• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Воспаленное единство. Зачем Лукашенко неудобный праздник

Для чего Лукашенко выбрал для нового праздника дату нападения СССР на Польшу

Александр Лукашенко
Александр Лукашенко / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Александр Лукашенко, самовластный и самоизбранный диктатор неосоветской Белоруссии, внезапно учредил новый государственный праздник — День народного единства.

Праздничным днем было объявлено 17 сентября – день, когда в 1939 году сталинский СССР, верный союзническому долгу перед гитлеровской Германией, вступил во Вторую Мировую войну, напав с востока на Польшу. Указ об учреждении праздника Лукашенко подписал 7 июня.

"Этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепился в национальной исторической традиции. Сегодня белорусский народ един в выборе стратегического курса на развитие сильной, суверенной и процветающей страны. Установление Дня народного единства 17 сентября подчеркивает преемственность поколений, незыблемость и самодостаточность белоруской нации и государственности", — прокомментировали в пресс-службе Лукашенко причину учреждения нового праздника.

Проще всего начать толковать это событие "в лоб", злословя о выжившем из ума драконе, захватившем целое государство в центре Европы. Но дракон, хоть и злобен, и питается человечиной, вовсе не выжил из ума. Лукашенко, как и раньше, по-звериному хитер и отлично играет в политические шашки, а до уровня мировых шахмат ему решительно нет дела. Учредив себе новый праздник, он одновременно щелкнул по носу и Варшаву, и Москву.

Действительно, по существу повода для празднования возразить ему трудно: формально белорусский народ по итогам Рижского договора действительно пребывал в разделенном состоянии. Можно, конечно, поспорить о том, какая из разделенных частей пострадала при этом больше, но факт разделения оспаривать трудно. Вот только границы, в которых белорусский народ был объединен в 1939 году, проходили немного западнее нынешних.

Промолчать Варшава, естественно, не сможет. Но любой, даже самый взвешенный ее комментарий неизбежно даст повод для дальнейшего троллинга со стороны Минска.

Еще интереснее выглядит положение Москвы, которая сейчас старательно лепит два лица России: более или менее устраивающее Запад — нечто среднее, между лицом международного афериста Германа Грефа и тиктокера с неопределенной ориентацией Дани Милохина, и побуждающее россиян плотнее сомкнуть ряды в парадном строю: усы Сталина, добрая улыбка Ленина и пенсне Лаврентия Берии. Два этих лица категорически не должны смешиваться. Но тут приходит несносный Лукашенко и в очередной раз путает все планы Кремля. Как теперь прикажете поступать России, получив, к примеру, приглашение на парад в Минске 17 сентября – а ведь какой День народного единства обойдется без военного парада? А еще в России есть свой День народного единства, 4 ноября, и что прикажете с этим теперь делать? Это что же получается: два отдельных единства у двух "братских" народов? Или, народ все-таки один, но единств у него два? Или народ двуедин, и при этом с двумя единствами? И ведь не приехать в Минск 17 сентября тоже нельзя. Не приехать — дать повод Лукашенко проигнорировать 4 ноября в Москве. Но и приехать — тоже как-то скользко. Вот, кстати — а зарубежные гости будут? Из той же Польши? Сумеет ли Лукашенко организовать какую-никакую делегацию из проживающих в Польше белорусов? И если сумеет, то что с ними потом делать в Польше? Или ничего не делать, признав празднование 17 сентября нормой? Ай да батька!

Реклама на dsnews.ua

Кроме того, любой скандал, пусть даже небольшой (лучше бы, конечно, большой, но тут уж как получится) очень нужен сейчас Лукашенко еще и для того, чтобы отвлечь внимание от истории с Протасевичем. При хорошей игре в пас с Варшавой это вполне может получиться.

В общем, неплохо батька сделал всех. Красивый ход. Ждем продолжения: к примеру, дня российско-белорусско-немецкой дружбы 23 августа. Конечно, общегосударственный праздник тут будет уже перебором, но какие-то памятные мероприятия в Минске, с приглашением, опять же, немецких и российских гостей, определенно, возможны. И ничего, что 82 – не особо круглая дата. Лукашенко и не такое округлял.

    Реклама на dsnews.ua