Психолог Валентин Ким о том, нормально ли ненавидеть во время войны и как конвертировать ярость в пользу

Во время войны нет правильных или неправильных эмоций. Об этом говорят не только специалисты по психике человека, но и здравый смысл. Ведь в условиях, когда жизнь и благополучие человека и его близких находятся под угрозой, эмоциональные качели и различные психические состояния являются нормальными, понятными и оправданными.

Психолог Валентин Ким

Июльский опрос Деминицитив показал, что почти половина страны испытывает гнев (46%). Однако, несмотря на норму таких эмоций, они истощают. Ведь постоянная жизнь в гневе и ненависти вредит прежде всего самому человеку. "ДС" поговорила с психологом Валентином Кимом о том, что с этим делать и как конвертировать ненависть к врагу в пользу для себя.

Почему чувствовать ненависть – нормально?

Украинское общество сейчас не находится в состоянии нормы, поэтому вопрос о том, что одни эмоции испытывать приемлемо, тогда как другие нет, в принципе не может стоять, объясняет Валентин Ким. "То, что мы сейчас чувствуем, — это далеко не норма, несмотря на то, что украинцы очень часто на вопрос "Как ты?" отвечают "Я в норме". Хотя на самом деле нормы не существует, то, что с нами происходит, — это в целом ненормально, потому и нормальных состояний у нас сейчас не существует", — говорит он.

Но гнев и ярость, которые испытывают украинцы, — это вполне естественное состояние для нашей ситуации. Вот только такие эмоции неэкологично испытывать столь длительное время. Никаких ресурсов психики не хватит на то, чтобы жить в таком состоянии месяцы за месяцами. Поэтому психологическая разгрузка и отдых необходимы любому, независимо от того, где находится человек — в окопе, в обстреливаемых городах или за рубежом.

Помогает ли ненависть пережить войну?

Еще весенний опрос "Рейтинга" показал, что украинцы демонстрируют достаточно высокий уровень жизнестойкости (3.9 из 5). Самым высоким он был у людей, живущих с чувствами радости, гнева и гордости. И хотя гнев присутствует в списке, Валентин Ким подчеркивает, что подобные эмоции очень полезны только на короткой дистанции.

Он отмечает, что по состоянию на осень уже присутствуют также истощение и усталость, но ненависть к врагу — одна из ключевых эмоций, которые украинцы сейчас испытывают. И она действительно забирает ресурсы. "Она помогает мобилизовать силы, сосредотачиваться, концентрироваться, достигать какого-то результата, но лишь непродолжительное время", — говорит психолог. Если человек чувствует ненависть достаточно долго – он истощается.

Ненависть нужна, чтобы мобилизоваться. Но гораздо важнее сейчас покой и уверенность: это более "ресурсные" состояния, которые помогут пережить эмоциональные качели на длительной дистанции, подчеркивает специалист.

Что такое процесс расщепления и при чем здесь он?

Расщепление – защитный механизм психики, описанный еще Зигмундом Фрейдом. Он описывает состояние, когда человек одновременно учитывает и игнорирует реальность. В состоянии расщепления человек теряет способность идти на компромиссы, воспринимает мир дихотомически: черным или белым. И именно это состояние сейчас очень присуще украинцам, говорит Валентин Ким.

Дело в том, что нация сейчас пытается сплачиваться и само расщепление становится адаптивной стратегией, которая помогает это делать. За ней, например, героизируются все украинцы, а ко всем россиянам чувствуется ненависть. В то же время, здесь вступает в игру и такое понятие, как каскад агрессии. Когда человек не может направить свою агрессию на врага, который разрушает его жизнь, он вынужден перенаправлять его на окружение. Именно поэтому и увеличивается количество конфликтов, появляются проявления реакции расщепления уже на украинцев: например, героизация оставшихся в стране или городе и ненависть к тем, кто уехал.

"И можно сказать, что сейчас вся украинская нация находится в расщепленном состоянии. Нам присуща эта реакция расщепления в очень большой степени. Нельзя сказать, какая реакция (стратегия адаптации) присуща всем, потому что такие исследования не проводились, но то, что очень часто проявляется и что наблюдаю я, — это такая реакция", — отмечает психолог.

Какие еще реакции работают во время войны?

Многие реакции на войну можно наблюдать в соцсетях. Да, часть людей может демонстрировать противоположную ненависти реакцию: концентрация внимания общества на собственных положительных сторонах и привлекательности. Это ситуация, когда человек пытается спрятаться от событий как эмоционально, так и физически - за границей. Когда человек там не ради собственной безопасности, а ради того, чтобы быть "дальше от негатива". "Это регрессия, когда человек скатывается к детским состояниям. Он не замечает того, что происходит, и пытается сосредоточить внимание других на своих привлекательных сторонах; не казаться отрицательным, а казаться симпатичным, привлекательным. И это тоже стратегия выживания. Достаточно мощная и эффективная", – говорит Валентин Ким.

В то же время многие украинцы и украинки за рубежом наоборот могут демонстрировать повышенную ненависть к врагу: даже сильнее людей, которые находятся в Украине и наблюдают за его действиями "изнутри". Валентин Ким объясняет это тем, что у людей, которые находятся в Украине, больше возможностей сопротивляться реальному измерению. А люди, уехавшие за границу, вынуждены только наблюдать. И именно это заставляет их так реагировать.

"Когда ты находишься в Украине, ты чувствуешь себя объектом: "Я один маленький, Украина — большая". И когда идет ракетный обстрел, ты не чувствуешь, что ракетный обстрел идет именно по тебе. Когда ты находишься вне Украины, ты чувствуешь агрессию против Украины как агрессию против всех людей, которые находятся на этот момент в Украине, то есть происходит отождествление людей и Украины в целом, то есть если у женщины муж находится в Киеве, а обстрел идет по Запорожью или по Харькову, она все равно воспринимает это как обстрел по своему мужу. Он находится в Украине, значит, страдает от обстрелов", — говорит психолог. Именно это заставляет испытывать человека большую злость.

Россиянам же присуща реакция проекции, когда они зеркалят на других людей свое состояние и привычки, объясняя поведение других людей тем, как ведут себя они сами. "Например, они говорят, что "украинцы сами себя обстреливают" или "украинцы сами разрушили Мариуполь" — это как раз реакция проекции. То, что они разрушают собственные города, подрывают собственные дома, как это было незадолго до того, как Путин пришел к власти и незадолго до того, как началась Вторая чеченская война (имеются в виду взрывы в жилых домах в Москве, Буйнакске и Волгодонске в сентябре 1999 года, за которыми, вероятно, стоит ФСБ — "ДС") .То, что они обвиняют в фашизме другие народы, хотя сами являются сформированной фашистской нацией, это как раз и есть проекция. Они наши поступки пытаются объяснить тем, как сами они воспринимают этот мир", — говорит Валентин Ким.

Нужно ли сдерживать ненависть?

Ненависть необходимо сдерживать, потому что такие эмоции разрушают человека. Он не может находиться в нормальном и эффективном состоянии длительно, если испытывает ненависть.

Особенно это касается людей, которые не привыкли к таким эмоциям еще в мирной жизни, а сейчас резко ощущают приливы сильных негативных состояний. Валентин Ким отмечает, что истощают какие-либо сильные эмоции, даже положительные.

"Есть такое понятие — эустресс. Это — стресс от положительных ожиданий. И это тоже очень изнурительная эмоция, потому что она нарушает равновесие. Так же и с ненавистью, и люди, которым такие сильные эмоции были не свойственны, — тоже страдают от этого", – объясняет он.

Как избавиться от ненависти?

Валентин Ким говорит, что любые "полезные советы" по преодолению ненависти, по большому счету, не работают, и могут быть эффективными только после их отработки со специалистами — психологом, психотерапевтом или коучем. Особенно это касается украинцев, ведь нация сейчас испытывает столь мощный стресс и столь большую травму, что обращение к психотерапевтам может быть единственным вариантом для многих людей.

В то же время в условиях войны не у всех может быть возможность обратиться за профессиональной помощью. Если ее нет, Валентин Ким советует придерживаться принципов психогигиены, а именно:

  1. Ограничить доступ к отрицательной информации. Многие украинцы сейчас следят за событиями в телеграмм-каналах: там публикуются материалы, задача которых вызвать сильные эмоции. Для того, чтобы чувствовать себя лучше, необходимо ограничить потребление информации и негативное влияние. Для того, чтобы выдержать "длительные дистанции", следует пытаться поглощать меньше негативных новостей и больше положительных. "Позитивные новости — это события, которые происходят в "другом мире", к которому Украина сейчас, к сожалению, не принадлежит. Надо потреблять новости "большого мира", смотреть, что интересного происходит, какие спортивные, научные, культурные достижения. Принудительно, стимулируя себя, потреблять положительную и нейтральную информацию. Для того, чтобы немного смягчить эту картину", — советует психолог.
  2. Заботиться о своем физическом состоянии. Сейчас украинцы находятся в состоянии, когда у них разрушено чувство безопасности и его необходимо восстановить. В частности, это еда, тепло, сон, свет, с которым страна сейчас испытывает большие проблемы: "Это тоже влияет на психику. Это меры, которые помогут ощутить потенциальную безопасность. Если обратиться к пирамиде Маслоу, самые низкие уровни наших потребностей нужно удовлетворить. Это поможет нам почувствовать безопасность на физическом уровне и поможет повлиять на улучшение нашего состояния.
  3. Не отрицать собственные эмоции. Нужно отдавать себе отчет, что сейчас вы проживаете сложные времена и сложные эмоции; чувствовать ярость и страх – нормально, и их не надо отрицать.
  4. Общаться. Человек — социальное существо, получающее большую пользу для своей психики именно от социума. По возможности следует чаще находиться в кругу людей, друзей. "Я заметил, что сейчас массово люди выходят на улицы, огромные толпы натыкаются друг на друга, потому что людям необходимо чувствовать себя среди своих", — делится наблюдениями Валентин Ким.

От чувства ненависти очень трудно избавиться совсем, и вряд ли многие будут ставить перед собой такую цель, ведь почти невозможно совсем не испытывать ненависть к врагу во время войны. Однако, когда эмоция начинает истощать, ее можно использовать в пользу для себя и общества.

Как конвертировать ненависть в пользу?

Валентин Ким советует использовать метод сублимации – перенаправлением негативной энергии в полезное русло. Это помощь, забота о других, попытка превратить негативную энергию в полезные поступки или дела.

Также это может быть физическая нагрузка : когда человек испытывает ярость и ненависть, он действительно может добиться лучших результатов в спорте. Главное не забывать делать это под наблюдением тренера, чтобы тренироваться безопасно и не навредить себе. Однако когда человек загружает себя сильнее обычного, его эмоциональность спадает, ведь эмоции используются как топливо для физической энергии.

Сублимация работает и на уровне волонтерства. С психологической точки зрения, волонтерство — это и есть сублимация, потому что человек понимает, что он при каких-то обстоятельствах не находится непосредственно на передовой, но все равно он многое может сделать и делает. И это помогает ему справиться с тем эмоциональным давлением, которое она испытывает. Также в Украине много общественных объединений, организаций, союзов, благотворительных фондов, а значит, возможностей приобщиться к полезному делу.

Психолог отмечает, что украинцы сейчас находятся в том состоянии, когда для них важно не только испытывать какие-то эмоции, но и чувствовать себя "правильным человеком". Именно ради этого они активно вовлекаются в гражданские проекты, процессы, помогают другим людям. И это положительная тенденция не только для страны, но и для каждой личности. Ведь она достаточно полезна и для психического здоровья людей, переживающих большой стресс и спектр эмоций из-за войны войны.