Режиссер "Ржаки" Томашпольский: "Всегда устраиваю балаган на съемочной площадке"
Серьезные люди приходят к известному режиссеру фестивального кино, мастеру "фильмов не для всех" и приказывают ему снять комедию. Если он не заставит на премьере фильма ржать, как коней, специально отобранных двенадцать экспертов, его попросту убьют. Режисеер никогда не снимал ничего подобного, да и вообще в нашем кино с комедиями не сложилось. И с актерами полный провал: под рукой есть только больная клоунесса и клоун-неудачник, которого выгнали из училища за профнепригодность.
Таков вкратце сюжет "Ржаки" - новой работы известного отечественного режиссера Дмитрия Томашпольского. "ДС" расспросила режиссера о тонкостях съемок комедии в Украине.
Как появился этот фильм?
Мысль о нем у меня возникла достаточно давно, но все время менялся сюжет. В первом варианте я хотел сделать историю об отсутствующем кинематографе, о людях, пытающихся снять кино и о том, как это все одновременно смешно и драматично. В контексте 1990-2000-х это выглядело бы убедительно, но я замысел отложил. Когда же мы все стали свидетелями рождения нового кино в Украине, я подумал, что нужно вернуться к этой теме, начал писать сценарий и был очень удивлен тому, что многие эпизоды из него стали сбываться прямо на глазах. Мы даже немного оттягивали прокат - фильм был готов еще год назад. Я хотел подождать, пока выйдет достаточно новых фильмов и появится более выразительный контекст. Делать кино о кино, которого нет - очень странно. А сейчас это картина об уже существующем кинематографе и реальных ситуациях в нем. И смех очень конкретный в зале - точки правильные работают.
Но это фильм не столько о кино. Возможно, съемочная группа, которая показана в фильме - модель нашей страны, которая постоянно попадает под влияние то одного лидера, то другого, то третьего. Некоторые вещи вызывают смех, ставший актуальным буквально на днях - например, клоунесса в инвалидном кресле пролетает над куполом Рады, смотрит вниз и говорит: "Щось не так".
Вы там явно издеваетесь над героем - режиссером фестивального кино. Откуда такая нелюбовь?
Дело в том, что издевательству в хорошем жанровом смысле подвержены абсолютно все, что связано с кино. Это обязательное условие согласно канону сатирической гротесковой комедии. Есть выборочный политический юмор, когда над одними издеваются, а над другими нет - понятно, что это заказуха. А я прежде всего издеваюсь над собой. Во вторую очередь - над своими коллегами-режиссерами, потому что мы действительно очень забавные странные люди. Мы очень сильно зависимы и когда получаем призы на фестивалях, то это некая индульгенция. Я это называю справкой. "Племя" Слабошпицкого - яркий пример. Если бы оно не получило фестивальные "справки" по всему миру, то можете себе представить, что бы с ним сделали здесь. И потом, когда-то я с огромным удивлением узнал, что "Дон Кихот" - это просто пародия на рыцарские романы, а не ода гуманизму. На самом деле это издевательство, но стало крупнейшим достижением гуманистической литературы.
Я старался следовать канонам западноевропейской смеховой культуры, и Франсуа Рабле был компасом - все его шутки балансируют между черным юмором, туалетными непристойностями и переход в мелодраму. Наша задача состояла в том, чтобы зритель все время перелетал как на качелях от комедийных гэговых ситуаций до драмы и трагедии, а в финале даже до притчи, как мне кажется.
Снимать комедию смешно?
Я снимаю в разных жанрах, сделал 24 фильма. И я всегда - это принцип - устраиваю балаган на съемочной площадке. Так легче пережить 12-15-часовой рабочий день без выходных и не всегда в комфортных условиях. А комедии снимать на самом деле крайне сложно, потому что комедию надо играть серьезно. Чем серьезнее и органичнее ведет себя актер, тем смешнее результат. Самое главное - партитура зрительских переживаний. Если зритель ощущает то, что я с артистами и группой закладывал, то я считаю задачу выполненной. Вот почему я не выходил из зала во время трех премьер подряд - проверял, правильно ли мы все сделали. Чтобы идти дальше, нужно делать выводы в том числе из своих ошибок. Я их увидел.
Не кажется ли вам, что нашему кино в целом недостает комедий?
Об этом же и "Ржака". Об этом и первые шутки в фильме - что режиссера заставляют снять комедию, а он даже актеров найти не может. Потому что их нет и комедий не снимают - "не прижились". Хотя сейчас уже несколько комедий появилось и в планах Госкино еще несколько. Я очень рад этому. Думаю, что в ближайшее время их станет больше, чем некомедий.
Но определение "Ржаки" как комедии несколько лукавое, как и название - потому что героя заставляют эту "ржаку" снимать. Мы в группе пришли к выводу, что сняли трагикомедию, а не черную комедию со светом в конце туннеля, как я для себя ее определил. Классическая комедия никогда не бывает однолинейной, она всегда многослойна и часто с трагическим финалом. У нас есть яркие примеры - "Энеида" Котляревского, гротесковая комедия, которая мне очень близка, и фильм "За двома зайцями", который в финале переходит в высочайшую трагедию. Я уже не говорю о Чехове с его комедиями "Чайка" и "Вишневый сад". Комедия - единственный жанр (и не только в кино), который может и имеет право говорить правду по-настоящему. Ни один другой жанр не может это делать так нахально - а какой спрос с шута?
Недостаток комедий выглядит тем более странным, что мы создали миф о себе как о веселой нации.
Это абсолютно верно и это непонятно. Я всегда задавался вопросом, почему у нас с удовольствием ходят на драмы и мелодрамы, а комедии меньше привлекают зрителя. Но уметь посмеяться над собой - это залог здоровья. Посмотрите, как развитые страны смеются над собой. Вот как только мы начнем "ржать" над собой и не обижаться - тогда дело пойдет к выздоровлению. Пока что наше общество слишком серьезно и заидеологизировано. Индивидуальность всегда предполагает чувство юмора.
А что нужно, чтобы комедий побольше снимали?
Должно пройти время. Главный итог последних 5 лет - то, что появилось новое поколение кинематографистов. Оно несоветское и оно любит жанры. Я слежу за всеми - каждый работает в своем определенном жанре и непохож на других. Скажем, Павел Остриков и Аркадий Непиталюк - оба комедиографы, и при этом совершенно разные режиссеры. Думаю, их будет больше, и они нам явят украинскую комедию.
Что далее у вас в планах?
Сейчас надо пережить прокат фильма, мы сами ведь им занимаемся. Около 60 кинотеатров взяли "Ржаку", и от сборов очень многое зависит. Фильм и об этом тоже: если нет призов или маленький бокс-офис - он не получился... А следующий фильм, вероятно, будет называться "Посторонний" - на последнем питчинге я выиграл с этим проектом финансирование Госкино. Это эзотерический детектив, конечно же с иронией, там есть место и смешному, и страшному. Думаю, это будет неожиданный фильм. С сюрпризом.