С Обамой и без джиннов. Почему Салман Рушди написал роман об эре Трампа
В конце октября обладатель Букеровской премии, проклятый иранским аятоллой Хомейни за "Сатанинские стихи" писатель Салман Рушди представил на книжной ярмарке во Франкфурте новый роман Golden House ("Золотой дом") - о богатстве, авантюрах и выборах Дональда Трампа. Правда, на встрече с журналистами и блогерами, организованной Gazeta Wyborcza, Рушди заявил, что это книга не об президенте США, а о самой Америке. "Я решил написать книжку без летающих ковров и джиннов. Хватит уже магического реализма", - отметил писатель.
Салман Рушди, гражданин трех метрополий
Рушди родился в Мумбаи в 1947 г., в возрасте 13 лет эмигрировал в Великобританию. "Я писатель больших городов. Мумбай, Лондон и Нью-Йорк - это три города, которые сформировали меня как писателя. Бомбей мне очень напоминает Нью-Йорк, оба эти города переполнены людьми, а их жителей не очень любят остальная часть страны", - говорит Рушди.
В "Золотом доме" заметно увлечение обоими этими городами. Сюжет начинается в день инаугурации президента Барака Обамы, когда семья из Бомбея приезжает в Соединенные Штаты. "Я хотел описать последние десять лет истории США, - говорит писатель. - Люди сравнивают "Золотой дом с "Великим Гэтсби", "Крестным отцом" и "Загадкой тщеславия" Тома Вольфа. Я, правда, не знаю, можно ли написать книгу, которая объединила бы линии этих трех книг".
"Эта книга о США. Не о Трампе!"
В последней книге Рушди появляется высокомерный, нарциссический политик, который баллотируется на пост президента Соединенных Штатов. Не боялся ли писатель что книга, связанная с политическими событиями, быстро станет неактуальной? "Такой риск есть. Поэтому я решил сосредоточиться на живых людях, на отношениях между ними. Книга будет актуальна до той поры, пока сохраняет человеческую перспективу", - утверждает писатель.
Вместе с тем Рушди заявил, что "Золотой дом" не следует воспринимать как первый роман, описывающий эпоху Трампа. "Люди одержимы им. Я хотел написать о Соединенных Штатах, а не об их президенте", - подчеркнул он.
"В конце концов, описать самого Трампа было бы очень сложно. Это была бы личность без характера. Совершенно неинтересный человек", - отметил писатель. Рушди говорит, что трижды встречался с Трампом еще в его бытность бизнесменом. Трамп даже пригласил писателя в свою ложу на кортах во время турнира US Open. "Я рад, что не воспользовался приглашением. Это был бы конец моей карьеры", - шутит Рушди. Он сравнивает США с "Титаником": "Мы столкнулись с огромным айсбергом. Теперь нам интересно, утонем ли мы и когда это случится".
Побег из Twitter
Писатель, более 20 лет живущий в Штатах, не впервые комментирует результаты прошлогодних президентских выборов. Ранее он охотно писал о предвыборной кампании в соцсетях. Однако перестал вести свой аккаунт в Twitter 8 ноября - в день выборов. В своей последней записи он выразил поддержку Хиллари Клинтон. "В то время мы были все взволнованы. После выборов я решил, что не хочу быть в Twitter, - говорит Рушди. - Когда я создавал свой аккаунт, пять или шесть лет назад, это было не такое неприятное место. Благодаря ему у меня был контакт с читателями. Не знаю, то ли дело в Twitter, то ли во мне, но я почувствовал, что не хочу находиться в одной комнате со всеми этими агрессивными людьми".
После прощания с соцсетями писатель начал вновь ценить книги. "Недавно я выступал в штаб-квартире Google. Зал был заполнен молодыми людьми, чья жизнь в основном протекает в интернете. Я сказал им, что книга - самый современный носитель данных. Вы можете положить ее в воду - и она все равно будет работать! Кроме того, можно ли себе представить, что кто-то сегодня пользуется дискетами? То же самое произойдет с другими современными способами записи - они быстро выйдут из моды. А книги существуют уже тысячи лет", - говорит Рушди.
Фетва для журналистов
Рушди уже много лет номинируют на Нобелевскую премию. Надеется ли писатель таки получить ее? "Ожидание Нобеля не имеет смысла, Беккет об этом пьесу написал, - пошутил Рушди, имея в виду "Ожидание Годо". - Многие выдающиеся писатели должны получить эту награду, например Маргарет Этвуд. Но когда я смотрю на список тех, кто Нобеля не получил, и вижу среди них Борхеса, Набокова, Достоевского или Кафку, то думаю, что это награда мне не очень-то и нужна".
Опубликованный в 1988-м роман "Сатанинские стихи", в котором писатель вольно трактует биографию пророка Магомета, обернулся для Рушди фетвой: аятолла Хомейни (тогдашний лидер Ирана) объявил, что мусульмане обязаны убить Салмана Рушди. Правда, писатель этих угроз не боится.
"Это было так давно, что сегодня об этой теме вспоминают разве что журналисты", - говорит Рушди. - В последний раз полиция интересовалась мной лет 18 назад. Куда большей проблемой для меня было то, что долгое время не мог выбраться из тени "Сатанинских стихов". Все, что я писал, читали через призму той книги".
А на вопрос о том, следит ли писатель за отношениями Ирана и США, Рушди ответил: "Иран меня совсем не интересует. Было время, когда Иран интересовался мной. Что я могу сказать о религиозных фанатиках? Не нравятся они мне".