Пиррова победа. Как посадка наркобаронов ударит по добропорядочным гражданам
Почему обычная на первый взгляд, хотя и довольно масштабная, международная операция против наркоторговли так важна для понимания нашего будущего
В ходе глобальной полицейской операции 16 стран провели 700 рейдов и задержали более 800 подозреваемых, изъяв 8 тонн кокаина и более 48 млн долларов наличными и в криптовалюте. В числе стран-участниц операции — Австралия, Австрия, Швеция, Дания, Эстония, Литва, Норвегия, Новая Зеландия, Великобритания, Германия и США.
Брешь в безопасности
Масштаб и глобальность этой акции, конечно, впечатляют — но еще сильнее впечатляет ее техническая часть. Для проникновения в тайны преступных сообществ был специально разработан супербезопасный телефон с особым программным обеспечением. Но в этой непробиваемой стене намеренно была оставлена лазейка.
Все началось с того, что в 2018 году ФБР прикрыло зашифрованную сеть смартфонов Phantom Secure, и арестовало ее генерального директора и разработчика. Ранее, в течение, как минимум, десяти лет, Phantom Secure использовали различные ОПГ. Среди многих функций этих телефонов была возможность удаленно стереть информацию на них.
Закрытие Phantom Secure породило свободную нишу, которую и решило заполнить ФБР, использовав таланты и умения посаженного разработчика. За довольно скромную сумму, плюс возможность сокращения тюремного срока он согласился сотрудничать. Так началась операция Trojan Shield. Уже в октябре 2018 года к дистрибьюторам поступили первые 50 телефонов типа ANOM.
В дальнейшем ANOM сознательно поставлялись на рынок небольшими партиями, с тем, чтобы создать их искусственный дефицит и вызвать ажиотаж. Услуга была очень недешевой: помимо стоимости самого устройства стоимость его привязки к "безопасной" сети составляла $3,4 тыс. в год. При этом 100% пользователей ANOM из первой партии использовали их для участия в преступной деятельности.
Данные накапливались три года, выявлялись связи и собирались доказательства. И вот, наконец, настало время пересажать всю компанию. Компания же получилась очень большой: всего ФБР, взаимодействуя с правоохранителями по всему миру, внедрило 12 тысяч устройств в 300 преступных групп из более чем 100 стран.
Новая эпоха
Понятно, что система ANOM при этом рухнула — но кто-то ведь должен сейчас занять ее нишу? Интересно, кто попробует это сделать, и кто из претендентов выйдет победителем? Не станет ли им одна из ОПГ, которой удастся сравнять счет, подсунув уже государственным органам своего троянского коня? А где-то сбоку, наблюдая за этим, будут тихо посмеиваться ТНК.
Хотя троянский конь – старое изобретение, его идея вечна. Столь же стары соревнования меча/стрелы/снаряда и брони, но они уже имеют свой предел, исчерпываясь, когда сама постановка вопроса в прежней форме теряет смысл. Так, изобретение ядерного оружия и авианосцев прервало линию бронированных артиллерийских кораблей, оставив немногим сохранившимся из них крайне узкую нишу возможных задач.
Ровно то же происходит сейчас и с передачей секретной информации. Мы подходим к ситуации, когда все, что передано электронными средствами, априори будет нужно считать разглашенным публично. Впрочем, в эпоху возрастания мощи искусственного интеллекта, уже способного составить психологический портрет объекта по его походке и выражению лица, спрогнозировав также и ближайшие намерения, тайна и умолчание вообще утрачивают смысл. На смену скрываемым фактам приходят скрываемые системные знания. На смену тайным операциям – манипуляции общественным мнением. И если накладные расходы, связанные с нелегальной торговлей наркотиками, постоянно растут, то в тот момент, когда они превысят расходы, необходимые для продавливания их легализации на законодательном уровне, наркосиндикаты выйдут из тени, превратившись в респектабельных лоббистов. Любая нелегальная деятельность, если она достаточно доходна, а ее запрет не приносит еще больших доходов, уже сегодня может быть легализована в любой стране, где система власти завязана на всеобщем избирательном праве. Остаются, правда, автократии и диктатуры, но и для них имеется набор не менее эффективных приемов.
Компьютерная безопасность, как и безопасность линий связи, уходит при этом в узкие, малодоходные ниши. Обычный же человек оказывается совершенно беззащитен, притом, вдвойне: как перед сборщиками данных, так и перед всемогущей BigData, подкрепленной ИИ.
Таким образом, сенсационная операция, осуществленная Глобальной Полицией на общемировом уровне, едва ли может стать поводом для радости. Скорее, она дает повод задуматься о том, где еще в нашем мире остались места, в которых возможно сохранить хотя бы толику приватности и личной свободы, поставив барьер от навязчивых контролеров. Мы стремительно мчимся к оруэлловскому обществу, в котором даже сугубо приватная мысль, не высказанная публично, может стать уголовно наказуема.