• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Politico: Как украинские заробитчане пытаются вернуться в Европу

Украинцы продолжают искать работу в Европе, поскольку могут заработать в 10 раз больше, чем в Украине

Фото: EPA/UPG
Фото: EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Автор Politico Лилли Хайд посвятила статью проблемам украинских трудовых мигрантов, с которыми они столкнулись вследствие закрытия границ и нежелания правительства выпускать их на сезонные работы в Европу.

Введенные по всей Европе ограничительные меры для сдерживания пандемии коронавируса лишили страны иностранной рабочей силы, от которой они зачастую зависят, что вынудило их приложить максимум усилий для поиска работников на уборку фруктов и овощей.

Украина, являясь одним из ключевых поставщиков такой рабочей силы, не стремится заполнить образовавшуюся нишу.

В середине марта правительство призвало всех работников вернуться домой до закрытия границ, после чего они не смогли бы вернуться к своим семьям. По некоторым данным, 2 млн украинцев, которые зарабатывали на жизнь в Европе и спешно вернулись, сегодня оказались в затруднительном положении, отрезанные от источников дохода, поскольку власти вводят новые строгие правила относительно того, кому можно будет выехать за границу.

Данное решение касается не только коронавируса. Это элемент стратегии, цель которой остановить отток украинской рабочей силы и специалистов за рубеж.

"Мы хотим попытаться оставить людей в Украине и приложим для этого максимум усилий, - заявил в интервью украинскому СМИ в конце апреля премьер-министр Денис Шмыгаль. - В Украине также полно работы".

29-летний Вячеслав как раз работал в Чехии, когда президент Украины Владимир Зеленский объявил о закрытии границ и призвал граждан вернуться до того, как будут приостановлены все пассажирские перевозки. После того как его билет на поезд, а затем и рейс отменили, он добирался домой через Австрию и Венгрию, пытаясь успеть пересечь те пограничные пункты, которые все еще работали.

Реклама на dsnews.ua

Сегодня, как и многие из тех, кто ринулся домой, он уже не рад, что вернулся в свое село Нижнее Селище, и понял, что у него все меньше возможностей вернуться на работу за пределами Украины.

"Все сидят дома и ждут, - сказал он. - Я не могу вернуться. Украинское правительство, наверное, выпустит меня, они говорят, что никого здесь не держат, но в то же время я понимаю, что не могу поехать, потому что у меня нет документов, подтверждающих, что я работаю там".

Украинцы - это самая большая группа среди трудовых мигрантов в ЕС, наибольшее их число работает в Польше, Италии и Чехии. И они больше других отправляют денег домой. По данным Всемирного банка, объем их денежных переводов в 2019 г. был самым большим в Европе и составил почти $16 млрд - 10% ВВП Украины. На западе Украины, откуда родом Вячеслав, трудовые мигранты считаются ценным ресурсом. В одном селе даже воздвигнут памятник заробитчанам, как их называют в Украине.

Зеленский смотрит на это иначе. Комик, ставший политиком, сделал возвращение на родину и интеграцию примерно 4 млн украинцев, которые работают за границей, одним из краеугольных камней своего президентства, заявив в своей инаугурационной речи в прошлом году, что "каждый из нас - заробитчанин...Те, кто не нашел себя дома, а нашел заработок на чужбине...", и призвал украинцев "ехать в Украину не в гости, а домой".

Его правительство внедрило программы, которые призваны убедить работников остаться, вроде помощи малому и среднему бизнесу, и масштабную строительную программу, направленную на создание рабочих мест. Но зарплаты в Украине остаются одними из самых низких в Европе, а коррупция носит эндемический характер. Рынок труда нестабилен, что может усугубить экономические последствия пандемии коронавируса.

Если Украина до сих пор еще неплохо справлялась с эпидемией - подтверждены 644 летальных случая и 21,5 тыс. случаев заражения - карантинные меры, из-за которых все остановилось, отразились и на сфере занятости. По словам Шмыгаля, больше 2 млн человек или лишились работы, или отправлены в отпуск за свой счет, или это "скрытая безработица".

По словам Вячеслава, украинцы продолжат искать работу в Европе, поскольку могут заработать в 10 раз больше, чем в Украине, да и работа более стабильная. "Они знают, что у них есть работа сегодня и будет завтра, в то время как дома они всегда трясутся над любой недолгосрочной работой".

И даже в разгар пандемии более высокооплачиваемая работа определенно сохраняет свою привлекательность. По словам основателя рекрутинговой компании Gremi Personal Евгения Кириченко, которая ищет работу для украинцев в Польше, на их горячую линию с начала апреля звонили уже больше 4 тыс. человек. Около 67% украинцев, которые покинули Польшу из-за карантина, сегодня хотят вернуться, добавил он.

Но так как сухопутная граница еще закрыта, то такие компании, как компания Кириченко, пребывают в затруднительном положении. В апреле украинские пограничники не разрешили вылет чартерных рейсов с украинскими работниками в Финляндию и Великобританию. Разрешение на взлет одного из них не давали в течение девяти часов, пока пассажиры, съехавшиеся со всей страны, имея трудовые договоры с британскими фермами, сидели в аэропорту, по большей части игнорируя необходимость придерживаться социальной дистанции.

Этот инцидент стал коммуникационным провалом. Правительство тотчас же решило прояснить свою позицию: работникам позволят покинуть страну, но только если они могут доказать, что у них есть минимальный - трехмесячный контракт, гарантированное медицинское страхование (в том числе в случае заболевания Covid-19), жилье, и они обеспечены транспортом туда и обратно.

"Никто не запрещает выезд сезонных работников из Украины, но правительство стремится защитить как самих работников, так и граждан, которые вступят с ними в контакт по их возвращении", - сообщила в письменном комментарии Politico пресс-служба вице-премьера по европейской и евроатлантической интеграции, который отвечает за координацию организованного транзита работников.

В пресс-службе вице-премьер-министра отмечают, что требования к трудовым мигрантам, которые, по словам их критиков, противоречат Конституции, соответствуют законодательству об инфекционных заболеваниях и призваны предотвратить распространение вируса.

В общем, на бумаге работники могут свободно выезжать за границу, но большинство из них вынуждены оставаться дома, поскольку им проблематично выполнить новые требования. Большинство людей привыкли планировать свои поездки туда и обратно; у некоторых есть контракты на работу со сроком меньше трех месяцев или без жилья. Многие, такие как Вячеслав, работали вообще без контракта.

По словам менеджера по коммуникациям украинской общественной организации "Европа без барьеров" Павла Кравчука, новое постановление правительства "затрагивает права человека на свободу передвижения и право покинуть страну". "Это воспринимается как нарушение и усиливает недоверие к попыткам правительства урегулировать ситуацию".

В Gremi Personal заявили, что компания придерживается новых правил и обеспечивает соответствие своих клиентов требованиям к контрактам и страховке, установленным правительством. На прошлой неделе ее первый чартерный рейс, на борту которого были 178 работников, вылетел в Польшу, где первые две недели они проведут в карантине. В пресс-службе вице-премьер-министра сообщили, что другие компании организовали чартеры нескольких сотен работников в Германию и Австрию, также обсуждаются рейсы в Финляндию, Данию, Норвегию и Чехию.

Но вернемся на Западную Украину. Зеленый свет для некоторых рейсов, получивших официальное разрешение, Вячеславу или кому-нибудь из его знакомых не поможет.

Вячеслав нашел работу на фармацевтическом складе в Праге с помощью давно работающей сети посредников, которые организуют краткосрочную работу для трудовых мигрантов из Западной Украины. "Заказчики" организуют проживание и получают процент от заработной платы работника, которая выплачивается наличными во избежание уплаты налогов как в стране, где они работают, так и дома.

Работники не заключают договоры и не хотят. "Они не хотят быть скованными чем-либо", - сказал Вячеслав.

Большинство устраивается на простую и непродолжительную работу, зачастую оставаясь за рубежом на срок менее трех месяцев, допустимый в рамках безвизового режима с Украиной, введенного ЕС в 2017 г. (лишь в Польше позволяют украинцам легально работать в течение этого периода времени).

Трудовые мигранты уже давно критически относятся к идее помощи Украине посредством наполнения государственной казны, считая, что взамен ничего не получат. "По их словам, они работают в другой стране, и Украина ничего не делает для них, так почему они должны платить налоги?" - сказал Вячеслав.

Отношения государства традиционно не менее негативное - трудовая миграция считается проблемой с точки зрения потери рабочей силы, налогов и населения.

По словам Кравчука из "Европы без барьеров", он надеется, что карантин вынудит власти переосмыслить свое отношение и завоевать благосклонность работников, защищая их права и условия работы как дома, так и за рубежом.

Пока же, однако, главной проблемой трудовых мигрантов на западе Украины является то, как обойти новые преграды для их передвижений. В социальных сетях они организовывают подвоз автомобилями от границы и до границы или договариваются с дальнобойщиками. Надежда на возвращение к нормальной жизни - это не выбор между карантином или не карантином.

    Реклама на dsnews.ua