Подайте на пропитание. Сколько раз еще умрет Гогольfest

Проведение культурных мероприятий в стране по традиции сталкивается с извечной нехваткой денег

Гогольfest-2017, скорее всего, станет последним. Такое заявление в интервью Сultprostir.ua сделал директор фестиваля, режиссер и художественный руководитель театра "Дах" Влад Троицкий. "Я просто больше не могу. Вся команда фестиваля находится в зоне тотального подвига. Такое ощущение, что ты постоянно работаешь на вражеской территории", - заявил Троицкий. Главная проблема - хронические проблемы с финансированием фестиваля.

Подробности должны быть обнародованы в полном тексте интервью, которое вот-вот выйдет на сайте. Однако новость о возможном замораживании фестиваля уже вовсю обсуждается в соцсетях. Как правило, в формате "надо что-то делать, ибо фестиваль должен жить!". Правда, что именно делать и сколько денег из собственного кармана готовы пожертвовать сочувствующие, не очень понятно. Еще одно направление обсуждения - тотальная критика в сторону властей, которые "чхать хотели на культуру, а только дворцы себе пачками строят".

На самом деле это далеко не первое заявление Троицкого о том, что фестиваля больше не будет. С 2007-го, когда Гогольfest прошел в первый раз, его основатель регулярно говорит о нехватке средств. В 2011 г. режиссер даже заявил, что больше не хочет заниматься организацией фестиваля за свои деньги и готов сложить полномочия директора. Тогда поддержать фестиваль пообещала столичная мэрия в лице главы КГГА Александра Попова. В 2015-м Троицкий, организовывая Гогольfest, влез в долги. Через год в интервью он заявил, что до сих пор вернул не все деньги. При этом Минкульт и городская власть кое-какие средства на фестиваль все же находят - в этом году мэрия покрыла около 20% расходов на организацию феста.

Между тем Троицкий постоянно подчеркивает тот факт, что государство на Гогольfest денег не дает, зато выделяет средства на всякие ансамбли народных инструментов и театры, в которые никто не ходит. Позицию культурных деятелей, получающих средства от Минкульта, Троицкий как-то охарактеризовал следующим образом: "Ми такі митці, нам грошей не дають, а ми ж духовні скрєпи бережемо. А якби нам дали більше грошей, ми б так тут усе підняли!".

Однако риторика самого режиссера не сильно отличается от изобличаемых им деятелей культуры. Дело в том, что стенания по поводу нехватки финансирования стали уже традицией в культурной сфере. Денег не хватает киношникам, литераторам, художникам, режиссерам и еще десяткам представителей сферы искусства. В одном из интервью Троицкий отметил: "В идеале такие проекты обеспечивает государство. Например, в Европе". Между тем фестивали современного искусства редко где финансируются государством в полном объеме. К примеру, в Германии государство может поддержать культурное начинание, однако финансирование оргкомитеты всегда получают из нескольких источников, и львиная доля этих средств поступает от спонсоров и фондов.

В то же время Троицкий заявлял, что такой фестиваль должен существовать за счет публики. "Публика должна понимать: получить качественный контент даром невозможно. Как во всем мире происходит? Человек хочет поехать на рок-фестиваль. И собирает 250-300 евро на дорогу и жилье", - отмечал режиссер. Гогольfest пока не может состязаться по стоимости билетов с фестивалями вроде Atlas Weekend (абонемент на все дни фестиваля в этом году стоил 1600 грн). Однако если в 2012-м вход на большинство мероприятий Гогольfest был бесплатным, то в этом году абонемент на все дни фестиваля стоит 490 грн, на уикэнд - 370 грн, а за посещение спектаклей и отдельных мероприятий отдельно придется выложить по 270 грн.

Можно долго рассуждать, сколько соберут с публики, покроет ли это все издержки фестиваля, сможет ли Гогольfest что-то заработать. Однако главный вопрос, который неизменно возникает в связи с проведением любых культурных фестивалей: кто должен поддерживать такие проекты. Украинские деятели культуры сетуют, что в стране практически нет меценатов, а спонсоры почему-то не рвутся поддерживать деятелей искусства. В случае с Гогольfest следует отметить, что это - уникальное явление, которое, однако, имеет весьма отдаленное отношение к массовой культуре. Гогольfest же фестиваль современного искусства, того самого, которое многие украинцы попросту не понимают. Не понимают в силу разных причин: отсутствия культурного образования (и по вине государства в том числе), равнодушия к искусству в целом, банального нежелания разбираться, что же такого экстраординарного вон в той куче мусора, которую называют произведением искусства. Мероприятия вроде Гогольfest - тусовка для довольно узкого круга людей. И это вполне закономерно: кому-то по душе Dakh Daughters, кому-то - Олег Винник. Вот только вторых в разы больше, чем первых. А значит, и общественный интерес к событиям вроде Гогольfest не может быть массовым. Между тем именно на массовой культуре в большинстве своем рубят бабло.

Троицкий когда-то сам сказал, что боится превращения фестиваля в буржуазный праздник с красными ковровыми дорожками. Фестиваль сознательно отстраняется от гламура и масскульта, а это автоматически отсекает значительную часть спонсоров - рынок диктует свои условия. В прошлом году фестиваль перебрался на арт-завод "Платформа" и сразу же получил порцию критики со стороны завсегдатаев. Соседство с "Уличной едой" и "Кураж-базаром" лишило Гогольfest ауры артистического авангарда, сумасшедшего наслоения форм и смыслов, которое было стержнем фестиваля на протяжении всей его истории. Критики сетовали, что дух свободы и нонконформизма вытеснил дух коммерции. В этом году фестиваль пройдет сразу на нескольких локация: на ВДНХ и в Довженко-Центре. А потом, если верить Троицкому, закроется.

Означает ли это, что Гогольfest обречен? Судя по той частоте, с которой Троицкий хоронит фестиваль, а потом возрождает, вряд ли стоит заказывать отпевание. Вполне вероятно, заявление о закрытии фестиваля - своеобразный шантаж, ведь Троицкий никогда не скупился не нелестные слова в адрес чиновников и представителей власти. С другой стороны, нынешний праздник, учитывая стоимость билетов на него, станет хорошим показателем востребованности Гогольfest. Ведь массовые рыдания в интернете по поводу возможного закрытия фестиваля в деньги не конвертируешь.