• USD 42
  • EUR 43.6
  • GBP 52.6
Спецпроекты

Магия из машины. Как взаимодействие с ИИ изменит человечество

В противостояние науки, выросшей из доктринальной религии, и магии, основанной на поисках эмпирических связей между разнородными явлениями, входит третья сила

Искусственный интеллект способен напрямую работать с большими массивами данных, а человек – нет
Искусственный интеллект способен напрямую работать с большими массивами данных, а человек – нет / Depositphotos
Реклама на dsnews.ua

С социокультурной точки зрения Средневековье было эпохой борьбы за рациональную картину мира. Античный рационализм, сложившийся в Греции и подхваченный Римом, оказался утрачен при расширении империи по причине притока чужеродного населения. Усложнившийся мир утратил былую ясность и целостность для старых римлян – для новых же он никогда ее и не имел. И ergo ("следовательно") шаг за шагом сменило non ("не") между рost hoc ("после этого") и propter hoc ("вследствие этого").

Сегодня этот цикл повторяется на наших глазах. Следом за крахом мультикультурализма нас накрывает магический ренессанс, осложненный техническим прогрессом. Формальное знание не помогает, если картина мира разбивается на множество не связанных между собой осколков. Растерянные люди, не умеющие сложить их воедино, совершают поступки, едва ли возможные в нормальной для них обстановке: от заряжания воды у телеэкрана до вручения своей судьбы в руки шутов и психопатов, мучимых подростковыми комплексами и жаждущих власти для их компенсации.

Все это случалось множество раз, по всему миру и в разные эпохи, но сейчас такие действия уже вполне однозначно и прочно обрели характер глобального тренда. Это и есть возврат в Новое Средневековье.

Возвращение магии

Первым звонком стала фэнтези, сменившая научную фантастику. Общество, уставшее от рационального взгляда в будущее и сурового настоящего с крайне ограниченными для среднего человека перспективами, сформировало спрос на уютную виртуальную реальность, в то время еще чисто книжную.

Как и все культурные революции XX века, этот процесс начался из США, сразу после окончания "золотых пятидесятых", когда американская мечта стала терять почву под ногами. Конечно, признаки усталости от реальности есть всегда и в любом обществе, но с середины 1960-х пересмотр ценностей от рационально-индивидуалистических к первобытнообщинным стал входить на Западе в тренд. В остальной же части мира пересматривать было нечего, поскольку эпоха Возрождения их не коснулась. Идеи Возрождения на мировой периферии были переосмыслены на доступном там уровне: так, противостоящий Западу вульгарный псевдомарксизм слаборазвитых стран — это всего лишь карго-культ, порожденный столкновением первобытного магического мышления с непостижимой для него европейской рациональностью.

Реклама на dsnews.ua

Глобализация и порожденная ей миграция больших масс полудикого населения мировой периферии в цивилизационный центр, вкупе с усложнением доктринального описания мира, ускорили этот процесс, придав ему обвальный характер. Как и на исходе эпохи Рима, и по тем же в целом причинам, мир вступил в начало новых Темных веков. Науки, изучающие общество, в основном уже деградировали до уровня культов, оперирующих слабо связанными между собой фрагментами реальности. Процесс культурной деградации, запущенный элитами для более надежного контроля над массами, постепенно ведет и к деградации самих элит.

Все это довольно очевидно и отчетливо наблюдаемо сегодня. Но в новом цикле варварства появился и новый игрок – искусственный интеллект. И, если рабы в Древнем Риме брали на себя физический труд, избавляя от него свободных плебеев на хлебном пособии, то ИИ готов избавить современный плебс на универсальном базовом доходе и от рутинного интеллектуального труда. 

Очевидных примеров тому уже довольно много: от роботов-цензоров, обуздывающих страсти толп и формирующих их совокупное мнение и вкус на благо владельцев соцсетей, до виртуальной реальности, становящейся все совершеннее и бросающей вызов унылому оффлайну. Но есть в этом процессе и неожиданные повороты.

Новый компьютерный алгоритм, разработанный Хун Цинем из Принстонской лаборатории физики плазмы (PPPL) Министерства энергетики США (DOE) способен делать точные прогнозы, переходя от набора вводных до набора выходных данных, минуя теорию.

Логика его работы описана в статье, опубликованной в Scientific Reports, и, в принципе, доступна для понимания всем, кто изучал базовый вузовский курс высшей математики. Алгоритм, точнее, тандем из двух алгоритмов, организует обучение на опыте, но обобщает его не в виде теорий, а как набор эмпирических функций, естественно, довольно большой и недоступный в связи с этим для прямого использования человеком. Здесь ярко проявляется принципиальная разница между искусственным и человеческим интеллектом: ИИ способен напрямую работать с большими массивами данных, а человек – нет. Для минимизации числа факторов, одновременно удерживаемых в поле зрения, люди прибегают к теориям и огрубляющим обобщениям.

Метод Хун Циня оказался вполне универсальным и уже используется в астрономических расчетах, а также для управления экспериментальным термоядерным реактором. Нет оснований думать, что он не подойдет для решения любой задачи, поддающейся серии экспериментальных проверок, достаточной для обучения ИИ. При этом речь не идет о переборе вариантов. Алгоритм способен обойтись минимальным количеством обучающих шагов.

Ещё один замечательный пример такого же рода — набор алгоритмов, получивший название "Машина Рамануджана", способный выявлять существующие взаимосвязи между числами, не доказанные теоретически. Эта виртуальная машина, описанная в Nature, и доступная для всех желающих на сайте RamanujanMachine.com, заявлена ее разработчиками как вспомогательный инструмент. Но при высокой достоверности прогнозов она может быть использована для непосредственного поиска решений, применимых практически, хотя и не имеющих теоретического обоснования.

За пределами возможностей человека

Казалось бы, какое отношение имеет к этому магия? Самое прямое.

Что, по сути, представляет собой научная теория или предшествующая научному познанию религиозная доктрина? Это упрощение реальности и гиперболизированное выделение некоторых ее черт для построения упрощенной модели мира, доступной ограниченному воображению человека. Полученные таким образом "законы природы" или "закон Божий" (что, по большому счету, одно и то же) используются затем для выработки успешных стратегий поведения. Но в действительности у природы нет никаких отдельных законов. Она – единый сложный процесс, связанный общей логикой по принципу блокчейна. Иной вопрос, что люди в силу своей ограниченности могут познавать этот процесс лишь небольшими кусочками. Таким образом, "сферический конь в вакууме" как грубая модель, лишь очень отдаленно отражающая реальное положение дел, является основной тягловой силой в любом научном исследовании – как, впрочем, и в теологическом, если речь идет о доктринальной религии.

Магия устроена принципиально иначе. Магия и знахарство — это набор функций, без задачи сведения его в единую систему, поддающуюся общему описанию в вообразимых для человека образах.

Первоначально технический прогресс был тесно связан с научным познанием. Но по мере увеличения объема человеческих знаний и усложнения теорий эта связь стала ослабевать. Многие ли пользователи компьютеров представляют себе, хотя бы в общих чертах, как работает дружественный человеку интерфейс, совершенно не вытекающий из компьютерной архитектуры как таковой? Тем не менее, даже становясь элитарным и узкоспециализированным, техническое знание несло в своей основе научный способ описания мира.

И, вот, похоже, этому настает конец. Искусственный интеллект принципиально меняет правила игры, делая возможным иной метод познания, основанный на прямом анализе объемов данных, даже отдаленно недоступных человеку. Естественно, что такие алгоритмы будут становиться все более совершенными. Вместе с тем, с большой долей вероятности можно предсказать, что алгоритмы, разработанные ИИ второго поколения, программированием и обучением которых будет заниматься первое поколение ИИ, будут недоступны для понимания человеком в принципе. В этот момент человечество и упрется в магический "черный ящик", который окажется черным дважды, поскольку принципиальная непознаваемость человеком законов нового мира усилит позиции адептов антинаучного, антирелигиозного, если речь идет о доктринальном изучении религии и, по сути, антирационального культурного бунта, начало которого мы наблюдаем сегодня.

Первой такой попыткой стал 1917 год в России, но она провалилась, не имея достаточной технологической и материальной базы. Зато в США, на старте третьего десятилетия XXI века, все необходимое уже есть, и новая попытка, вероятно, будет удачной. Это означает, что нас ждут высокотехнологичные Темные века, причем, воронка культурной деградации неизбежно всосет в себя следом за современным плебсом и современных патрициев.

Все это, безусловно, не носит случайного и стихийного характера, но не является и следствием мирового заговора. Взаимодействие технологического центра с отсталой периферией: упершегося в пределы роста капитализма с архаичным феодализмом, вступившим в период ренессанса, когда в результате серии НТР перед ним открылось новое окно возможностей, породило их сложный синтез, корпоратократию, набирающую мощь на наших глазах. Финансовые и технологические лидеры, вставшие во главе этого процесса, успешно используют магическую дерационализацию как орудие захвата власти и подавление сопротивления, причем, особенности технического прогресса в настоящее время благоприятствуют этому.

Будет ли следующий цикл? Несомненно, да. Новые Темные века с железной закономерностью породят и высокотехнологичное Средневековье как эпоху поиска путей синтеза человеческого и искусственного интеллектов, что на очередном витке цикла развития приведет к возрождению доктринального научного познания. Правда, это случится уже на совершенно новой базе и на уровне, который люди с мышлением биологического типа не смогут себе даже представить.

Передовая часть человечества, сумевшая первой обрести синтетическое сознание, объединенное с ИИ, станет новой элитой, которая запустит посткорпоративный цикл развития и займет наилучшие места в новом мировом раскладе. Все остальные вступят в очередной цикл догоняющего развития, с разной степенью успешности, а те, кто в силу разных причин не смогут преодолеть биологические ограничения человеческого интеллекта, постепенно исчезнут, как исчезают сегодня отсталые племена, не сумевшие выйти из каменного века.

    Реклама на dsnews.ua