Пандемия, отправившая нас по домам, а многих и многих тысяч людей, к сожалению, лишившая жизни, вновь вынуждает задуматься о бренности бытия как отдельно взятого человека, так и человечества в общем. Заставляет задуматься о нашем будущем и перспективах. И не в последнюю очередь потому, что пандемия случилась в критический период жизни всей планеты – масштабного изменения климата со всеми вытекающими последствиями вроде аномальных жары, засухи или наводнений.
Планета перенаселена, ресурсов все меньше. Однако это – перенаселение – явление временное. После Второй мировой войны с нами приключился бэби-бум. За последние 60 лет население планеты удвоилось, но среди ученых широко распространено мнение, что своего пика человечество достигнет к 2050 гг., а затем наша численность будет неуклонно снижаться. И за какие полсотни лет из-за демографического кризиса и других факторов людей на планете будет меньше 7 млрд.
Одна из ключевых и тех, что на слуху у всех – это изменение климата. Да, до сих пор есть скептики, которые, к примеру, считают, что раз уж у нас зимы аномально холодные, то о каком глобальном потеплении можно говорить. Поэтому плавно "глобальное потепление" в информпространстве сменило "изменение климата".
Последнее, согласитесь, подвергать сомнению все сложнее, поскольку с каждым годом все больше пресловутых аномалий: аномальная зима, аномальное лето, аномальные засухи, аномальные наводнения, аномальные масштабные лесные пожары и так далее.
В прежние времена столь радикальные изменения приводили к вымиранию одних популяций и видов и существенному сокращению численности других.
Спровоцированные изменением климата катаклизмы или же катаклизмы, провоцировавшие изменения климата нарушали баланс экосистем: исчезали растения, которыми питались животные и насекомые, соответственно, те, кто не мигрировал, погибал.
В общем, планета "стряхивала" с себя слабейших, а иногда и не только их, и процесс перезапускался. Пережившие катастрофу поднимались по лестнице вверх к своей личной трагедии в результате очередного глобального катаклизма.
Человек, конечно же, — не мамонт. Он более находчив, изобретателен и умен. Ну, преимущественно. Поэтому случись что-нибудь вроде того, чтобы было с динозаврами, точно протянет дольше. Но в конечном итоге очень вероятно, что все же вымрет.
По мнению американских и британских климатологов, при текущей ситуации с климатом произойдет это примерно через 500 лет. Нам попросту не будет хватать ресурсов – в первую очередь продовольствия — в связи с резким сокращением площади сельскохозяйственных земель.
Дефицит ресурсов подводит нас к еще одному фактору вымирания – экономическому.
Индустриальная, постиндустриальная и цифровая эпохи – это уникальный период в жизни человечества. За какие-то две сотни лет мы совершили невероятный рывок вперед.
Однако и это же наша ахиллесова пята. Потому как растущее население, продолжительность жизни, ее уровень, технологический прогресс, бурное развитие экономики – они истощают ресурсы планеты.
По последним данным, человек уже наложил лапу на 25-40% всего органического вещества на Земле, продуцируемое растениями из воздуха, воды и солнечного света.
Иными словами, мы сейчас объедаем другие виды, среди которых немало вымирающих.
И останавливаться на этом не собираемся, поскольку все хотим жить лучше, а значит требуем больше еды, площади, гаджетов и прочих прелестей. Для этого в свою очередь люди живут дольше, они здоровее, и работают все больше и больше. Экономика растет, потребление, соответственно, тоже. И ресурсы тают все стремительнее. Такой вот круговорот жизни в природе – жизни человека в уже природе человека.
При том, что жизнь человеческая, не сказать бы, что является максимой. Как у вида потенциал человека, несмотря на все покоренные им вершины, тоже ограничен. В первую очередь той стремительностью, с которым наш вид развивался.
Есть такая тенденция: у видов млекопитающих есть свой срок жизни. Они появляются, развиваются, достигают пика и вымирают примерно через миллион лет.
Человеку сейчас примерно 315 тыс. лет. Треть-четверть жизни уже пройдена. Да, мы, повторимся – не мамонты и проживем дольше. Но есть в наших телах ограничитель. И это, скажем так, генетическая скудность.
Появился человек в Восточной Африке и расселился по всей планете. Изначально популяция была невелика, а следовательно и генетических вариаций не так уж и много.
Добавить сюда глобальные катастрофы, эпидемии, войны, которые существенно в разные периоды истории снижали численность популяции, а иногда едва ли не ставили нас на грань исчезновения, и, как следствие, наш ДНК-багаж кажется еще меньше.
Оказывает влияние и нынешняя социализация, потому как человек – давно не кочевник. Пусть у нас сегодня масса возможностей для путешествий и знакомств с носителями других генов, но по большей части мы проживаем в своих локациях и там же размножаемся. Несмотря на массу возможностей и карту передвижений, человек менее мобилен: такси-аэропорт/вокзал-такси. Повторить.
Авантюризм давно не в моде. Жизнь стала комфортной и ламповой. Соответственно такой образ оказывает непосредственное влияние на человека – не только на привычки, но и на организм.
К примеру, с машинами, удобной обувью, электросамокатами, самолетами зачем нам пальцы на ногах? Ученые уже давно пришли к выводу, что они станут одной из первых частей тела, которая с течением времени исчезнет.
Следом за пальцами идут зубы – коренные, поскольку нет уже нужды разгрызать особо твердый кусок хлеба или что-то вроде того. Наша пища все более мягкая, если не жидкая. А значит постепенно уменьшатся в размерах органы ЖКТ, возможно, скелет.
Малоподвижность же приведет к дальнейшему увеличению размеров тела. И не только она, но в первую очередь доступность ресурсов. Пока.
Человек увеличивается в размерах не первое столетие. Возможность нормально питаться, заботиться о своем здоровье – фактор, прямо влияющий на наши габариты. Нет еды, адаптируемся и потребляем меньше. Есть – растем. В странах первого и второго мира нет проблем с продуктами питания, поэтому-то за последние 150 лет рост жителей развитых стран в среднем увеличился на 10 см.
А мозг, напротив, уменьшается. И не потому, что мы тупеем из-за сытой жизни. Точнее не столько по этой причине, сколько в связи с укладом жизни, так сказать. Главным фактором является человеческая коллективизация и разделение труда.
Что можно назвать основной тенденций современного мира. Универсальность и навыки в нескольких областях – не в почете. Точнее будет сказать, в них нет нужды, поскольку существует запрос на узкопрофильного специалиста. Он не должен уметь писать пейзажи, жонглировать, столярничать или кодить. Наоборот: если работник – отличный кодер, значит должен посвятить себя этой работе целиком и полностью.
И не сказать, что это плохо. Или хорошо. Так просто есть и все. Хотя, вероятно, с течением времени ситуация изменится, когда начнется новый цикл.
Мы благоденствуем благодаря технологическому прогрессу и росту экономики. Только когда ресурсы закончатся и за них, скорее всего, начнется война, то прогресс обернется регрессом.
Если конечно не будут найдены другие источники. Поэтому-то довольно перспективными являются проекты правительств и частных подрядчиков по добыче ресурсов на астероидах. Да, развитие космических программ также в перспективе может закрыть вопрос с нехваткой места на планете, продовольствия и т.п. Если ученые и инженеры успеют за оставшееся нам время разобраться с колонизацией. Хотя с проблемой ограниченного числа генетических вариаций дело обстоит несколько сложнее. По крайней мере, пока.