Почему украинцы перестают доверять церкви
Удивительно, как много внимания уделило околоцерковное сообщество выводам, изложенным в коммюнике Всемирного совета церквей (ВСЦ), составленном по результатам визита в Украину. Сколько строк в публикациях, комментариях и особенно соцсетях было посвящено тому, кто кого пригласил, кто на какую встречу пришел и в каком составе, кто кому что сказал и кто кого за язык не тянул. По высоте градуса дискуссий, перемежающихся "официальными разъяснениями", можно было подумать, что ВСЦ как минимум принимает решение о поставке летального оружия в Украину. Или имеет долю в "Газпроме" либо другого туза в рукаве, способного внести коррективы в нашу войну.
Притом что визит был обычным протокольным междусобойчиком, направленным на "удовлетворение сторон" - и приглашающей, и условного "мирового сообщества".
Хотя никакой практической пользы от этого визита не предвидится, во всяком случае для Украины, в РПЦ, скорее всего, результатами довольны: в очередной раз помогли УПЦ подтвердить легитимность со стороны "международных организаций". Даром что эта организация - одна из многих, способных разве что "высказывать глубокую озабоченность". С точки зрения РПЦ, это и хорошо. Тех, кто способен оценить реальное положение вещей и тем более оказать какое-то влияние на ситуацию, как раз следует держать подальше. Перемены в украинской церковной жизни не входят в планы Москвы. Поэтому она будет и дальше заполнять информационные каналы пустым звоном о том, что во всем мире "признают" только УПЦ МП, и только она может что-то "решать". При полной уверенности, что как раз решать-то УПЦ ничего не будет, да и не может, поскольку в своих решениях она совершенно несамостоятельна. Все, что УПЦ представляет собой "для мира" - как было подробно разъяснено официальными лицами в связи с высоким визитом, - она представляет "через РПЦ" или "как часть РПЦ". По сути, больше ничего в этих разъяснениях можно и не читать.
Но вот что любопытно в истории с ВСЦ - этот жест легитимации оказался необходим. Равно как и широкая информационная кампания по его популяризации в массах. Как и публичная порка какого-то настоятеля монастыря Польской ПЦ, который осмелился на совместную молитву с представителями УПЦ КП. И обязательно слова представителя Вселенского патриархата о том, что КП, мол, "раскольники". Когда церкви за подтверждением легитимности и прищучиванием "конкурентов" надо обращаться куда-то вовне, это означает, что внутри у нее дела совсем неважные. УПЦ настолько поиздержалась с авторитетом в собственной стране - и этот процесс продолжается, - что без внешних "признаний" и прочих вмешательств становится совсем туго.
Это, впрочем, естественно. Даже если сбросить со счетов постоянные церковные скандалы, в нынешних условиях войны было бы достаточно и того, что она является частью РПЦ, которая, в свою очередь, находится в полном согласии с Кремлем. А значит, УПЦ как часть РПЦ несет ответственность за все то "прекрасное", что исходило и исходит в адрес Украины от московских "собратьев". За доктрину "русского мира". За награждения Киселева, Лаврова и прочих записных украинофобов. За Гиркина с Малофеевым, прикрывавших Дарами волхвов особую "крымскую миссию". За своего бывшего главу Миссионерского отдела, сбежавшего в Москву и теперь раздающего интервью о "так называемом украинском народе" и "украинских фашистах". За "православную армию", подстрекаемую священством РПЦ.
Что может противопоставить этому Киевская митрополия? Разве что себя Московской патриархии. Но этого она как раз и не делает, наоборот, она с готовностью поддерживает ее игру. Надо понимать, что когда УПЦ МП тиражирует мнение ВСЦ о том, что "УПЦ должна играть ведущую роль в поисках мира, единения и примирения как церковь большинства в Украине - с приходами во всех частях страны и с обеих сторон линии конфликта, и принимая во внимание то, что она официально декларировала и повторяла свою преданность территориальной целостности и единству Украины - УПЦ имеет в этом отношении особенную способность и ответственность лидирующей стороны", - это означает, что "ведущая роль" и "особенная способность" если и принадлежит УПЦ, то только "через РПЦ". То есть решения по таким насущным вопросам, как мир на нашей земле и наше с вами единство, будут приниматься в Москве.
Вообще фраза коммюнике о том, что УПЦ МП - та единственная сила, которая может объединить страну, вызывает особое умиление. Потому что в данное время она занята на совсем другом, более насущном для себя фронте - ищет примирения не между "враждующими сторонами", а между своими реалиями и своим же московским начальством. Ее легитимность трещит по швам, но это ерунда по сравнению с тем, что происходит с ее институциональной целостностью.
Возможно, "признание" со стороны ВСЦ для РПЦ - очередной выигранный раунд в битве за легитимность своего присутствия в Украине. Но совершенно очевидно - это очередной удар по украинской церкви с УПЦ включительно. Потому что история с ВСЦ в очередной раз обострила конфликт между украинскими конфессиями - в УПЦ почему-то решили, что одержали ситуативную победу, а их соперники невольно отреагировали обидой. Ни для того, ни для другого нет ни одного рационального повода, но тем хуже для ситуации, ведь конфликт питается эмоциями, а не доводами рассудка.
По крайней мере, одно можно сказать совершенно четко по итогам визита ВСЦ: ни одна церковь в Украине не может стать объединяющим фактором для общества. Ни "самая большая", ни самая маленькая. Церковь - не то место, в котором украинцам стоит искать мира и единения, потому что она насквозь пропитана конфликтами, войнами интересов, нетерпимостью, манипулирует и позволяет манипулировать собой. Когда мы дозреем до того, чтобы искать примирения в обществе, стране, конкретных регионах, церкви надо будет отодвинуть как можно дальше от этого тонкого вопроса. Иначе они все испортят.
Это, в общем, естественно. Церковь - часть общества и во многом отражает его состояние и болезни. Всякий раз, когда она будет говорить о своей "особой роли" в исцелении наших общих ран, ей, как врачу, стоит посоветовать сначала исцелиться самой. Научиться, например, разговаривать между собой если не приязненно, то хотя бы культурно. Отбросить скверную привычку праздновать свою "победу" над "конкурентом". Прекратить, наконец, свою собственную войну и только потом брать на себя "примирение в обществе".
Такие мысли и настроения, по-видимому, потихоньку овладевают украинцами. Последний соцопрос о доверии, который по традиции вывел церковь на первое место, показал при этом катастрофический для нее результат. Всего за год показатель доверия общества к церкви просел на 20%. Нельзя сказать, что она этого не заслужила.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 30 марта 2015 г. (№13/723)