• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Правнук-прадеду. Как российские самодержцы памятниками мерялись

Император Павел в пику своей покойной матушке Екатерине ІІ установил собственный памятник Петру І, но этот грандиозный монумент в отличие от "Медного всадника" ждало забвение
Реклама на dsnews.ua

Привет, боец исторического фронта! В прошлый раз мы начали рассказ про российскую имперскую монументальную пропаганду. Когда на всю империю был всего один памятник, да и тот делали почти 20 лет. Грандиозное реалити-шоу, привлекающее внимание общественности. Глубинные смыслы. Участие Вольтера и Дидро. "Медный всадник". И вот воздвигли: "Первому - вторая". Надо признать, что монумент впечатляет. Первый светский публичный монумент России. "Публичный" - в смысле не статуя в частном парке, а именно ДЛЯ НАРОДА. НА ПУБЛИКУ. Чтоб ощутили. И народ ощущал.

Значение памятников нельзя недооценивать. Это сейчас в том же Киеве инфляция данного жанра. Даже несмотря на геростратовские усилия бандеровского демона Вятровича в столице Украины осталась прорва разного рода публичных монументов. Коммунисты заняли не весь монументальный ландшафт города. Хотя надо признать, что проявили себя особенно бездарно. Без "огонька". Поэтому не так плох Вятрович, как его малюют.
От Жирного Волосатого Кота возле Золотых ворот и Ежика-в-Тумане неподалеку, Балерины (тоже рядом), соседствующего с ними Ярослава-Мудрого-с-Тортиком, и замахивающегося булавою Хмельницкого в 100 метрах, куда ни ткнись - всюду какие-то монументы. На одном Майдане - колонна, которую почему-то журналисты называют "стелой" (стела - это вообще-то прямоугольная плита, а не колонна), клоны Основателей Киева в новых (признаем: загадочных и противоречивых) позах и Козак-Мамай с конем и бандурой. Концепция - блестящая и непостижимая.

Есть неподалеку на Прорезной Паниковский, у которого вечно воруют трость слепого. Через дорогу от Паниковского - туркменский поэт, у которого сложно что-то отпилить на цветмет. 30 метров от туркменского поэта - скульптурно-мозаичная Лошадь украинско-шведской дружбы периода Евро-2012. Еще есть монументализированные грузовики, паровозы, танки, обелиски. Целые монументальные комплексы типа Родины-Матери, нашпигованные эпическими барельефами, вечными огнями, пафосом и прочим для паломников. То, что на Родину-Мать надели украинский венок (на голову) - ценное ноу-хау, но она и так была обращена своим щитом в сторону России. Так что не ясно: она продукт советского тоталитаризма или украинского диссидентства? Точно так же никак не понять, что ж имеет в виду Хмельницкий, указуя булавой в том же направлении: полюбить "навек" или покарать нафиг? Каждая эпоха понимает по-своему.

Одна радость: 1990-е не породили в Киеве творческий симбиоз в жанре Лужков-Церетели. Мэр Омельченко обратился к проектам покойного Кавалеридзе за период 1910-1912 гг. И воплотил Ярослава и Ольгу со товарищи. Избрал мэр, правда, весьма попсовый, а не "продвинутый" период творчества скульптора. Но полтавский Шевченко в пирамиде или Артем на горе в Донбассе могли просто "Омеле" не вписаться в мировосприятие. За что - большое человеческое спасибо. Обошлось.

Вернемся к Петру I. Как было указано в прошлый раз, Медный всадник отнюдь не был первым памятником императору. Просто его первым "выставили" на публику. Тут надо чутко улавливать, что в Российской империи воздвигнуть памятник - это не один десяток лет. Это конкретный монарх, это его конкретная концепция, это - производство, коррупция, творческие порывы, иностранные специалисты.... Стройка века. "Медный" потянул как минимум на 18 лет. Итог почти четырех пятилеток. Но это был проект лично Екатерины. Поэтому, если чего было до нее - про это быстро забыли. При ней.

До нее (если не считать вбозе покойного супруга Петра III) была непосредственно дочь Петра Елизавета. Кроме украинских хористов, она тоже чтила своего папу. У нее был придворный архитектор и скульптор Растрелли, который тоже должен был сваять Петра. Тем более, что начал он его ваять еще при жизни царя. Но царь умер в 1725, зарплата шла, и сама скульптура была завершена лишь в 1747 году. Мы помним: памятник - это серьезно! Ко всякому наследию Елизаветы Екатерина относилась в основном "сдержанно": в жанре наоборот.

Реклама на dsnews.ua

Поэтому она начала себе выдумывать своего Петра, а Елизаветин завис. Было неясно, куда его спровадить: в Полтаву или в Кронштадт. Поэтому конный бронзовый Петр мирно покрывался окисью и/или патиной под деревянным Троицким мостом. Постепенно от памятника отпадали части, ибо коррозия металла действовала и в 18 веке.

Но матушка-Екатерина почила, и пришел к власти ее нелюбимый (взаимно) сын Павел.

Мотивация Павла к Екатерине была как у Екатерины к Елизавете. Наоборот.
Поэтому забытого Петруху с конем реанимировали, откачали, отрихтовали, залатали, сделали постамент из олонецкого мрамора. Постамент с двух сторон украсили барельефами про главную сухопутную и морскую победы Петра: Полтава и Гангут. По приказу императора Павла I, на пьедестале была сделана надпись "Прадеду - правнук", очевидно, в противовес посвящению на "Медном всаднике": "Петру Первому Екатерина Вторая". Памятник был воздвигнут возле Михайловского замка.

Тут мы должны ощутить, как монархи влияют на строительство. К моменту, когда матушка-Екатерина отошла, Павлу было 40 с копейкой. И поэтому все, что при маменьке было нельзя, теперь стало можно. Поэтому дворец, сочиняемый великим князем в ожидании матушкиной кончины, заработал как новая решающая стройка пятилетки. Под его сооружение потянули стройматериалы (и даже часть разобрали готового) со всех строек предыдущей екатерининской пятилетки: Царского Села, Исаакиевского собора, Таврического дворца, все красивое из академии Художеств. Ряд антуражей был нарисован лично царевичем (теперь самодержцем). В желании ускорить строительство и усилить бюджет даже возникло явление архангела Михаила караульному солдату, в виду чего новый дворец стал называться "Михайловским". Против архангела - не попрешь...

Мобилизованы были все оказавшиеся под рукой архитекторы: Бренна, Росси, Кваренги, Камерон (из его творчества - Батурин Кирилла Разумовского). Строительство велось днем и ночью, одновременно работало до 6 тысяч рабочих.  Но поскольку император Павел был убит, то через 40 дней после открытия, Михайловский замок был оставлен Романовыми. Пришел в запустение. И далее, согласно обычаю, стал источником металлолома и стройматериалов для строек новых пятилеток новых монархов. Сын Павла Александр переплавлял оттуда серебро (до 1825), а его брат Николай (после 1825) потом вынимал оттуда мрамор на свои стройки. И поэтому конный монумент Петра авторства Растрелли оказался забыт. Он себе там и стоял. Только он не стал популярным памятником.

А вот под Медным даже декабристы восстали в 1825. Так что имидж "Первому - вторая" известен всем, а вот "Правнук - прадеду" - мало кому. Надо ставить памятники не по "замкам", а по самым публичным местам. Памятники - прекрасная натура для съемок драматических исторических моментов. Поэтому надо на большой площади, и ближе к органам власти.

Но это я ж все тяну линию к Дюку Ришелье в Одессе и Богдану Хмельницкому в Киеве. Каждый эпичен во всех смыслах. Но до них придется пройти Минина и Пожарского в Москве. Автор памятника, правда, был украинец, - но это лишь прибавит нам интриги...

(Продолжение следует)

    Реклама на dsnews.ua