• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Сергей Жадан: Дело не в политической силе, я просто не хочу в парламент

"ДС" поговорила с писателем Сергеем Жаданом о новом романе, роли в фильме "Чубай. Говорити знову" и нежелании идти в политику

Сергей Жадан
Сергей Жадан / УНИАН
Реклама на dsnews.ua

Вряд ли Сергей Жадан нуждается в особом представлении — он один из самых успешных и узнаваемых современных украинских писателей. Он не боится экспериментировать и пробует себя в разных сферах — и это всегда находит отклик аудитории. Его романы раскупают в магазинах, цитаты из стихов печатают на футболках, он собирает полные залы на литературные чтения и концерты "Линии Маннергейма" и "Жадана и Собак". Роман "Ворошиловград" (книга года ВВС в 2010 году) получил экранизацию — "Дикое поле". Жадан пишет пьесы и либретто для оперы, лирику и прозу, вместе с Олегом Сенцовым и Егором Соболевым ведет проект "Все о единорогах" на Youtube, выступает в роли интервьюера в проекте "Говорит Жадан" и является ведущим волонтерского радио "Тризуб ФМ ". Кроме того, он занимается благотворительной деятельностью на Донбассе.

Найти окно в напряженном графике Жадана непросто. "ДС" пообщалась с писателем в формате письменного интервью.

О литературе и музыке

"ДС" Знаю, что вы продумываете новый роман. О чем он будет?

С.Ж. Скорее всего, он будет об отношениях. И еще там будет вода. Много воды и зелени.

"ДС" Весной у вас вышел сборник "Список кораблей". Многие тексты в нем связаны с войной на Донбассе, с военным контекстом. Лично мне этот сборник кажется попыткой наладить диалог, открыть дверь к пониманию. А чем он является для вас?

С.Ж. Для меня это, скорее, возможностью поблагодарить. Вспомнить и поблагодарить. Это такое прощание со временем, с большим куском жизни. Прощание, за которым стоит не так ностальгия или печаль, как свет и нежность.

Реклама на dsnews.ua

"ДС" Часто говорят, что роман "Интернат" — это роман о войне. Для меня это роман о выборе. В то же время, в своих интервью вы говорите, что это роман о вере. Так чего же в нем больше всего — войны, выбора или веры?

С.Ж. Мне кажется, эти вещи не противоречат друг другу. Война как явление пограничное, ненормальное, так или иначе связана с такими вещами, как вера или выбор. Поэтому эта книга и о выборе также. И о вере. Ну и о войне, конечно. Выбор в этом случае из чего-то проистекает, чем-то так или иначе обусловлен. Возможно, именно верой.

"ДС" Вы смело беретесь за различные жанры литературы — от журналистских колонок до либретто, от стихов до романов, от текстов песен к театральным пьесам. Какой жанр для вас самый интересный?

С.Ж. Самое интересное — это лирические стихи. Но колонки о политике тоже можно писать в виде лирических стихов. Для меня это все отношения с языком, жанр при этом не так важен.

"ДС" Тексты песен для "Линии Маннергейма" и "Жадана и собак" очень отличаются. Первые — более экзистенциальные и философские, вторые — более актуальные, наболевшие, в чем-то даже тенденциозные. Можно ли сказать, что через два музыкальных проекта проявляются два альтер-эго Сергея Жадана?

С.Ж. Да нет, конечно. Скорее, это дополнение и наложение голосов. Мне кажется, эти тексты не следует противопоставлять, они скорее оттеняют друг друга, позволяют что-то расслышать. В идеале я бы видел эти два проекта в одном концерте в двух отделениях.

"ДС" Вы написали либретто для оперы "Вышиваный. Король Украины". Почему решили взяться за этот проект? Чем Василий Вышиваный интересен вам?

С.Ж. Вышиваный — это как раз о выборе. О выборе идентичности, о выборе украинства, о выборе веры тоже. Он чрезвычайно интересен как персонаж, о нем писать интересно. Идея возникла довольно просто — мне предложили, я согласился. Мне кажется, случай Вышиваного и сегодня актуален для нас — тех, кто ежедневно открывает для себя эту страну, определяется со своим отношением к ней, влюбляется в нее, растворяется в ней.

О кино

"ДС" Вы играете в новом фильме о Григорие Чубае — "Чубай. Говорити знову". Расскажите об этом проекте.

С.Ж. Меня пригласил Тарас Григорьевич Чубай. И Соломия Чубай тоже пригласила. Потом говорили с режиссером Михаилом Крупиевским, он рассказывал свое видение этого кино. Я, честно говоря, не уверен, что пригласить меня было хорошей идеей. Но, во-первых, очень уважаю всех, кого тут вспомнил, во-вторых — люблю Грицька Чубая. Поэтому не мог отказать себе в такой возможности. Снимали мы во Львове, съемки длились три дня. Посмотрим, что из этого получится.

"ДС" Понравилась ли Вам экранизация "Ворошиловград" — "Дикое поле"? Удалось ли отразить настроение романа?

С.Ж. Да, мне понравилось. Ярослав Лодыгин — вообще очень талантливый человек, думаю, он еще всех удивит как режиссер. Собственно, мы именно сейчас думаем о новом проекте.

"ДС" Как проходит работа над экранизацией вашего романа "Интернат"? Удалось договориться с Ярославом Лодыгиным о совместной работе над этой лентой?

С.Ж. Нет, мы не будем делать такой фильм. Будет что-то другое.

"ДС" Украинское кино уже имеет опыт переноса на большие экраны театральных представлений. К примеру, фильмами стали "В начале и в конце времен" Павла Арье и оперетта Ярослава Барнича "Гуцулка Ксеня". Уже скоро в Театре на Левом берегу состоится премьера спектакля по вашей пьесе "Хлебное перемирие". Не думали ли вы над ее экранизацией?

С.Ж. Нет, не думал. Очень хочется увидеть работу Стаса Жиркова в Театре на Левом берегу, жаль, что премьеру снова перенесли (премьера "Хлебного перемирия" должна была состояться еще в июне, но из-за пандемии коронавируса представление уже несколько раз переносили. Сейчас первый показ планируется 28 декабря. — "ДС"). И наш харьковский театр Шевченко тоже взялся за постановку этой пьесы.

О политике

"ДС" Расскажите о песне "Вова". Можно ли считать ее политическим манифестом?

С.Ж. Я ее написал год назад, после парламентских выборов. Видимо, должно было пройти определенное время, чтобы песня пошла в люди. Да — это определенная политическая декларация. Хотя ее можно просто играть под гитару, не сильно заботясь о том, кто такой Вова.

"ДС" Социологи говорят, что в обществе есть запрос на новую политическую силу, "Слуга народа", судя по результатам местных выборов, с этой ролью не справилась. Ходили слухи, что этой силой может стать новый проект с участием Сенцова и Жадана. Рассматривали ли вы создание такого проекта и готовы вообще стать политиком?

С.Ж. Нет, не рассматривал и не готов.

"ДС" Как вы думаете, насколько деятель культуры вообще может быть политиком в украинских реалиях? Учитывая уже известные примеры — от Оксаны Билозир и Михаила Поплавского до Богдана Бенюка, Русланы и Святослава Вакарчука.

С.Ж. Может, почему нет. Если имеет внутреннюю силу и четкую позицию. Политика — это, конечно, о профессионализме. Но и о характере тоже. О ценности, о позиции, о жертвенности, если уж говорить пафосно. Этими чертами могут быть наделены не только банкиры или адвокаты, поэты тоже. Главное разобраться — готов ты к этому или нет.

"ДС" Есть ли политическая сила, с которой вы были бы готовы пойти в парламент?

С.Ж. Дело не в политической силе. Дело в парламенте. Я туда не хочу.

    Реклама на dsnews.ua