• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

"Слово пацана". Что не так с критиками сериала

На культурном фронте жарко. Здесь борются против российского сериала, о котором почти никто не узнал бы, если бы не призывы его не смотреть

Реклама на dsnews.ua

Если украинские школьники узнали о российском сериале "Слово пацана" Жоры Крыжовникова из Тиктока, то старших зрителей настойчиво просветили бескомпромиссные бойцы культурного фронта. Ты открывал твиттер и немедленно получал информацию о том, какой телевизионный продукт ни в коем случае нельзя смотреть, каждый ютуб-блогер считал своей обязанностью напомнить тебе, что существует такой сериал. В свою очередь, ютуб уже подтягивал российские ролики о сериале – здесь функцию интернет-рекламы брали на себя оппозиционные медиа. Ибо если в Украине "Слово пацана" считалось одной из составляющих кремлевской пропаганды, многие российские чиновники наоборот стремились запретить фильм Крыжовникова, поскольку он явно отличается от всего, что в последнее время снималось в России. "Оппозиционные" СМИ рассказывают о власти улицы, недоверии к государственным институтам и т.п., выдавая желаемое за действительное.

Но в том и дело, что "Слово пацана" о чем-то совсем другом, это как машина времени без тормозов и управления, которой плевать не только на правила дорожного движения, но и законы физики. И каждого, кто стремится указать, куда нужно двигаться, садясь за руль, она сбрасывает, будто намекая – нам не по дороге.

Из всего потока информации можно было составить следующее мнение о сериале: он пропагандирует блатную романтику и АУЕ, рассказывает о 90-х и, по сути, есть ни больше, ни меньше, чем "Бригада 2.0". Все это вместе и отдельно – полная ложь. Журналисты и блоггеры скорее всего либо не видели сериал вообще, либо присмотрелись к какому-то моменту, после чего решили поскорее оседлать волну хайпа.

На самом деле

Начнем с названия - "Слово пацана. Кровь на асфальте". Даже те, кто не видел ни одного кадра из сериала, уже вроде бы были в курсе, о чем он: пацаны, блатная романтика, брат за брата и т.д.

Но дело в том, что название не просто саркастическое, а максимально издевательское. Фильм снят по книге Роберта Гараева "Слово пацана". Писатель, хоть в подростковом возрасте и являлся членом казанской группировки, заявляет: "Я не выступаю за пацанское". Кстати, НТВ, являющиеся одним из заказчиков сериала, в свое время сделали целый репортаж против книги Гараева в рамках компании запрета АУЕ.

В фильме зрителю показывают, что слово пацана – это фикция, оно ничего не стоит. И это не просто сакраментальное "слово пацана – только для пацанов". Мы видим, как правила и законы этой почти блатной жизни постоянно меняются, здесь нет основания. Например, "пацаны ногами не бьют", но если очень нужно, то почему бы и нет? Пацаны не насилуют, особенно несовершеннолетних. Но в какой-то момент член одной из банд уверяет девочку "Здесь тебя никто не тронет, слово пацана". Она повторяет это за ним как мантру, но оказывается, что слово расходится с делом.

Реклама на dsnews.ua

Что касается претенциозного "Кровь на асфальте", оно имеет два смысла. Районные группировки боролись за асфальт — именно так разделялись зоны влияния. Второй смысл пародийный и связан с тем, что в сюжете фигурирует видеосалон, а один из популярных фильмов того времени – "Рэмбо. Первая кровь". К тому же брат главного персонажа – ветеран афганской войны, а герой Сталлоне соответственно – вьетнамской.

Привязывать сериал к группировке "Вагнер" и тому факту, что на сегодняшний день большую часть российских военных представляют зеки – тоже кажется притянутым за уши. "Слово пацана" — это не "Сволочи", которые являются почти римейком на американскую "Грязную дюжину".

К тому же казанский феномен был связан не столько с криминализацией, сколько с урбанизацией и наплывом сельских жителей в город. В селах и не только русских, а во всем мире, существовали потасовки "стенка на стенку" и нетерпимость к чужакам. В Казани того времени строились заводы и новые здания. И в результате количество группировок перевалило за 100. По сути, одно здание уже могло быть бандой. "Голос Америки" сравнивал Татарстан 80-х с Чикаго 30-х годов.

Разговоры о 90-х тоже не отвечают тому, что происходит в сериале. Перед нами классические 80-е. Именно тогда в уличных бандах появляется дисциплина – почти ежедневные тренировки, запрет на курение, алкоголь и наркотики. Это, кстати, одно из отличий от тюремного мира. И вообще к "ворам в законе", в том числе и в Украине, группировки относились по-разному. Не всегда с уважением, а иногда могли убить.

"Бригада", "Бумер", "Брат" и другие российские блокбастеры хоть и упоминаются в разборах сериала, на самом деле не имеют к нему никакого отношения. Если вы хотите искать аналоги, следует обратиться в советское кино конца 80-х. В "Слове пацана" упоминаются "Асса" и "Маленькая Вера", но мы говорим о тех, которые на сегодняшний день почти забыты, но гораздо сильнее пересекаются со "Словом пацана" — "Меня зовут Арлекино", "ЧП районного масштаба", "Чучело", "Авария – дочь мента" и другие. Сцены изнасилования, травля, противостояние с московскими неформалами, развратные комсомольцы в бане – сериал Крыжовникова вроде бы дублирует эпизоды из тех фильмов. Интересно, что зритель попытался поскорее забыть перестроечное кино, которое тогда называли "чернухой". Теперь же сериальный "беспросвет" бьет все рекорды по популярности.

Стоит ли смотреть фильм украинцам?

Давайте сразу снимем вопросы финансирования врага и будем рассматривать пиратский вариант. Здесь двух мнений не может быть – нет, не стоит.

Просто заметим, что удивительно: те, кто запрещает смотреть "Слово пацана" другим, сами его посмотрели. И немного непонятно, почему они считают, что одни имеют иммунитет к русскому, а другие нет. При этом они не профессиональные кинокритики, перед нами просто "бойцы культурного фронта" или люди, которые выбивают себе гранты, чтобы обучать других медиаграмотности.

Есть те, кто сериал не смотрел и просто выступает против всего российского. Это правильная позиция, если бы они не переходили к долгому анализу того, чего не видели и в чем не разбираются. Когда вам говорят, что вы увидите "Бригаду 2.0", кремлевскую пропаганду, романтизацию бандитизма и т.д., а вы видите вообще совсем другое, кино поражает в разы больше.

Опять же, более чем правомерные разговоры о том, как можно смотреть что-нибудь российское после событий в Буче? На этот вопрос сложно ответить. Как и на тот, почему российские солдаты в свое время слушали Муцураева (а сегодня его слушают украинцы). Или почему наши воины слушали "Лето и арбалеты" о вагнерах?

Наверное, нужно просто подходить к этому с практической точки зрения. Наконец, самым важным остается физическое уничтожение врага, другие вопросы каждый должен решать для себя самостоятельно.

Одновременно существует иллюзорное мнение, что если сериал показывает период распада Советского Союза и есть какое-то сечение в настроениях того времени и сегодняшних, может быть, он является предвестником распада России. В самом деле, о таких вещах лучше меньше думать и смотреть на факты. Уже были те, кто пытался провести параллели между войной в Украине и войной в Афганистане, но хотя российские потери в несколько раз больше советских, война не останавливается, и ничего не распалось.

Также спекулятивно выглядят любые размышления о том, пошли бы герои сериала воевать против Украины или нет. Все эти фанфики бессмысленны. Во-первых, четвертую стену в сериале ломают только двое – и оба они мертвы. Во-вторых, в одном из эпизодов нам дается краткая справка с датами смерти пацанов – почти никто из них не дожил до настоящего времени.

Чем "Слово пацана" отличается от того, что мы видели раньше

Понятно, почему понимающие русский язык подростки смотрят сериал. Существует много западной продукции для подростков и про подростков, но в Украине ничего подобного не снималось. Собственно, такая же ситуация и в России.

Но перед нами не обычные подростки – это криминальный мир. А кинематограф о бандитах – это то, что интересно людям всех возрастов. И здесь обычно должна звучать фраза, мол, зачем вам смотреть российское, если есть такие замечательные фильмы как "Крестный отец", "Банды Нью-Йорка", "Долгая страстная пятница" и т.д.?

Говорить не хочется: "Слово пацана" — действительно, хороший сериал со своим ноу-хау. Обычно все кино о бандитах – это набор тропов. Существует нечто общее между якудзами Такеши Китано, персонажами Мельвиля, бандитами Джона Ву и героями Хамфри Богарта. Так же пересекаются и сюжетные тропы. К примеру, почти в любом криминальном фильме наступает момент, когда один из героев сдает других членов банды.

Он может быть просто трусом, пошедшим на сделку со следствием, но чаще всего используется формула Джона Сильвера: избавиться от конкурентов или товарищей, чтобы общак достался тебе одному. Это происходит в "Мистере Аркадине" и "Третьем человеке", этот троп появляется в "Однажды в Америке" и "Обычных подозреваемых". А поскольку в "Слове пацана" есть такой персонаж как Ильдар Юнусович – милиционер, постоянно занимающийся вербовкой подростков, то ожидаешь, что один из банды сдаст остальных.

Но все выглядит гораздо интереснее, когда авторы занимаются не воспроизведением тропов, а их инверсией. Первые несколько серий "Слово пацана" строит динамичный, увлекательный мир – здесь помогает и монтаж, и музыкальное сопровождение. А потом начинает показывать его изнаночную сторону. Это похоже на то, как действует алмаз в "Синей птице" Метерлинка, демонстрируя нам скрытую сущность вещей. И дело не в том, что все герои нравственно-серые. Зрители показывают, почему персонажи поступают именно так, чего они боятся, что их мотивирует, и все, в чем они не вписываются в представленные образы. Все они люди, которые идут по своему пути, а не по пути архетипа.

Можно сказать, что каждый персонаж сериала – колоритный, но только один оказывается настоящим, полностью сформированным человеком, не пытающимся продвигать какую-нибудь выдуманную идентичность. И этот человек сдает всех.

Марат – первый пацан, которого мы видим в сериале. Его брат – лидер банды. Марат знает все расписания и уклады, как, когда и с кем нужно обращаться. Он может отчетливо рассказать историю казанских группировок. И хотя понятно, что Марат совсем не глуп, иногда создается ощущение, что живет он не своим умом, а исключительно по пацанским понятиям.

И так продолжается до тех пор, пока не насилуют девочку, в которую он влюблен. А члены его группировки не только не защищают ее, но объявляют испорченной, травят и доводят до самоубийства. Потому что по понятиям с ней нельзя целоваться, пить из одной бутылки, есть из одной посуды и взаимодействовать в принципе.

Дело не в том, что мир Марата после этого рушится. Просто сам Марат внутри себя гораздо сложнее, чем мир снаружи. Он пришел в группировку не потому, что ему нужна была защита (его брат и так был лидером банды) или деньги (он из обеспеченной семьи). Как мы понимаем уже в конце сериала, Марат – настолько непростой человек, что ясный и четкий уклад пацанской жизни был для него средством справиться с самим собой.

А теперь ему искренне безразлично, что о нем думают бывшие друзья и сама идея быть изгоем его не пугает. Единственный человек, которому он готов хотя бы чуть-чуть раскрыться – Андрей, неофит в группировке. Потому что Андрей пожал ему руку, хотя Марата на тот момент уже "отшили".

Как только Марат видит несоответствия и трещины во всей этой жизни за понятиями, тут же, не задумываясь, уничтожает его – открыто сдает всех. Ему безразлично пренебрежение бывших товарищей, упреки милиции "ты хочешь нас использовать". Когда ему говорят, что для наказания насильника нужно вступить в комсомол, то выясняется, что историю ВЛКСМ Марат может изложить так же четко, как историю казанских группировок. И нет особой разницы: пришиться в группу или вступить в партию – и там, и там форма преобладает над содержанием. Даже основной принцип у них тот же: большинство всегда право. Кстати, в сериале звучит очень приятная аранжировка песни 80-х, спетая Бастой, который в свое время появился как "Ноггано" – тоже когда-то говорил о понятиях, а сегодня стал обычным кремлевским музыкантом.

В одной из первых серий Марат говорит инспекторке по делам несовершеннолетних, что мои пацаны всегда постоят за меня, наши женщины всегда под защитой. Но оказывается, что в государстве, где все построено на лжи, даже движения, которые этому государству противостоят или пытаются существовать параллельно – такие же лживые. Милиционер Ильдар может дать слово пацана, а может слово офицера - и так же просто их нарушить.

Печально, что Украина в войне с Россией испытала то же, что и Марат: россияне насилуют, убивают, грабят, устраивают геноцид, но свободный западный мир не особенно спешит нам помогать и тем более защищать. Все демократические сентенции – это просто хорошие слова. Возможно, успех сериала в Украине как раз связан с тем, что он отвечает общему настрою разочарования, а не потому, что так хочется потреблять российское.

    Реклама на dsnews.ua