• USD 42
  • EUR 43.4
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Распять и четвертовать. В какой тюрьме должна сидеть Елена Зайцева

Тюремное заключение в понятии рядового украинца должно приносить осужденному нечеловеческие страдания
Реклама на dsnews.ua

"Посмотрите, в каких условиях будет сидеть эта убийца Зайцева! Да в половине украинских домов такой красоты нет. Это же надо - занавески, рюшечки", - потоки гневных комментариев под новостью о том, в какой СИЗО определили виновницу гибели пятерых людей в Харькове, сочатся прямо-таки первобытной ненавистью. Девушку предлагают, к примеру, отправить в подвал с крысами, или посадить в комнату, увешанную фотографиями ее жертв. Словом, сделать все, чтобы она "поняла, что наделала". На чем базируется уверенность диванных комментаторов в том, что она этого не поняла, не вполне ясно. Но точно ясно одно: украинцы уверены, что условия тюремного заключения должны быть невыносимыми, попросту нечеловеческими. И в этом - огромная проблема.

Благодаря тяжелому советскому прошлому мы все еще уверены, что в тюрьме должны карать. Самого по себе лишения воли мало - надо сделать так, чтобы жизнь малиной не казалась. А то видано ли - мы живем в квартирах, где обои клочьями со стен свисают, а всякие убийцы и воры за наши деньги на диванчиках телевизор смотрят и баланду хлебают. Некоторые горячие головы в комментариях доходят до того, что заявляют: "Я бы тоже пару месяцев так отдохнул - на бесплатном-то". Карать, карать и еще раз карать! Ну, чтобы мозги вправить.

Люди, которые ужасаются пыткам и условиям содержания в сталинских лагерях, запросто готовы обречь на такие же условия своих современников. С воспитательной целью. Вроде как окажется человек в обшарпанной клетке, где ни поспать нормально, ни света белого ни увидеть, ни банально естественные потребность справить - и выйдет оттуда просветленный, мирный и кристально честный. Вот только незадача: украинские тюрьмы не перевоспитывают - в большинстве своем они ломают людей. Часть из них не находит себя из-за общественного порицания, то бишь клейма "отсидевший", часть выходит из тюрем с сломанной психикой и уверенностью, что законными методами место под солнцем себе не отвоюешь. Люди, попадающие в тюрьмы, в глазах общественности превращаются в изгоев, отщепенцев, грязь под ногами. И неважно, что часть осужденных невиновна - всех надо наказать, да посильнее, чтобы даже те, кто на воле, как огня боялись тюрьмы. Но вот парадокс: наша пенитенциарная система не уменьшает количество преступлений, а увеличивает. В июле этого года генпрокурор Юрий Луценко отметил, что количество рецидивных преступлений в стране возросло на 30%.

Кардинально противоположный пример - Норвегия. Здесь в тюрьмах не только рюшечки - они и на тюрьмы-то не похожи. Основная идея заключения "по-норвежски": человек не должен испытывать дополнительных страданий, а лишь осознавать свою изоляцию от окружающего мира. К примеру, тюрьма "Хальден" рассчитана на 200 человек (для примера - в СИЗО, куда определили Зайцеву, содержится около трех тысяч человек). Тюрьма "Хальден" похожа на отель - норвежские правоохранители считают, что для психологического комфорта и преодоления тюремного стресса очень важно приблизить условия содержания к "домашним". Как результат - в стране самый низкий процент преступного рецидива в Европе и Америке. Здесь уверены: жестокость наказания не влияет на исправление. Главная задача - вернуть человека в общество. В некоторых случаях заключенных и вовсе отправляют домой на перевоспитание. 

Наши же заключенные после освобождения теряют все социальные связи и вернуться в тюрьму им проще, чем начать новую жизнь на свободе. Само собой, что за преступление должно быть положено наказание. Но лишение человека привычного образа жизни, возможности выходить на улицу, встречаться с друзьями и родственниками - уже наказание. Но наказание, не лишающее человека человеческого достоинства.

Фейсбучные же эксперты уверены: преступники должны сидеть в таких условиях, чтобы мир содрогнулся. Потому и вызывают у них шок фотографии "тюремного гламура", весь гламур которых состоит в том, что на стенах нет грибка, а на окнах кое-где висят занавески. Абсолютно алогичная злоба, которую вызывают эти рюшики, сродни средневековому страху перед ведьмами. Чего с ними разбираться? Сжечь-то и делов. Если бы такой способ расправы с мнимыми или явными преступниками использовался до сих пор, то наши современники наверняка бы без тени смущения топили бы или вешали осужденных сразу после приговора суда. Но поскольку делать так нельзя, то агрессия выливается в призывы "сгноить тварь". Тварь - она ведь не человек. Ее и не жалко.

О том, что после тюрьмы человеку надо жить как-то дальше, никто думать не хочет. Не хочет и думать о том, как предупреждать преступления, как менять отношение социума к людям, которые оступились. Современники, сидящие с высокотехнологическими гаджетами в руках, ратуют за унижение и изничтожение личности человека в заключении ничуть не менее рьяно, чем это делали в нацистской Германии или сталинской России. Даром, что ХХІ век на дворе. Правда, умные люди напоминают: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся".

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua