Из широких штанин. Что будет, если Путин начнет раздавать паспорта РФ в ОРДЛО
Как сообщили сразу несколько российских СМИ, Владимир Путин намерен подписать указ, предоставляющий жителям оккупированной части Донбасса право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке. Обозначен и срок подписания указа: "после второго тура президентских выборов в Украине".
Для лучшего понимания ситуации, которая возникнет после подписания такого указа, следует присмотреться к российскому опыту разложения соседней Молдовы и изоляции от нее оккупированного Приднестровья в ходе аналогичной операции, которая была проведена Москвой довольно успешно. Итак, в чем суть очередного хода Путина и как его могла бы парировать Украина?
Прежде всего надо уточнить, что намерение - еще не указ, вступивший в силу, а упрощенный порядок не означает раздачу паспортов всем подряд. Налицо пока лишь неофициальная декларация о намерениях, сделанная Москвой "под второй тур" с целью привнесения дополнительной напряженности в нашу и без того сложную внутриполитическую ситуацию.Заявленный же указ может и не появиться на свет - но, надо признать, что вероятность его появления все-таки существует.
Рассмотрим такую операцию по аналогии с той, которая была проведена в оккупированном Приднестровье, в котором Россия раздала до двухсот тысяч своих паспортов.
Несмотря на заявление об "упрощенном порядке", получение российского паспорта требовало внушительного набора документов - и, само собой, обросло коррупционными схемами. Паспорта же РФ были привлекательны для приднестровцев по двум причинам: они позволяли без проблем уехать на работу в Россию - раз, и оформить российскую пенсию - два. Взамен Россия получила солидный массив "наших граждан, живущих на своей земле", и вечно страдающих от злобных кишиневских румын, подпертых солдатами НАТО, - а с ним и вечный предлог, оправдывающий присутствие в ПМР "Оперативной группы российских войск" (ОГРВ).
Повторив эту операцию в ЛДНР, Россия получит предлог для введения очередного "ограниченного контингента" с целью защиты новоиспеченных российских граждан. При этом более активная и молодая часть обладателей российских паспортов рано или поздно отбудет в Россию на заработки, а более возрастная останется на месте и станет претендовать на российские пенсии. Можно, конечно, найти способ им не платить, но это будет уже не то, так что выплата некоторого числа пенсий пойдет по статье расходов на содержание в ЛДНР ОГРВ-2.
Этих людей, необходимость защиты которых от "карателей ВСУ" создаст предлог для ввода российских войск на Донбасс, должно быть не очень много, чтобы не входить в большие расходы - но и не очень мало, чтобы сделать предлог убедительным. Рациональным компромиссом станет раздача паспортов в первую очередь гражданам трудоспособного возраста и только во вторую - пенсионерам. При этом можно будет озвучивать общую цифру розданных паспортов, не указывая, какая часть их обладателей выехала в Россию, и намеренно не ведя такого учета.
Такой подход позволит минимизировать расходы на новых донбасских пенсионеров и одновременно создаст в ОРДЛО слой людей, хотя и не причастных прямо к преступлениям боевиков, но готовых защищать "республики" до конца в силу полной безвыходности ситуации, в которую их поставят. В России они, в силу возраста, уже не найдут для себя никаких вариантов, а с Украиной их заставят порвать, причем так, чтобы они почувствовали себя смертниками, которым некуда отступать.
Введя под предлогом их защиты в оккупированную часть Донбасса свой контингент, Москва сразу же станет добиваться для него статуса миротворцев. Она будет продавливать эту идею и в ООН, и в ОБСЕ, и, по прошествии 5-10 лет, возможно, ее и продавит, после чего конфликт станет неурегулируемым в принципе - по крайней мере, до того момента, когда Россия сама не захочет уйти, бросив своих "граждан", на которых ей, естественно, будет наплевать.
Впрочем, это далекая перспектива. Что же до близкой, то такая раздача вполне может быть использована как составная часть очередной технологии раскола украинского общества. Ведь при соответствующим образом расставленных акцентах некоторая часть патриотически настроенной публики будет требовать "забора", потому что "они там все предатели". Это позволит вбросить в информпространство новую порцию страшилок о фильтрационных лагерях и срыве Минского процесса - и, соответственно, очередное повторение пропагандистского "спасём народ Донбасса!". В то же время подобного рода раскачка может стать серьезным неудобством для следующего президента Украины, кто бы им ни стал. Иными словами, это усиление переговорной позиции: угрозой ли - для Порошенко, шантажом ли - для Зеленского.
Итак, Путин готовит Киеву капкан, сотворенный по образцу кишиневского, и нет ни одного рецепта, который можно было бы предложить в качестве универсальной контрмеры. Единственный видимый вариант, тоже не решающий проблему сейчас, но оставляющий по крайней мере закладку на будущее, при наступлении обстоятельств, благоприятных для Украины, состоит в том, чтобы оперативно принять специальный закон, запрещающий проживание иностранцев в ОРДЛО. Иными словами, после отказа от украинского гражданства - или его лишения по результатам выявления полученного гражданства РФ - новоиспеченные российские граждане будут подлежать высылке из Украины. Это, повторяю, не решит проблемы, но хотя бы создаст зацепку, которую можно будет использовать в дальнейшем.
Кроме того, в текстах, описывающих будущий указ, которого, повторяю, пока нет, фигурируют два требования к претендентам на российский паспорт: наличие "паспорта" одной из "республик" и сдача паспорта Украины. С первым пунктом все понятно: он позволит аккуратно тормознуть военнообязанных, не позволив им сбежать в Россию. А со вторым возникает вопрос: куда должны будут сдавать украинские паспорта претенденты на паспорт РФ? Официально отказываться от украинского гражданства - слишком сложный путь для большинства из них, который не обеспечит необходимой массовости. Просто класть на стол украинский паспорт в обмен на российский, прилагая к нему заявление об отказе от гражданства Украины? Но такое заявление, поданное в российское учреждение, всегда может быть оспорено как полученное под давлением и не станет помехой для обращения в Украину с заявлением о потере паспорта.
И еще: что будут делать оккупационные власти с тысячами украинских паспортов? Положат их на хранение? Используют для каких-то незаконных операций? Повезут сдавать в посольство Украины в Москву? В любом случае это грозит скандалом на международном уровне.
Иными словами, уязвимостей в путинском плане тоже немало. Именно по этой причине пока есть только слухи о намерении, но нет указа. Его детали, без сомнения, сейчас прорабатываются юристами в России - и нашим юристам также следует заняться подготовкой возможных контрходов.