Проклятие адмирала Нельсона: как зубочистка может помочь при "морской болезни"

"Болезнь движения" или кинетоз человечество не может победить уже больше трех тысяч лет. Хотя и очень старается
фото atlantis-yacht-club.eu

Как единодушно утверждают историки, самым первым транспортом, используемым Homo sapiens, были плавсредства. Именно примитивные плоты, пироги-долбленки и обтянутые шкурами суденышки обеспечили первые серьезные миграции наших далеких пра-пра-пращуров, колыбелью которых считается Африка. И в тот же час, когда первые смельчаки пустились в плавание, в историю медицины вошла "морская болезнь" или попросту укачивание. Странный недуг, сопровождающийся тошнотой, рвотой и тягостными изменениями эмоциональной сферы, буквально в одночасье косил совершенно здоровых людей. Причем, что удивительно, не всех. И так же быстро исчезал, стоило несчастным оказаться на твердом берегу - благо первые шаги по освоению водных просторов родной планеты длились не дольше светового дня.

Этот необъяснимый феномен дал начало многочисленным древним мифам о речных и морских духах, способных по собственному капризу превратить любого человека в страдающий комочек плоти. Или, напротив, пощадить самого слабого и жалкого. Сходство подобных сюжетов в сохранившемся народном фольклоре Африки, Азии и Америки до сих пор вызывает удивление исследователей. Таким образом, сказания древних народов являются не только первыми достоверными упоминаниями о кинетозе, но и попытками его объяснить. Последняя задача, впрочем, не полностью достигнута и на сегодняшний день. Единодушно признается только то, что ключевую роль в развитии укачивания имеет действие инерционных сил при длительных, периодически повторяющихся, разнонаправлен­ных механических перемещениях тела человека в пространстве.

А вот с названием рассматриваемой проблемы договорились. Поскольку укачивание наблюдается в самых разных ситуациях (при передвижении по воде, в автомобиле, поезде, самолете, лифте, а также при катании на лыжах, различных аттракционах и даже при ходьбе по кочкам), от наименований "автомобильная болезнь", "железнодорожная болезнь", воздушная, лифтная, качельная болезнь и т. д. было решено уйти. При определении данной патологии в научной литературе используется в основном термин "болезнь движения" (кинетоз), который в 1881 г. предложил И. Ирвин. А также историческое название "морская болезнь". Используется также всеобъемлющее понятие "укачивание" (оно же вестибуловегетативный синдром).

Кинетоз от Гиппократа до летчиков

С развитием цивилизации изменялись размер, форма и комфортабельность судов, но "морская болезнь" оставалась верным спутником многих поднявшихся на борт. Более того, она наблюдалась столь регулярно, что даже считалась не патологией, а своеобразным вариантом нормы. Негласный обет молчания относительно нормальности кинетоза нарушил легендарный Гиппократ. Описания клинических проявлений и симптомов этого расстройства ναυτία (произносится как "нафтия") встречаются в его трудах, относящихся к периоду 460-­475 гг. до нашей эры.

Эстафету исследования странной хвори подхватили в Древнем Риме. Там недуг получил название nauseo, что переводится как "то, что вызывает отвращение, претит". Сообщения о нем встречаем у древнеримского ученого-энциклопедиста Авла Корнелия Цельса (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н. э.). Более того, практика римского хождения на галерах добавила к изучению болезни движения новый опыт. Оказалось, что изнурительный труд на веслах на время устраняет симптомы тягостного расстройства. Как и сон. Таким образом, несчастные гребцы, после освобождения от работы немедленно засыпающие от усталости, страдали от укачивания заметно меньше, чем праздные пассажиры.

Почти две тысячи лет спустя (в 1939-1945 гг.) об этом наблюдении вспомнили в связи с феноменом укачивания профессиональных военных летчиков, по той или иной причине оказавшихся на борту "железной птицы" в качестве пассажиров, а не пилотов. Единственным спасением становился сон, в который обычно проваливались больные и раненые. Эти случаи вошли в медицинскую литературу как хрестоматийные примеры так называемого доминантного очага возбуждения мозга. А также подтвердили правоту давней моряцкой мудрости: "не сиди без дела - укачает".

Морская болезнь в системе Декарта

После падения Рима изучение проблемы укачивания на долгое время прервалось - церковь науку не поощряла, а продолжающие служение пациентам врачи были заняты лечением действительно опасных болезней. Фактически нового витка интереса феномен укачивания дождался только в XVII в. И тут "морской болезни" не сразу повезло, потому что при ее рассмотрении ряд исследователей "потерял" основную причину страдания - повторяющиеся разнонаправленные угловые ускорения при движении.

Так, например, знаменитый Рене Декарт (1596-1650 гг.), французский физиолог, математик, механик, физик и философ был уверен, что проблема кинетоза является чисто психологической и объясняется непривычными условиями, в которые человек попадает в плавание. А его оппонент Семанс утверждал, что болезненные симптомы вызывают некие миазмы, образующиеся в морской воде по вине погибших микроорганизмов. Забавнее же всего были рекомендации некоего Эйзенмана, который для предупреждения ука­чивания рекомендовал надевать на лицо железную мас­ку с остриями, притягивающими электричество. Впрочем, поскольку большинство жертв "злых морских духов" адаптируются к качке в течение относительно небольшого времени (от нескольких часов до нескольких суток), несостоятельность даже этого чудо-средства стала ясна не сразу.

В свете сказанного, особое удивление вызывал тот факт, что к качке порой не удавалось окончательно приспособиться даже тем, кто в море бывал несравненно больше, чем на суше. Так, один из самых известных, успешных и почитаемых "морских волков" планеты, командующий британским флотом адмирал Горацио Нельсон (1758-1805 гг.) не мог избавиться от "морской болезни" до конца своих дней. Впервые вышедший в море в 14 лет и ставший полным капитаном к 20, он освобождался от тягостных симптомов только стоя за штурвалом. Страдал от укачивания и другой его знаменитый коллега - адмирал Ушаков.

Теории развития "морской болезни"

Только в 80-х годах XIX в. в истории исследования кинетоза начался действительно научный период, который современные авторы называют локалистическим. "Болезнь движения" стала рассматриваться как дисбаланс какой-либо анатомической структуры или физиологической системы, имеющий решающее влияние на весь организм.

Так, например, согласно теории Я. Трусевича, выдвинутой в 1888 г., причиной страданий при "морской болезни" являлся глобальный спазм кровеносных сосудов - обще­констрикторный ангионевроз. А его, в свою очередь, вызывал блуждающий нерв (вагус), раздраженный трением органов брюшной полости, возникающем из-за их перемещения при качке. По мнению же В. Гейнри­ха, высказанном в 1894 г., ведущим "слабым звеном" в этих условиях являлся мозг. Вернее, развивающееся в нем полнокровие, которое ведет к изменению "общего чувствилища с после­дующим раздражением вагуса и брюшных нервных спле­тений, ­следствием [которых] является тошнота и рвота".

Еще одной группой авторов укачивание рассматривалось как своеобразное сотрясе­ние мозга, одним из симптомов которого как раз и являются тошнота и рвота. Существовала также теория зрительного головокру­жения, гласившая, что причиной ука­чивания является дисбаланс между видимыми предметами и представлением тела о соответствующем движении.

В ХХ в. основным виновником нарушения самочувствия при укачивании признали орган равновесия - вестибулярный аппарат, расположенный в лабиринте внутреннего уха. Исследователи заметили, что механическое раздражение его главного "передатчика" (полукружных каналов и отолитового аппарата) вызывает у испытуемых симптомы, аналогичные "морской болезни". На основании этого открытия в 1929 г. был предложен тест, названный опытом двойного вращения или отолитовой реакцией. Он до сих пор применяется в первичном профотборе будущих летчиков и космонавтов - для отсева претендентов, у которых при вестибулярной нагрузке возникает значительная дезориентация в пространстве.

Кинетоз - современный взгляд

Сегодня болезнь движения рассматривают не в качестве локальной проблемы вестибулярного аппарата, а как системное нарушение, вызывающее стойкое ухудшение самочувствия. Ведь и определенные изменения гемодинамики, и реакции со стороны органов желудочно-кишечного тракта и брюшной полости в целом, и глубокую эмоциональную подавленность "укачавшихся" списать со счетов при рассмотрении общей картины кинетоза невозможно. Более того, о серьезности "морской болезни" свидетельствует тот факт, что именно это состояние считают лучшей рабочей моделью при изучении длительных адаптивных механизмов стресса.

К сожалению, на данный момент достаточно полных системных решений проблемы кинетоза еще нет. Тем не менее в плане фармацевтической поддержки страдающих от "болезни движения" достигнут значительный успех. Так, для предупреждения укачивания при длительном путешествии применяют антигистаминные и антихолинергические препараты: первый прием за час до поездки, повторные - каждые 6-8 часов. Дополнительно в процессе движения используют стимуляцию биологически активных точек (т. н. морские браслеты), а также длительную активизацию вкусовых рецепторов. Недаром в самолетах большинства аэрокомпаний мира пассажирам предлагают леденцы.

Не потеряли актуальности и народные средства от укачивания. Так, при кратковременных поездках в транспорте спасением может быть зажатая между передними зубами спичка или зубочистка. При этом ее следует держать так, чтобы и не уронить, и не измять. Такое нехитрое действие заставляет мозг концентрироваться на контроле работы челюстных мышц, и этот очаг возбуждения "забивает" нежелательные сигналы вестибулярного аппарата. По прежнему действенными также являются рассасывание кусочка лимона или имбиря, трудотерапия (за исключением занятий, требующих продолжительной концентрации взгляда на близко расположенном предмете), пение, фиксация взгляда на горизонте.

Кроме того, при возможности выбора положения страдающим от укачивания рекомендуется не сидеть, а стоять. Или лежать с закрытыми глазами. Ну а если есть возможность уснуть, то пренебрегать ею не стоит: против спящего человека кинетоз бессилен.