в 1884 г. Правда, он шел совсем иным путем. Прежде всего исследователь поставил перед собой задачу вызвать экспериментальный столбняк у лабораторных животных, для чего ввел им под кожу некоторое количество садовой земли. Опыт удался, и болезнь не заставила себя ждать. А при изучении содержимого образовавшегося на месте прививки абсцесса обнаружились столбнячные палочки.

Следующий бесценный взнос в победу над столбняком сделал японский врач и бактериолог Китасато Сибасабуро. Ему, талантливому ассистенту великого Роберта Коха, удалось получить чистую культуру Clostridium tetani в 1889 г. Секретом успеха стало создание для лабораторного посева клостридией столь любимых ими анаэробных (бескислородных) условий. Буквально год спустя новое достижение — Китасато смог выделить столбнячный токсин. А еще через год (в 1891 г.) он в соавторстве с немецким врачом и будущим Нобелевским лауреатом Эмилем Берингом создал противостолбнячную сыворотку. Ее появление сделало возможным выздоровление при заражении столбняком.

Ну а истинным благодетелем человечества стал французский ветеринар и микробиолог Гастон Рамон. В 1923 г. ему удалось найти управу на дифтерию, инактивировав (то есть сделав безопасным) ее токсин. Полученное вещество, которое назвали анатоксином, обладало уникальными способностями вызывать в организме все защитные реакции, свойственные настоящему яду, не нанося при этом вреда. Применив тот же метод воздействия на токсин столбняка, Рамон достиг не менее блестящего успеха, и к 1936 г. человечество получило заветный столбнячный анатоксин. Благодаря его появлению стала возможной массовая профилактическая вакцинация от столбняка. На сегодняшний день именно она оберегает от ужасной болезни большинство жителей планеты.

Прививка как гарантия жизни

Едва ли не самым удивительным свойством противостолбнячной вакцины является то, что она показана даже тем, кому довелось переболеть столбняком. Эта странность объясняется тем, что самой большой порции токсина Clostridium tetani, которую может пережить человек, недостаточно, чтобы в его организме выработался иммунитет к смертельному микробу. С последней задачей может справиться только столбнячный анатоксин! Поэтому в цивилизованных странах спасительная вакцинация предлагается всем без исключения.

Согласно украинскому календарю прививок первое введение столбнячного анатоксина ребенку осуществляется в два месяца (как правило, в составе комплексной вакцины АКДС). Повторная вакцинация (ревакцинация) проводится в 4, 6 и 18 месяцев, затем в 6 и 16 лет. После этого напряжение противостолбнячного иммунитета должно поддерживаться ревакцинацией через каждые 10 лет. Увы, для большинство наших сограждан, да и европейцев в целом, исправное следование календарю прививок завершается вместе с окончанием школы. Исключение составляет только небольшая категория людей, чья профессиональная деятельность связана с повышенной травмоопасностью (военные, спасатели, пожарные и т. д.).

Такая беспечность ведет к тому, что даже в высокоразвитых странах столбняком заболевают до 1 тыс. людей в год. Особенно часто страдают люди старшего возраста — ведь чем больше лет прошло с момента последней ревакцинации, тем больший вред организму способна нанести столбнячная палочка. При развитии же первых симптомов болезни положение становится критическим. Это объясняется тем, что даже при условии адекватного лечения у пожилых пациентов часто не выдерживает сердце. Так, за последние пять лет смертность от столбняка в Украине составила порядка 60%. Статистика специализированных клиник Европы и США несколько более оптимистична: там удается спасти 55–60% заболевших.

Именно поэтому любые травмы, полученные при работе на дачном участке и вообще на природе, необходимо как можно быстрее промыть и обработать антисептиком. После чего более чем желательно показаться врачу. Ведь это как раз тот случай, когда своевременное назначение противостолбнячной сыворотки может стать буквально гарантией жизни.