Сиротство по-европейски. Как Украина сэкономит на ликвидации системы интернатов

Решение Украины отказаться от приема детей в интернаты полностью соответствует аналогичной практике стран Евросоюза
Фото: volynnews.com

С Международного дня защиты детей (1 июня) украинское общество сотрясает резонанс, вызванный заявлением и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун о прекращении приема малолетних детей в дома-интернаты с 2020 г. К сожалению, не все сумели верно оценить значение этой позитивной новости, вообразив, что буквально через полгода никому не нужные сироты будут предоставлены сами себе и начнут сбиваться в банды беспризорников.

А ведь все обстоит с точностью до наоборот. Детские дома-интернаты, на упразднение института которых нацелена текущая реформа, являются типичным наследием убогого советского прошлого, которое тормозит развитие общества, нацеленного на защиту таких демократических ценностей, как свобода и развитие личности.

Осознанная необходимость перемен

Необходимость принципиально менять систему интернатов в нашей стране возникла не сегодня. Впервые речь об этом пошла в 2011 г., когда Украина четко задекларировала желание сблизиться с Европой. Тогда выяснилось, что перед нами стоят те же вызовы, на которые прежде пришлось отвечать Польше, Чехии, Румынии, Болгарии. Иначе говоря, бывшим соцстранам, где были выстроены сходные с советскими модели учреждений интернатного типа.

Их общим недостатком являлась крайне низкая способность выпускников к последующей социализации. Лишь 10% бывших детдомовцев могли полноценно войти в общество как с точки зрения достижения успеха в профессиональной сфере, так и в семейной жизни. Это, в свою очередь, провоцировало появление новых обездоленных малышей, также попадавших в жернова интернатов. В итоге получался замкнутый круг: чем больше средств государство вкладывало в расширение данной системы, тем большее число детей в ней оказывалось.

И самое главное, на остановку этого "маховика сиротства" требуются годы, если не десятилетия. Первой в этом убедилась Польша, которая в 1990-х начала деинституционализацию ущербной системы интернатов за счет построения новой системы социальных услуг, целью которой стала профилактика детского неблагополучия. Например, определение ребенка в приемную семью или реинтеграция в биологическую семью. Или в крайнем случае обеспечение приближенной к семейной формы воспитания — для развития у него умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Тем не менее, невзирая на комплексные усилия, в детских домах бывших стран соцлагеря сейчас воспитывается порядка 0,5% всего детского населения, тогда как у старых членов этот показатель составляет 0,1%. Для сравнения: в Украине в интернатах различного типа находится 1,5% всех несовершеннолетних граждан.

В их интересах и была разработана утвержденная в 2017 г. Национальная стратегия реформирования системы институционального ухода и воспитания детей на 2017–2026 гг. Первый ее этап уже благополучно завершен. Сейчас мы вошли во второй, рассчитанный на пятилетний период с 2019 по 2024 гг. К завершению третьего планируется достичь целевых показателей в 0,5%, которые сейчас стабильно демонстрируют члены ЕС из бывшего соцлагеря.

Между "было" и "стало"

По данным, приведенным уполномоченным президента по правам ребенка Николаем Кулебой, в настоящий момент в Украине работает 751 детское учреждение интернатного типа. Общее число их воспитанников составляет 106 тыс. При этом настоящих сирот, то есть малышей, потерявших обоих родителей (в том числе по причине лишения родительских прав), среди них чуть больше 8 тыс. Остальные оказались оторванными от семьи по разным причинам, большинство из которых лежит в социально-культурной плоскости.

К этому выводу исследователей привела статистика сиротства по различным регионам нашей страны, собранная еще до начала реформы. Согласно полученным в 2011 г. данным в Западной Украине среднее количество интернатных детей не превышало 0,5% (то есть соответствовало западным стандартам), тогда как в восточных областях этот показатель местами выходил за 2%. Соответствующую карту детского неблагополучия 10 июня 2011 г. на семинаре-практикуме "Семья для каждого ребенка" представила сопредседатель правления Всеукраинской общественной организации "Служба защиты детей" Людмила Волынец.

Интересно, что эта карта невольно заставляет вспомнить историю Украины. До включения в состав СССР в украинской культуре существовали вековые традиции опекунства общины (как светской, так и церковной) над сиротами или детьми родителей, неспособных выполнять свои обязанности. Сам факт оставления этой категории сограждан без помощи мог покрыть позором всю общину. Начало искоренению данной социальной практики положил введенный большевиками законодательный запрет на все виды благотворительности. Но так как западные области все равно упорно стремились к максимально полному сохранению аутентичных украинских обычаев, их влияние может быть критически важным и в данном аспекте.

В зависимости от возраста и состояния здоровья домами для лишенных родительской опеки детей в 2018 г. становились интернаты разного подчинения. 580 из них относятся к сфере образования, 39 — здравоохранения, а оставшиеся 132 принадлежит к системе социальной защиты. При этом самые серьезные подвижки, связанные с деинституциализацией домов-интернатов, по-прежнему наблюдаются в так называемых детских приютах. Так, если в 2011 г. в Украине насчитывалось 113 соответствующих заведений, которые смело можно назвать постсоветскими, то уже в 2016-м их осталось всего 42. Принятие текущей программы реформы этот процесс только подстегнуло.

В качестве альтернативы дети, оставшиеся без родительской опеки, направляются в так называемые дома семейного типа или патронатные семьи, где им обеспечены не в пример более подходящие условия для всестороннего развития. Как следствие, уменьшилась и нужда в содержании специальных школ-интернатов для детдомовцев. За тот же период, с 2011 по 2016 гг., их количество сократилось более чем втрое (с 77 до 23).

Внимание на семью

Даже самые идеальные детские дома не решают задачу принципиального уменьшения числа "государственных" детей в целом. Это значит, что центральной проблемой новой социальной системы становится не передача малышей в хорошие руки, а работа с семьями, готовыми дистанцироваться от опеки над собственным ребенком. Тем более что чисто с экономической точки зрения грамотная финансовая помощь отдельной ячейке общества приносит несравнимо более высокую отдачу, чем те же средства, отданные системе интернатов.

Так, согласно расчетам, озвученным директором благотворительного фонда "СОС Детские городки Украины" (входит в международную неправительственную организацию SOS Children's Villages International), каждая гривня, вложенная в сохранение потенциальным интернатником родной или, как говорят юристы, биологической семьи, впоследствии возвращается в экономику в восьмикратном размере. Для приемных семей этот показатель уже снижается примерно до 1:1. Интернаты же, увы, неизменно убыточны.

В свою очередь, адресная помощь семье, где находится рискующий утратить опеку ребенок, может заключаться не только в регулярных "детских" выплатах, аналогичных таковым для интернатов, но и в оказании (или оплате) специализированных услуг по организации обучения или лечения ребенка, особенно с инвалидностью. Кроме того, нуждающаяся в индивидуальной социальной поддержке семья обязательно получит психологическое сопровождение, благодаря которому могут решаться даже вопросы организации отдыха для "трудных" родителей.

Особенно приятно, что деинституциализация системы интернатов не означает безработицу для тех, кто трудится в ней сегодня. Напротив, при желании именно они и станут ядром новой комплексной соцслужбы по профилактике сиротства. Залог этого — многие приобретенные знания, которые после определенной переподготовки могут быть наиболее эффективно применены в новой практике.