Продавцы воздуха. Зачем Apple на самом деле замедлять смартфоны

Иметь деньги не столько за реальный продукт, сколько в оплату зависимости от этого продукта, – мечта, которую в полной мере удавалось до сих пор реализовать разве что наркобизнесу, да еще отчасти фармакологии
Фото: .iphones.su

Во Франции открыто расследование против фирмы Apple в связи с сознательным замедлением тактовой частоты процессоров некоторых стареющих моделей айфонов. Запланированное старение - практика, признанная во Франции незаконной, таким образом, компания, в конце года вынужденно признавшаяся в манипуляции с процессорами, оказалась в этой стране под прицелом Фемиды.

Впрочем, не Францией единой – владельцы айфонов в США подают иски один за другим, возмущенные не столько тем, что их гаджеты работают все медленнее, сколько тем, что их вынуждают раскошелиться или на новый гаджет, или на новый аккумулятор. А замена аккумулятора – только на проприетарный и только в авторизированном сервис-центре – тоже влетит в копеечку.

Как объяснили представители фирмы, это, разумеется, сделано в интересах пользователя: когда аккумулятор начинает стареть, процессор замедляют, чтобы смартфон не разряжался слишком быстро и пользователь был избавлен от необходимости постоянно его подзаряжать. Не говоря уже о том, что быстрая разрядка может привести к внезапному выключению смартфона и нарушению тонких настроек.

В общем, если с возрастом у вас начинает пошаливать сердечко, хорошо бы сделать так, чтобы парализовало ноги. Тогда вы станете меньше бегать и, следовательно, страдать одышкой, да и инфаркт, знаете, от лишних нагрузок может случиться...

И все же больше всего, по моему мнению, пользователей возмущает даже не то, что их вынуждают тряхнуть мошной, а то, что вещь, которую они купили, как оказалось, им вовсе не принадлежит. Став их вещью, она работает вовсе не на них - своих законных владельцев, а на своего создателя.

Гаджеты и в целом цифровые технологии меняют наше представление о том, что значит владеть. Меняют совершенно определенным образом – размывают до полной эфемерности. Материальный мир дает трещину в самых существенных аспектах – заплатив за что-то деньги и назвав "своим", вы вовсе не оказываетесь полноправным хозяином вещи, как это было во время оно, до (и во время тоже) "эпохи исторического материализма". Когда купленная вами вещь теряла всякую связь со своим создателем, и ему не приходило в голову явиться к вам в дом в удобное для себя время, чтобы поставить новую ножку шкафу и заодно проверить, не держите ли вы в этом шкафу непотребной одежды, не говоря уже о скелетах. Вы могли – о ужас! – поменять поломавшуюся ножку самостоятельно или попросить это сделать соседа, а не обращаться для этого в авторизированный (непременно авторизированный!) сервис-центр.

Совсем иная ситуация с вашими гаджетами, отдельными программами и целыми операционными системами. Каждый, кто имел дело с Windows 10, искал кнопку, которая отключает автоматические обновления и перезапуск машины. Который, конечно, случается именно в тот момент, когда у вас горит отчет, но машине, само собой, дела нет до ваших терзаний – она хладнокровно запускает апдейты и отправляется в перезапук. После чего любезно сообщает вам, что погодите, мол, я отправляю отчет в центральный офис, чтобы могли еще лучше обслуживать вас. Куда уж лучше? Вы скрипите зубами и думаете, что переписываться с центральным офисом не входило в ваши планы. Кроме того, вы не знаете – и не можете проверить, что там, в этом отчете, который ваша машина отправляет невесть куда. Да это по большому счету и не ваше дело. Даже если вы заплатили за машину и за операционную систему кругленькую сумму, вы не являетесь их хозяином и полноправным владельцем.

Вы только пользователь. И сколько бы вы ни заплатили, вам не стать владельцем. Все, что есть в вашем цифровом распоряжении, вам не принадлежит и принадлежать не может. Причем это касается как нематериальных объектов типа авторских прав, которые вы можете только "купить" для собственного пользования ("купить" в кавычках, потому что в полном смысле покупкой это не является), так и вполне материальных предметов, как мы видим из истории с замедлением процессора или необходимостью обслуживать свои гаджеты только в авторизованных сервис-центрах.

Смысл слова купить, таким образом, тоже размывается – оно уже не означает прямого и простого обмена дензнаков на предметы или услуги. Оно означает, что вы можете чем-то пользоваться на условиях продавца. То, что ранее скорее назвали бы арендой, а не покупкой.

Это неизбежное следствие всенародной любви к бренду и желания "соответствовать". Пока на земном шаре будут люди, продающие почку, чтобы купить новый айфон, фирма Apple будет "продавать" своим пользователям не вещи, а чувство Великой Причастности. Всякая замкнутая цифровая экосистема будет стремиться продавать, ничего реально не продавая, и пользователь будет работать на эти экосистемы, не только прямо отдавая денежки, но даже вроде бы пользуясь забесплатно - как это происходит с соцсетями, которые пользователи накачивают контентом, ничего не получая взамен, кроме лайка и славы лидера общественного мнения.

Ничего нового – монополии и картельные сговоры существовали до цифровых технологий, а продавцы воздуха никогда не бедствовали. Иметь деньги не только и не столько за реальный продукт, сколько в оплату зависимости от этого продукта, – мечта, которую в полной мере удавалось до сих пор реализовать разве что наркобизнесу, да еще отчасти фармакологии. Цифровые технологии и современная концепция копирайта открыли новые возможности и новую страницу в этой старой истории.

Сделать мир зависимым – цель любой индустрии. Цифровая тут преуспела и продолжает преуспевать. В целом, пользователю, действительно, удобно, когда вся его техника поддерживается кем-то или даже живет собственной жизнью, а он только ставит задачи и не вникает в то, как именно они решаются. Пользователь шкафа, например, должен только сказать – мне, мол, сегодня на день рождения к шефу идти, давай костюм. И шкаф услужливо распахивает дверцы и выдает костюм-двойку, белоснежную рубашку и галстук с логотипом фирмы-производителя шкафа. Пользователь не знает, откуда взялся в шкафу костюм – ему это неинтересно, шкаф сам качает обновления гардероба. Пользователь даже может подумать, что полоска широковата, а две шлицы в этом сезоне вообще не носят, и если бы он сам выбирал костюм... Но сам выбирать обновления пользователь не может – разве что закачать какой-то особый костюм за отдельные деньги. И пускай скажет спасибо, что его версия шкафа вообще поддерживает функцию "костюм".

Вот к чему приводит нежелание самостоятельно чинить подкосившуюся ножку или пришивать пуговицу. Вернее, желание предоставить возможность заботиться о своем гардеробе и, шире, самом себе кому-нибудь. Кибермама – прекрасное предложение на рынке цифрового инфантилизма.

Казалось бы, именно на компах и гаджетах замкнута вся наша жизнь – здесь наша работа, банковские счета, круг общения, чтения, интересов, наши покупки, способные сказать о нас больше, чем мы сами о себе знаем, вся наша биография от первых часов жизни до этой самой минуты. И именно эту сферу мы наиболее охотно отдаем в руки "дяде", который "обо всем позаботится". Пускай и возьмет за это приличные деньги.

Именно поэтому мы ничем не владеем. Ведь, как утверждают гики, человек является хозяином вещи до тех пор, пока он знает, как она работает, и может при необходимости внести коррективы в ее работу. Условно говоря, вы владеете своим гардеробом до тех пор, пока в состоянии пришить пуговицу, а шкафом – пока можете если не починить ножку самостоятельно, то хотя бы провести диагностику и пригласить соседа, у которого есть молоток и гвозди. В полной мере это касается и гаджетов – пока вы понимаете, как он работает, что он качает и как это отразится на вашей жизни, вы можете быть и чувствовать себя хозяином этой вещи. Скажу больше – только тогда ваш гаджет (компьютер, программа, сайт) в полной мере "вещь", а не нечто, обладающее собственной жизнью.

Вы к этому готовы?

Если да, то выход есть – даже из Эггерсовой сферы. И не "назад в пампасы", как почему-то наивно предполагают новейшие луддиты, а, напротив, вперед к звездам. В область софта с открытым кодом и гаджетов, которые с ним работают. Это будет шаг вперед по пути технологического прогресса, потому что ударит по нынешней концепции копирайта и проприетарности, которые, очевидно, сдерживают прогресс. Зачем вкладывать деньги в разработку чего-то нового, если старое превосходно продается? Это непростой шаг, требующий смелости и знаний. Но, говорят, времени скоро станет полно и сил тоже - всю работу станут делать роботы. Так почему бы нам не заняться на досуге изучением вопроса "Как Их Сломать"?