Попытка №2. Почему церковники не признали памятник Владимиру Крестителю
Привет, боец исторического фронта! Продолжим наш разговор о монументальной пропаганде в Российской империи. В прошлый раз мы завели разговор о памятнике Владимиру Крестителю в Киеве.
Память о Крестителе Руси сохранялась в Киеве в разных проявлениях. На берегу Днепра, где по легенде Владимир крестил своих сыновей, с 1802 года над источником стояла колонна авторства архитектора Андрея Меленского, сохранившаяся до сих пор. Но это оказался неполиткорректный монумент. Поводом для его сооружения был не Владимир сам по себе, а дарование городу Александром І самоуправления - Магдебургского права. Правом этим Киев пользовался с XV века, а потом его отобрали российские монархи. Три дня город был украшен иллюминацией, происходили балы и народные гулянья. 40 тыс. руб. на памятник событию были быстро собраны киевлянами, но... О памятнике не сообщили императору! Губернатор, позволивший такое, был снят с должности, а преемник Александра Николай самоуправление упразднил. Недолго наслаждались городской демократией киевляне.
Есть еще археологическая конкретика. В Успенском соборе Киево-Печерской лавры находился памятник, по поводу которого современник отмечал: "В конце правой стороны большого иконостаса в южной стены глава св. благоверного и равноапостольного князя Владимира в сребнокованной гробнице. Она взята со гроба св. Владимира, находящегося в киевской Десятинной церкви и положена здесь митрополитом Петром Могилой 1631 г.". Митрополит Евгений (Болховитинов) также описывает эту серебряную раку: "Для главы св. равноапостольного князя Владимира Святославича, на кой верхняя доска с чеканным изображением во весь рост сего князя, сделана в 1825 г.". Надгробие не сохранилось (Успенский собор был разрушен во время Второй мировой войны советскими диверсантами). Могила действительно занимался археологическими раскопками на руинах Десятинной церкви. Но доказать, что это была именно голова Владимира Святославича, мы не можем. К сожалению, советские археологи и реконструктор облика деятелей прошлого Герасимов добрался до Ярослава, Андрея Боголюбского и Тамерлана, но до Владимира его руки не дотянулись. Вообще уничтожение Успенского собора является действительно исторической катастрофой, поскольку надгробия и захоронения в соборе представляли элиту Украины позднего средневековья. Сейчас они были бы наглядным уроком тем, кто твердит про "Третий Рим".
Теперь о нашем памятнике. История сооружения киевского памятника князю Владимиру началась 5 апреля 1833 года, когда императору Николаю I поступило письмо от киевского генерал-губернатора В. Левашова (он учел горький урок предшественника) с просьбой о привлечении ведущих скульпторов. Также просьба поступила и президенту Императорской академии художеств Оленину, и уже 20 мая 1833-го состоялось слушание вопроса на заседании совета Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Первый "Проект на сооружение в городе Киеве на высшей крутости угла Александровской горы (теперь - Владимирская горка), над Самым тем местом, где Совершилось крещение русского народа - памятника Св. Равноапостольному Князю Владимиру" подал на "высочайшее рассмотрение" известный скульптор Василий Демут-Малиновский. По его замыслу в руках Владимира был крест, а пьедестал, вдоль которого планировались фонтанчики, выглядел, как скала.
В 1835-м император Николай I, недовольный этим вариантом, отправил проект на доработку. В 1843-м новое скульптурное оформление постамента вновь предложил В. Демут-Малиновский, после смерти которого в 1846 году работу над памятником продолжил выдающийся скульптор Петр Клодт. Он выполнил статую князя в стиле пластического реализма, где фигура Крестителя Руси с большим крестом в правой руке и великокняжеской шапкой на постаменте имеет очертания восьмигранной часовни в псевдовизантийском стиле на квадратном основании.
Архитектором постамента становится профессор Александр Тон. Как утверждает исследователь "истории Владимира" Иван Зоценко, существует распространенная версия о том, что архитектором постамента памятника якобы был ведущий зодчий того времени Константин Тон - автор проектов Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Но на самом деле на чертежах киевского монумента стоит четкая подпись его старшего брата, профессора Александра Тона. Семья немцев Тонов дала не одного архитектора.
Особое значение имела форма креста. Относительно того, какой крест должен держать князь, велась переписка между Академией художеств, Святейшим Синодом и Министерством Императорского двора. Однако император Николай I распорядился, чтобы крест стоял вертикально, а специальное заседание Святейшего Синода постановило, что Владимир должен держать латинский крест. Возможно, причина состояла в том, что раскол церкви произошел в XI веке, и император оставил Крестителю классический вариант креста.
Памятник был установлен в 1853-м на нижней (искусственной) террасе горки, получившей название Владимирской. Общая высота памятника - 20,4 м, высота бронзовой статуи - 4,4 м, высота постамента - 16 м.
Статую князя Владимира отлил лично Петр Клодт в своей мастерской в Санкт-Петербурге, а чугунный постамент был отлит на средства купца Новикова на Лугненском заводе недалеко от Калуги. Скульптурное оформление постамента составляют: горельеф "Крещение Руси", барельеф с гербом Киева (Архистратиг Михаил в полный рост), звезда ордена Святого Владимира. Постамент и стилобат (основание) построены из кирпичей, которые облицованы чугунными плитами. В центре композиции - фигура епископа, слева от него - князь Владимир с поднятой в крестном знамении правой рукой. В нижней части (слева от зрителя) - дед, которого привели креститься сын и внук, женщина с малышом, который улыбается (справа), над ними - благословение и миропомазания.
На барельефе звезды российского ордена Святого Владимира буквы СРКВ (Святой Равноапостольный Князь Владимир) перевернуты, что является, по мнению исследователей, просто ошибкой литейщиков.
Интересно, что сюжет горельефа совпадает с масляною росписью XVIII века ("Крещение Руси") в капелле Ивана Мазепы в Софийском соборе в Киеве - скорее всего, оттуда он и скопирован.
Из Санкт-Петербурга в Москву статую отправили поездом. В Киеве в то время железной дороги еще не было, поэтому дальше детали памятника везли лошадьми. Петр Клодт сам за этим следил. Вместе со статуей в Киев перевезли и 15-метровый чугунный постамент с художественным литьем.
Итак, 28 сентября (10 октября) 1853-го памятник был торжественно открыт. В церкви не было традиции освящать памятники, поэтому открытие монумента соединили с открытием Цепного моста через Днепр 15 октября 1853 г.
Самое интересное, что церковные иерархи памятник не признали. Особенно жесткую позицию занял владыка Филарет (Амфитеатров), прослуживший на киевской митрополичьей кафедре с 1837-го до самой своей смерти в 1857 году. Отношение митрополита Филарета к новому памятнику описал архимандрит Сергей Василевский: "Св. равноапостольный князь Владимир разрушал идолов и воздвигал святые храмы, а в честь его хотят воздвигнуть статую, почти что-то идолообразное. Кто же будет освящать такое сооружение?! По крайней мере, я не соглашусь совсем" (по Ивану Зоценко).
Тут мы ощущаем разницу между киевским православием и московским. Скульптуры (идолы) не шокировали украинское духовенство даже в Киево-Печерской лавре. Про идол "Самсона" на Подоле еще в 1749 году мы уже писали - никаких возражений тогда не прозвучало. Но времена изменились, и московские ортодоксы стали диктовать верность вероучения. После польского восстания случайного человека не могли назначить митрополитом Киевским и Галицким. Этот же самый Филарет (Амфитеатров) ранее пламенно выступал против перевода Священного Писания на современный русский язык (мы его знаем как "Синодальный перевод"), требуя оставить церковнославянский. Тогда позиция Филарета проиграла, но сам он получил орден Св. Андрея Первозванного. А определением Архиерейского собора РПЦ от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание святителя Филарета, что дает прямую дорогу к канонизации.
Но идеи Филарета почему-то далеко не полностью реализуются нынешней РПЦ. С ее благословения (главой комиссии по выбору проекта был епископ Тихон (Зайцев), сам патриарх Кирилл освятил закладной камень) в Москве был воздвигнут новый "идол" Владимира Крестителя - в том же году, что и "общецерковное почитание". Инициатором воздвижения выступило Российское военно-историческое общество, учрежденное Путиным в 2012-м. Председатель - министр культуры Владимир Мединский, глава попечительного совета - Дмитрий Рогозин. Процесс шел в обход всех законных норм. Хотели 24 м в высоту (чтобы выше, чем киевский) и в заповеднике на Воробьевых горах (повыше). Замечаем некоторое подражание оригиналу? Померяемся с Киевом Владимирами? Но после протестов москвичей мучительно выбрали место возле Кремля и вынужденно ограничились 17 м. Киевский Креститель остался непобежденным Москвой.
Победил киевского Владимира Белгород (РФ). Высота памятника от поверхности земли составляет 22,5 м, из них 15 м составляет постамент и 7,5 м - скульптура князя Владимира. На сооружение памятника было использовано свыше 1,5 т меди. С русским размахом (хотя Белгород еще 100 лет назад считал себя частью Украины ).
Малозаметно для украинско-российских отношений в Белгороде еще в 1998 году шарахнули самый большой в мире памятник Владимиру. Белгород считает, что его основал Владимир, хотя этому нет никаких доказательств. Я не против, конечно. Все должны основывать наши. (Вопрос, как с основанным потом бороться.)
Российская империя не видела причины воздвигать Владимира где-то кроме Киева. "Бюст на родине героя". Но нынешние претензии на "днепровскую купель" привели к "растягиванию" Владимира, как и к другим претензиям на киевское наследство.